Воинство Любви и Добра

Впечатления от участия в конференции монашествующих Тверской и Кашинской епархии «Нравственные ценности и будущее человечества» в Ниловой пустыни 21 декабря 2017 года

0
1116
Время на чтение 15 минут
Вот и снова провел я два прекрасных зимних дня на Селигере, в благословенной Ниловой пустыни… И вновь вернулся оттуда, полный впечатлений от того, что увидел, от тех, с кем довелось пообщаться, от того, в чем посчастливилось принять участие…

21 декабря 2017 г. в мужском монастыре Тверской и Кашинской епархии Нило-Столобенская пустынь прошла конференция «Нравственные ценности и будущее человечества». Мероприятие было проведено в рамках V Фаддеевских образовательных чтений по направлению «Древние монашеские традиции в условиях современности». Конференция работала под председательством Высокопреосвященнейшего Виктора, митрополита Тверского и Кашинского. Организатором выступил Епархиальный отдел по монастырям и монашеству, возглавляемый наместником Ниловой пустыни архимандритом Аркадием (Губановым). Большую работу по подготовке конференции провели заместители отца Аркадия – иеромонах Иаков (Степкин) и игумения Евпраксия (Инбер) – настоятельница Вознесенского Оршина монастыря. В конференции участвовали игумены и игумении монастырей епархии, монашествующие. Были приглашены выступить автор статьи – доцент философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, Почетный работник высшего профессионального образования РФ О.А.Ефремов и сотрудник кафедры реставрации монументальной и декоративной живописи МГХПА имени С.Г.Строганова, художник-реставратор А.В.Бузылева.

Конференцию открыл вступительным словом владыка Виктор, затем отец Иаков зачитал приветственную телеграмму губернатора Тверской области И.М.Рудени. Вообще было заметно, что Тверская и Кашинская епархия дает пример успешного и весьма интенсивного сотрудничества Православной Церкви и государственной власти в самых различных областях: социальной, воспитания молодежи, сохранении культурного наследия и защите традиционных ценностей. Примечательно не только внимание губернатора к конференции, организованной епархией, но и приглашение Владыки Виктора на встречу с представителями гражданского общества в Твери. Важность участия Высокопреосвященнейшего Владыки в этой встрече подчеркивало то, что он должен был покинуть конференцию раньше окончания, передав ее ведение отцу Аркадию и отцу Иакову.

Владыка Виктор произвел на меня очень сильное впечатление. К сожалению, под влиянием некоторых сетевых порталов и активных блогеров в обществе формируется негативное мнение об епископате РПЦ. Архиереев представляют то ограниченными самодурами, то погрязшими в роскоши бездельничающими нахлебниками, не интересующимися реальными проблемами вверенной их попечению паствы, то ханскими баскаками, жестоко выжимающими дань, отбирая последние гроши у нищего духовенства.

Я увидел совсем другое. Рано утром Владыка возглавил Божественную литургию, затем целый день проводил собрание монашествующих, сделал на нем доклад. На следующий день с утра председательствовал на конференции, а затем уехал в Тверь (200 км небезупречной дороги), чтобы принять участие во встрече губернатора с представителями Гражданского общества. И это только то, что видел я. Думаю, основная часть дел Владыки за два декабрьских дня (работа с документами, встречи с монашествующими, не говоря уж о монашеской молитве) проходила вне моих глаз. И хотелось бы отметить – ничего Владыка не делал формально. Ко всему относился серьезно, добросовестно, с душой, с пониманием, вникая в мельчайшие подробности. Благоговейно служил, содержательно выступал, внимательно слушал других участников, задавал вопросы, быстро разбирался в сути проблем. Удивило также сочетание необходимого (но далеко не всегда присущего) каждому руководителя умения оперативно принимать ответственные решения с особой отеческой мягкостью, сердечностью и любовью. Чувствовалось отличие Пастыря от просто «эффективного менеджера».

Рядом с Владыкой не было никакой праздной свиты. Все, приехавшие с ним, четко и слаженно выполняли определенные обязанности, помогая Владыке и организаторам конференции. Особенно хочется отметить протоиерея Андрея Андронова – автора замечательных программ о жизни православного Верхневолжья, о людях и событиях Тверской епархии, о русской истории. Отец Андрей занимался информационным обеспечением конференции.

И еще две детали. Вкушал пищу Владыка на общей трапезе с монашествующими, участниками мероприятий, паломниками. Я так и не смог определить, на каком автомобиле приехал Владыка – суперкрутых джипов и престижных лимузинов на единственной парковке не наблюдалось, только вполне «народные» для России машины.

Но вернемся к конференции. Она была разделена на две последовательные секции: первая из них была посвящена собственно проблемам нравственных ценностей в современном мире, вторая – истории Вознесенского Оршина монастыря, 450-летие освящения Вознесенского собора которого отмечается в этом году.

Первая часть началась докладом «Вызовы современности и русское монашество», которым Ваш покорный слуга, автор статьи, около сорока минут занимал благосклонное внимание аудитории. Слушали внимательно, задавали вопросы. А матушка Феофилакта (Левенкова), настоятельница Вышневолоцкого Казанского монастыря, услышав мои слова, что многим представителям современной молодежи вообще и моим студентам в частности очень полезна была бы монашеская духовная помощь, встала и ответила четко и ясно: «Готова принять!» Об этом же говорили и другие игумении, подойдя ко мне в перерыве. Заметьте – не просили о помощи (а она им ох как нужна!), а предлагали свою.

Затем выступал наместник Нило-Столобенской пустыни отец архимандрит Аркадий (Губанов). Многое хочется сказать об этом замечательном Человеке, Пастыре, Строителе… В нем видишь лучшее проявление истинно русского монашества, того, что восходит к Преподобному Сергию Радонежскому, монашества, история которого неотделима от судьбы нашего земного Отечества, которое оно (монашество) стремилось и стремится приблизить к идеалам Отечества Небесного, созидая подлинно Святую Русь. Именно русские монахи с молитвой, крестом и топором первые приходили в глухие чащи Северо-восточной Руси, именно вокруг их келий вырастали сначала обители, потом деревни, а позже и города… Именно они, если требовалось, вставали на защиту русской земли, молитвой благословляя и вдохновляя воинов, а то и сражаясь в одних рядах с ними, именно они лечили, учили, просвещали, освящали… Пересвет и Ослябя, Преподобный Серафим Саровский, Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), священномученик архиепископ Фаддей (Успенский) – в честь которого названы чтения, Великий наместник архимандрит Алипий (Воронов) … Каждый из них вносил свой вклад в защиту, обустройство духовное и материальное родной страны.

Благолепна и благодатна нынешняя Нилова пустынь… Величественный Собор, просторные братские корпуса, комфортабельные паломнические гостиницы, прекрасный конференц-зал, где и проходило, собственно, наше мероприятие, вкусная, здоровая еда, сотни обогретых обездоленных людей, нашедших здесь приют и, возможно, путь к новой жизни, курсы для педагогов и научные конференции… За всем этим – образцово организованное хозяйство, фермы, линия по розливу воды, многочисленные мастерские, виноград, выращиваемый в открытом грунте на севере Тверской области… А полтора десятка лет назад - полная разруха, руины, развалины, битый кирпич, пустые бутылки, мусор и остовы зданий… Это материальное.

«Эх, отец Аркадий, Вам бы сюда не только учителей и художников привозить, но и бизнесменов, и государственных чиновников – пусть у Вас учатся»! Улыбается отец Аркадий, удивительная улыбка у него - добрая, открытая, широкая, от сердца…И секрет этого материального благополучия он знает. И не скрывает… Не будет доброго достатка (не пустой роскоши, а надежного устроения жизни) без духовной основы. И секрет этот открыл он, отчасти, в своем докладе: «Любовь как основа духовного делания монаха». Действительно, именно христианская любовь, неотделимая от веры и молитвы, – единственная надежная основа человеческого бытия – и материального благополучия, и межчеловеческих отношений, и духовного преуспеяния. А пример тому должны давать монахи. Так и устроена Нилова. Любовь – главное, что ты чувствуешь здесь. Любовь – во всем «основа делания» отца Аркадия. И она охватывает всех, прибывающих в обитель и пребывающих в ней. Отеческая любовь порождает братскую.

По сути, отец Аркадий своими мыслями и делами дает ответ на знаменитый солженицынский вопрос: «Как нам обустроить Россию?» Как жаль, что не всем слышен этот ответ!

Мы увлечены созданием технополигонов типа Сколкова, верим, что тамошние «новации» приведут нас к счастливому будущему. Новации, действительно, есть. Только вот в основном на полигонах они и остаются. Из лабораторий со временем перейдут в музеи. Или в парки культуры и отдыха, как «Буран». А в жизни мы их так и не увидим. Потому что ничего не стоят новации без человека, без правильного отношения к жизни, к делу, без должного устроения общественных отношений. Устроения, соответствующего нашей исконной социокультурной среде.

Нилова – больше «Сколково». Важнее. И создана без многомиллиардных государственных вложений. А молитвами и трудом братии под руководством отца Аркадия. Приезжайте и учитесь. Как бы шире распространить этот опыт!

А пока Нилова – пример для других тверских монастырей, как и отец Аркадий – Председатель Епархиального отдела по монастырям и монашеству.

Не могу не отметить одного фрагмента выступления отца Аркадия – видение им взаимоотношений государства и Церкви. Очень мало кто из высокопоставленного духовенства приветствует принцип отделения Церкви от государства. Отец Аркадий - один из немногих. По его мнению, именно данный принцип обеспечивает Церкви свободу, дает возможность утвердить истинный духовный авторитет. Сотрудничество с государством, но сотрудничество на равных – другое дело. Здесь в Тверской епархии вообще, как я уже писал, и в Ниловой пустыни, в частности, с этим полный порядок.

Удается отцу Аркадию утвердить любовь и в каждом деле, и во взаимоотношениях братии, и в отношении к паломникам.

Именно последнему был посвящен доклад насельника Ниловой пустыни иеромонаха Иоанна (Захарова). Немалые силы полагал и полагает отец Иоанн на увековечение памяти славного уроженца селигерской земли, знаменитого учителя математики, автора первого русского учебника, по которому осваивал азы этой науки еще М.В.Ломоносов, – Леонтия Магницкого.

Но среди послушаний отца Иоанна - и проведение экскурсий для паломников. Тема его доклада: «Трудности духовного общения с паломниками и вновь поступившими в монашеские общины». Отец иеромонах делился опытом того, как за полтора часа общения не только дать исчерпывающую информацию об исторических и архитектурных деталях, но и донести до светских людей духовное значение подвига Преподобного Нила и трудов обители.

В Тверской и Кашинской епархии одиннадцать монастырей: четыре мужских и семь женских. Есть во всех что-то общее, но все-таки каждый неповторим.

Особенно хочется сказать о женских… Заметьте, их больше, чем мужских. «В мае 2009 года Святейший Патриарх Кирилл, выступая перед многочисленной молодежной аудиторией, назвал женщин абсолютно сильным полом: человек состоит из духа и тела и сила его зависит не только от физической составляющей». Эти слова взяты мною из замечательной книги нашей современницы, игумении Феофилы (Лепешинской) «Дерзай, дщерь!». Игумения Феофила – автор лучших, на мой взгляд, произведений о современном русском монашестве - содержательных, искренних, прекрасно написанных, отражающих глубокое понимание трудностей и радостей монашеской жизни, великого предназначения православного монашества. Как сильно отличается взгляд на монашество и переживание его игуменией Феофилой от болезненных «исповедей» разочарованных дам и девиц, следуя моде, ринувшихся в монастыри и быстро оттуда сбежавших! Желчь и гной обид и «разочарований», представленных в жанре фэнтезийного бестселлера, служат, увы, для многих «источником информации» о жизни монастырей. Для меня же непростая правда женского монашеского подвига в современной России открылась именно через книги матушки Феофилы, а встреча и знакомство с тверскими игумениями послужили живой иллюстрацией и доказательством ее правоты.

Хочется назвать их всех, женщин, сильных духом, не уступающих в этом мужчинам, а то и превосходящим их. Ведь часто женской обитель становилась тогда, когда там не справлялись, сдавались мужчины. Мужчины уставали и уходили, а женщины приходили на их место, и расцветала в возрождаемой обители монашеская жизнь. Именно такова судьба Николаевского Клобукова монастыря в городе Кашине, где настоятельствует сейчас игумения Варвара (Иванова), сменившая первую настоятельницу игумению Анну (Топоркову), в схиме – схиигумению Стефаниду. Могила матушки Стефаниды находится на территории монастыря, ей часто приходят поклониться верующие.

Незадолго до революции был преобразован в женский и Вознесенский Оршин монастырь. Нынешняя игумения обители, матушка Евпраксия (Инбер) была в числе тех сестер, которые возродили обитель после возвращения ее Церкви. А первая игумения возрожденного Оршина, матушка Иулиания (Ритониеми), теперь настоятельница Свято-Екатерининского монастыря в Твери. Необычна судьба этой изящной милой женщины. Уроженка Финляндии, она приехала учиться в МГУ, приняла Православие, а затем и монашество, став одной из зачинательниц женского монашества в Тверской епархии постсоветского времени. Немалые труды несет игумения Феофилакта (Левенкова), настоятельница Вышневолоцкого Казанского монастыря по восстановлению обители и устроению в ней монашеской жизни. А какой чудесный доклад «Целомудрие – основа всех добродетелей» представила матушка Феофилакта! И не только по содержанию, но и по форме, поэтичности, эмоциональности! Чувствовался не только ум, но и сердце, вложенное в каждое слово! Матушка Елисавета (Евдокимова) – игумения Богородицкого Житенного монастыря в Осташкове. При ее обители, как и при Оршином монастыре, действует приют для детишек со сложной судьбой, многие из которых там впервые в жизни обрели дом, любовь, покой и заботу. Светлые, веселые лица детей, привязанность и искренняя ребячья благодарность и любовь к матушке игуменье и сестрам монастыря, благополучно сложившиеся судьбы выпускников, при первой возможности навещающих обитель, – лучшее свидетельство ежедневного тихого, но великого подвига русских монахинь.

Матушка София (Прощаева) – настоятельница Ольгинского монастыря у истока Волги. Глядя на эту худенькую невысокую женщину в очках, трудно поверить, что Господь привел ее игуменствовать в обители, где и визит медведя – не редкость.

А вот игумения Лариса (Лобанова) возглавляет Христорождественский монастырь в Твери, но в крупных городах свои сложности и искушения…

В какой-то момент задумался, почему я, человек сугубо светский, всегда обращавшийся к дамам по имени-отчеству (или только по имени) так естественно называю этих женщин – почти моих ровесниц по возрасту, а то и младших меня – матушками. Ответ пришел сам собой, я его увидел. Представлял игумении Евпраксии своего восьмилетнего сынишку, уже обученного азам светского поведения. В ответ на его поклон, игумения как-то одновременно порывисто, мягко и естественно, не говоря ни слова, обняла и прижала малышку к себе. И он также естественно, легко и доверчиво прильнул к ней, скрывшись кудрявой головкой в складках монашеской рясы. Вот так Матушка принимает в свои объятия и защищает ими и сестер, и воспитанниц приюта, и просто всех труждающихся и обремененных, неся возложенный на нее Богом игуменский крест. Женщинам часто дано больше, чем мужчинам, женщины могут многое из того, что не могут мужчины. Представляется мне, что женское монашество – это еще и особое вселенское материнство, не по плоти, по духу; особая, недоступная мужчинам, форма добра, тепла и любви.

Нелегкое служение в женских монастырях рядом с матушками несут и священники - клирики обителей. Не всех, к сожалению, я знаю лично. На конференции познакомился с совсем еще молодым иереем отцом Романом Кучмой, выпускником МДА, трудящемся вместе с матушкой Феофилактой по возрождению Казанского монастыря в Вышнем Волочке.

Особо хочу рассказать о клирике Николаевского Клобукова монастыря, протоиерее Виталии Казаченко. Собственно, благодаря этому удивительному пастырю я и познакомился с тверским духовенством и монашеством. Мы с семьей случайно оказались в Клобуковом монастыре в городе Кашине, даже не зная до того, что таковой существует. Зашли на службу в маленькую надвратную Покровскую церковь. Поставили свечки, помолились, уставшие дети начали капризничать. И вдруг из алтаря вышел священник и подошел к нам. «А можно я рядом с тобой посижу?» - спросил он моего канючащего старшего сына. Не знаю как, но возникло ощущение, что мы всегда знали этого священника, а он – нас, что мы шли сюда специально к нему, а он нас ждал. Матушка Варвара была в отъезде, но отец Виталий быстро все устроил. Детей тут же отвели в трапезную и накормили, после небольшой беседы с отцом Виталием они как-то сразу успокоились и повеселели. А я… Я почему-то выложил все сразу, все, что меня беспокоило, что мучило, с чем трудно было жить. Долго слушал меня отец Виталий, не перебивал, не осуждал, не назидал. А когда говорил, каждое слово, как целебный бальзам, попадало в свою рану. И слова-то были простые, а становилось светлее и спокойнее. То же и с женой. Не знаю, о чем она рассказывала отцу Виталию, и что он говорил ей, а только испытала такие же чувства, что и я. «Знаешь»,- сказала она мне позже, - «а он прозорлив». Прозорлив… Не тем, что предсказывает будущее или указывает, что делать и куда идти, не новомодной псевдостарческой «прозорливостью», доводящей обычно до психушки или до вариаций «аум-синрикё», а особым пастырским даром – увидеть боль и ее исцелить. Снова вспоминаю отца Аркадия: а возможно ли такое без любви? А возможно ли это без помощи Божией? Не в том ли и заключается суть священнической благодати?

В отце Виталии пастырский дар сочетается с блестящей образованностью (он филолог с университетским дипломом), музыкальной одаренностью, батюшка поет, играет на гитаре, обладает чудесным чувством юмора и огромным талантом общения. Отец Виталий умеет найти верные слова и тон в разговоре и с капризными детьми, и с учеными, и с простыми людьми, и с представителями богемы.

Не только сестрам монастыря и кашинцам помогает отец Виталий. Многие приезжают к нему издалека, и из Москвы тоже. Когда-то отец Виталий был духовником известного шоумена Геннадия Бачинского, именно с влиянием клобуковского священника связано, по некоторым данным, обращение Бачинского к Православию в последние перед гибелью годы жизни.

Но более всего бежит отец Виталий поклонения и зависимости от себя тех, кому помогает. Нам он даже телефона не оставил. «Приезжайте, когда сможете, а я буду молиться за вас.» «И ты, Максимка, помолись за меня» - обратился он к младшему сынишке, которому тогда было шесть лет. Вот мы и стараемся приехать хоть раз в год. И Максимка молится за отца Виталия. И мы молимся. И чувствуем его молитвы. Именно отец Виталий направил нас к своему другу, прекрасному пастырю, отцу Димитрию Арзуманову, тоже когда-то служившему в Клобуковом. «А где найти отца Димитрия?» - спросили мы отца Виталия. И он называет нам Храм в пяти минутах от нашего московского дома (адреса нашего отец Виталий не знал). Не Божий ли промысел?

Не все в порядке с телесным здоровьем у отца Виталия. Но верим, что Господь укрепит верного своего слугу и даст ему необходимые силы. А те, кому он помог и помогает, не перестанут молиться за доброго Пастыря.

Вторая часть конференции была посвящена одной из жемчужин православного Верхневолжья - Вознесенскому Оршину монастырю, который сейчас возглавляет матушка Евпраксия.

Оршин являет собой удивительную гармонию природы, рукотворной материи и человеческого духа, устремленного к Богу.

Расположенный в 20 км от Твери, в удивительном по красоте месте слияния рек Орши и Волги, основанный еще в XIV столетии как мужской, монастырь пережил все перипетии отечественной истории с тех далеких времен. Он расцветал и приходил в упадок, его разоряли поляки, в нем держали оборону советские войска в годы войны, его закрывали большевики, и возрождала группа подвижников. Сегодня это одна из самых крепких тверских обителей с устроенной материальной и духовной жизнью. Восстановлены здания, реставрируется собор, построена чудная по красоте и удобству дорога через душистый сосновый лес, в полном смысле слова – дорога к Храму, создан приют для девочек и, как мы увидим ниже, проводится даже исследовательская работа.

Первым выступил иеромонах Иаков с докладом, посвященным святителю Варсонофию. Историк по светскому образованию, блестяще владеющий словом, эмоциональный и энергичный отец Иаков просто не может не захватить слушателей, оставить их равнодушными. Кстати, именно на плечи отца Иакова легли основные труды по организации конференции.

Художник-реставратор А.В.Бузылева, преподаватель Строгановки, рассказала о работе, проделанной ею и ее студентами в 2016-2017 гг. по восстановлению настенной живописи Воскресенского собора Оршина монастыря.

Затем выступали насельницы обители - монахиня Ольга (Сухова) и монахиня Елисавета (Желтухина). В своих сообщениях они рассказывали об истории монастыря, об исследованиях, посвященных обители, о личностях святых подвижников, судьба которых связана с Оршиным. Заслуживает внимания факт, что сестры, постоянно занятые на повседневных послушаниях, находят время для исследовательской работы. Это лишний раз свидетельствует о том, что в женских монастырях развивается не только духовная, но и интеллектуальная жизнь. Кстати, монастырем подготовлен и издан сборник работ тверских исследователей истории обители.

Заключительное выступление игумении Евпраксии стало не только определенным итогом второй части конференции, но и содержало в себе множество интересных фактов о жизни и духовном подвиге иеромонаха Иллариона (Громова) и других праведников близкого к нам времени.

По итогам конференции в Ниловой пустыни планируется издать сборник, в который войдут все сделанные доклады.

О многих людях еще хотелось бы упомянуть…

И об оковецком скитоначальнике, молодом прекрасно образованном иеромонахе Германе (Фисенко), увлеченно рассказывавшем о месте своего служения (был там, и действительно, как в сказку попал), о замечательных окрестных храмах, приглашая посетить их и увидеть чудом сохранившиеся уникальные иконостасы…

О благочинном 2-го Тверского округа архимандрите Амфилохии (Желябовском) – патриархе целой священнической и монашеской династии, отцах из соседних епархий, насельниках Ниловой…

Но скажу лишь об общем впечатлении. Конечно, не обходится монашеская жизнь без тягот, скорбей, нестроений. Но я убежден, идет война. Война в сфере духа. И там, а не в экономике или на политических саммитах будет решаться судьба человечества. Я видел гвардию одной из сторон в этой войне. Той, которая защищает Добро, Нравственность, Любовь. Гвардию, ежедневно вступающую в бой. Гвардию, которая не сдаётся. А потому и не умирает.

Ефремов Олег Анатольевич, кандидат философских наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, доцент кафедры социальной философии и философии истории философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Ефремов
«Рус, сдавайся!» Вот уж действительно: «Стыдно, господа, и унизительно!»
О статье В.Н.Гарбузова в «Независимой газете»
04.09.2023
Пригожин
Смерть человека… Рождение мифа
28.08.2023
Россия будущего
Исламский фактор и миграция
24.07.2023
Встанет ли Франция на колени?
Есть надежда, что в противоположность «флойдизированной» Америке страна не будет «омерзучена»
06.07.2023
Кого согнут санкции?
Эссе по своевременной политической антропологии
31.03.2022
Все статьи Олег Ефремов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 20:13
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 20:06
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56