«Нам нужно трудиться, ощущать себя членом единой христианской семьи»

Православные священнослужители о расслоении общества

0
643
Время на чтение 7 минут
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в праздник Рождества Христова призвал к борьбе с расслоением общества на богатых и бедных.

Эта проблема находит отражение и в политическом, и в социальном, и в духовном измерениях, приводит мнение Предстоятеля Русской Православной Церкви Life.

Он указал на необходимость сократить разницу доходов между богатыми и бедными. Именно на решение этой проблемы должны быть направлены политические и экономические меры, принимаемые государством, считает он.

— Расслоение общества — это огромная проблема. Всё это сегодня присутствует в нашей жизни. Социализм пытался решить эту проблему. Но давайте честно скажем: он её не решил, — указал Предстоятель РПЦ в интервью телеканалу «Россия 1».

По мнению Патриарха, от преодоления этого разрыва зависит стабильность в обществе, поэтому она находит отражение и в политическом, и в социальном, и в духовном измерениях.

— Чем этот разрыв больше, тем больше дестабилизация общества. Тем больше возникает негативной энергии. Тем больше у людей отторжение от всего того, что происходит в обществе и в стране, — добавил Патриарх.

«Как вы прокомментируете мнение Патриарха? Социализм, по мнению Главы РПЦ, не справился с сокращением разницы доходов между богатыми и бедными, - под силу ли это нынешней экономической системе? Можно ли решить проблему, поднятую Патриархом, и как?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что, наверное, разрыв между богатыми и бедными можно уменьшить только традиционными средствами – отобрать у первых то, что им принадлежит и отдать это вторым. Но такие способы создают в обществе еще большее напряжение.

«Какими справедливыми ни были бы законы, люди всегда найдут возможность жить жизнью, которая им кажется более приемлемой. А такую жизнь формирует мировоззрение – как и ценности, которые люди принимают. Если они делают это массово, появляется то, что мы называем идеологией, идеей. Общество получает представление о будущем, о настоящем. Но что это за идеология, каковы ее основные параметры? – Мы, конечно, не знаем. Думаю, такой идеей в России должна стать справедливость, милосердие, вера и верность. Это идеалы, которые открыты русскому народу уже тысячу лет. Они, собственно, и формировали его на протяжении столетий. И без таких ценностей, идеалов мечтать о какой-то справедливости, уменьшении расслоения, наверное, нельзя», - продолжил он.

«Святейший, скорее всего, хотел, чтобы мы задумались именно об этом. Законодательство, полицейские системы – все это, конечно, усугубляет и без того нелегкое положение человека. Искать решение нужно в идейной сфере. Но для этого придется менять Конституцию – американские хозяева нашей жизни с нашего дозволения подарили нам Конституцию, которой запрещены общие цели, общее мировоззрение – равно как и возможность распоряжаться собственными финансами. Так что можно пожелать будущему поколению внимательнее читать основной закон и задумываться о смысле существования», - заключил о. Алексий.
Протоиерей Вячеслав Кочкин, руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии, отметил, что с начала своего существования Церковь ратовала за то, чтобы люди получали достаточные средства для проживания.

«Изначально Патриарх и Церковь несли большую социальную нагрузку в виде помощи обездоленным и нуждающимся. Был даже создан специальный институт диаконов, которые должны были заботиться об обеспечении социально неимущих. К сожалению, с расслоением не мог справиться не только социализм, но и все ранее существовавшие формации. Думаю, сегодняшняя не справится тоже – в ее основе не лежат принципы христианской любви и заботы о ближнем, которые могли бы эти вопросы решить. Остается только объяснять это людям – до тех пор, пока сознание человека не поменяется и он не поймет, что не заберет на тот свет ни дворцы, ни машины, изменить что-либо трудно», - продолжил о. Вячеслав.

«В наше время, когда социальное расслоение действительно огромно, народная пословица: "у кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий" актуальна, как никогда. "Сытый голодного не разумеет", и противостояние будет длиться до тех пор, пока каждый не примет в свое сердце Христа, и не начнет жить по заповедям Божьим. Тогда можно будет что-то исправить. А наше государство, даже если по Конституции оно называется социально ориентированным, все-таки пока стоит на защите прав тех, кто имеет собственность, деньги. Простому человеку этому не дано. Но мы должны учитывать и опыт советской власти, который расхлебываем до сих пор – человек разучился трудиться. Россия – страна с крайне низкой производительностью труда. У нас огромное количество праздников, людей, не желающих трудиться – потому что якобы мало платят. Казалось бы, мы давно не живем при советской власти, а льготников у нас, наверное, больше, чем тогда. Государство сейчас несет огромное социальное бремя. А льготники – это не только многодетные матери и инвалиды, участники боевых действий. Я поражаюсь, какое огромное количество денег государства уходит на поддержку малоимущих! Но человек, который не хочет трудиться, но хочет жить хорошо, всегда будет завистливым, – а это не христианское чувство», - подчеркнул он.

«Думаю, Патриарх, скорее, затрагивает морально-нравственный аспект проблемы – нам нужно трудиться, ощущать себя членом единой христианской семьи. Тогда расслоения удастся избежать. Но это светлое будущее, боюсь, далеко», - заключил священник.
Иерей Святослав Шевченко, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии, отметил, что со Святейшим Патриархом сложно не согласиться – такая проблема у нас действительно есть.

«Посмотрите любой музыкальный популярный клип – в нем обязательно будут дорогие машины, банкноты, полураздетые девушки-"модели". Сегодня у нас культивируют «ценности» общества потребления. Эта проблема была актуальна во все времена – и при социализме, и при капитализме. В советское время у нас появилась такая прослойка, как партократия, которая в первую очередь имела доступ к различным благам: квартирам, машинам, банкам с красной икрой… Но решать эту проблему, думаю, нам нужно с себя. Взять, к примеру, духовенство. И Святейший Патриарх, и митрополит Варсонофий, и другие иерархи Церкви не раз подчеркивали, что служители Церкви должны быть ближе к народу, пересесть на менее дорогие автомобили. Так что когда мы заявляем о большом расслоении между богатыми и бедными, мы должны прежде всего обратить внимание на себя. Я предложил бы решить эту проблему именно так», - добавил он.

«А нам, увы, сложно себя ограничивать. Накопил человек денег, приобрел машину – и через какое-то время ему уже хочется пересесть на автомобиль классом выше. Это касается и вещей. Сегодня мы видим, что бездомные стали одеваться прилично. Спросите, почему? – Да просто люди каждый год меняют одежду, и не потому, что она пришла в негодность – следуют за модой. Хорошо, что от этого хоть кому-то польза – тем же бездомным. Так что давайте решать проблему с "верхов". Нужно проще жить и чиновникам, и тогда, быть может, народ поддержит эстафету. А словами проблему не решить», - заключил о. Святослав.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, отметил, что, конечно, вопросы социальной политики, материального благосостояния населения – ключевые политические вопросы.

«Да, они отличаются от духовных задач, о которых Церковь говорит в первую очередь. Но Церковь не может находиться в стороне от важнейших вопросов – в том числе политических. Это и есть та ее функция, которую обычно называют «печалованием». Традиционно архипастыри, патриархи Русской Православной Церкви печаловались о своих духовных чадах, которые были осуждены за какие-то преступления или просто находились в трудном положении. Думаю, Святейший Патриарх Кирилл, говоря эти мудрые слова, печалуется о нашем населении. Кроме того, он как мудрый пастырь предупреждает власти о существующих духовных противоречиях, которые в случае неблагоприятной ситуации могут привести к социальному взрыву», - подчеркнул отец Димитрий.

«Несомненно: социальная модель, которая предлагалась в советское время, не сработала. Ленин еще в начале своей деятельности заявлял, что более высокая производительность труда, которая якобы будет в коммунистическом обществе, обеспечит победу коммунизма и социализма. Но этого не произошло – упрощенная экономическая модель, предложенная Карлом Марксом, не сработала. Более того, наш народ в результате 70-летнего правления советской власти был отлучен от хозяйственно-экономической инициативы, то есть фактически разучился ее предпринимать», - продолжил он.

«Сегодня говорят, что у нас общество потребления. Но в советское время оно тоже было таковым. Да, нам говорили о радости, важности труда, и труд действительно был почетной обязанностью. Но при этом люди, отлученные от владения собственностью, привыкли: за их благополучие отвечает государство. Квартиры, пенсии – это та его функция, на которую народ стал возлагать все свои надежды. А инициативных людей не стало. В результате мы могли наблюдать печальную социальную картину. После того, как советская власть прекратила существовать, картина стала еще печальней: власти, к сожалению, увлеклись идеей перераспределения собственности, что привело к созданию олигархической модели», - сказал о. Димитрий.

«Думаю, имена Чубайса и Гайдара навсегда войдут в историю как имена людей, которые за счет ограбления большинства населения пытались создать модель, когда небольшое количество людей владеют орудиями производства и большей частью материальных благ. К сожалению, эта модель существует и сейчас, хотя нынешние власти и пытаются что-то сделать. Особенно успешными попытки были в начале 2000 годов. Но в целом ситуация не изменилась. Я, конечно, не специалист в экономике, но люди, занимающиеся производительным трудом, говорят: налоги и законы у нас, мягко говоря, несовершенны. Человек, желающий проявить хозяйственную инициативу, сталкивается с такими препятствиями, что у него опускаются руки. Так что у нас фактически та же модель, что и в советское время – когда инициатива поощряется на словах, а законодательно всячески подавляется», - продолжил он.

«Святейший Патриарх, думаю, призывает к тому, чтобы эту ситуацию как-то изменить, чтобы люди почувствовали интерес к производительному труду. Чтобы не спекуляция стала мечтой желающих обогатиться, а желание вложить свой труд – умственный или физический. Такой подход не только не противоречит духовным целям – он прямо следует из библейской истории, поскольку Господь призвал Адама возделывать райский сад, трудиться, и даже после грехопадения получать плоды своего труда. Дай Бог, чтобы в нашей стране такое действительно стало возможно», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28