Владыка Константин: «Необходимо, чтобы для молодых людей сохранялась преемственность глубины русского православного духа» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Владыка Константин: «Необходимо, чтобы для молодых людей сохранялась преемственность глубины русского православного духа»

22.12.2017


Митрополит Петрозаводский и Карельский принял участие в открытии выставки икон 17-го века и презентации книги о св. прп. Диодоре Юрьегорском …

22 декабря 2017 года в Презентационно-выставочном центре музея «Кижи» открылись сразу две выставки: «Писана икона сия при державе Царя Алексея Михайловича» и «Святки и фольклорный театр: игры, обряды, представления». Там же состоялась презентация книги Александра Пигина «Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь», сообщает Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии. 

Выставку посетили вместе с Владыкой секретарь Главы Карельской митрополии иерей Константин Павлюченко, настоятель храмов Кижского погоста протоиерей Павел Лехмус, ключарь Ильинского храма г. Петрозаводска иеромонах Аркадий (Лозовский), врио руководителя Епархиального информационного отдела иерей Евгений Кутырев.

В начале выставки к гостям обратилась директор музея-заповедника Кижи Богданова Елена Викторовна.

Затем с приветственным словом обратился митрополит Константин:

«Уже давно прошло то время, когда икону считали только произведением примитивного искусства. В 18-19 веках и даже частично в 20-м веке насаждалось мнение об иконе как о чем-то отсталом, что не соответствовало европейскому портрету или фотографии. К сожалению, основная масса нашего населения поддалось этому искусственно насаждаемому мнению, и только единицы понимали истинный глубочайший философско-богословский смысл икон. И эти единицы сумели сохранить богатейшее наследие. Людям казалась непонятна поза, которая изображена на иконе. Абсолютно нелепой казалась обратная перспектива и многие другие проявления этого богословия в красках. Сейчас, хотя по иконописи написано уже множество руководств, тем не менее, учитывая, что в подрастающем поколении преобладает "клиповое" восприятие действительности, а икону так нельзя смотреть как мультфильм, необходимо, чтобы для молодых людей сохранялась преемственность глубины русского православного духа, который был принят из восточной части римской империи, которую позднее стали называть Византия. Мы восприняли это, когда там был подъем богословия, духа, искусства и все это в значительной степени сохранилось на русском севере, особенно там, где шло освоение новгородцами этих земель – по Пудожской стороне. Мы можем по этим иконам в значительной степени судить и о культуре русского севера. Русский север – это тайна, и я думаю, что эта выставка будет способствовать для человека неспешного, умного, трудолюбивого, прилежного одним из средств постижения этой тайны.

Хочу немного остановиться на слове "познание". В библейском смысле слово "познание" означает приобщиться к чему-нибудь. Например, дважды два четыре – это не познание – это по-гречески эпистимия. А когда человек чувствует боль от прикосновения с чем-то горячим – это познание, т.е. в библейском понимании - это то знание, которое действует на глубину человека и меняет его образ. Хорошей иллюстрацией является понимание вышедшей замуж женщины, что она забеременела и носит в себе еще одну жизнь, другую. Это знание ее полностью меняет – характер, ценности, поведение, стиль, весь образ жизни.

Храни и благослови вас Господь. Желаю, чтобы познание икон способствовало внутреннему преображению и возраждению души человека».

Затем слово было предоставлено организатарам выставки.

Презентацию книги «Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь» провел старший научный сотрудник Водлозерского парка Александр Пигин. Александр Валерьевич — российский литературовед, доктор филологических наук, профессор. Известный ученый выступил в роли главного редактора нового издания.

Партнерская выставка музея-заповедника «Кижи» и Музея изобразительных искусств Республики Карелия «Писана икона сия при державе Царя Алексея Михайловича» представляет произведения двух иконописных мастерских середины — второй половины XVII в., которые располагались в Пудожском крае и на Заонежском полуострове.

Возраст отдельных выставленных икон достигает 370 лет. На некоторых из них в зашифрованном виде указаны имена мастеров: Игнатия и Мокея Пантелеевых. Молитвенные образы из деревянных храмов Обонежья были созданы местными иконописцами, и поэтому в стилистике их живописи отражается мироощущение обонежских крестьян времени царствования Алексея Михайловича Романова (1645–1676 гг.). Это был особенный период в истории России, который предшествовал глобальным изменениям Петровской эпохи.

На выставке «Святки и фольклорный театр: игры, обряды, представления» посетители познакомятся с самыми известными сюжетами народной драмы. Все они имели свою историю и свою судьбу — это пьесы «Лодка», «Царь Максимилиан», «Мнимый барин». В Карелии и Архангельской области достаточно широко бытовали такие сюжеты как «Барин», «Пахомушка», «Маврух», «Параша».

Особое внимание было уделено вертепным представлениям. Это удивительное кукольное действо, которое бытует в России более двухсот лет. Разыгривали его от Рождества до Крещения. Небольшой кукольный театр с изображением пещеры, в которой родился Спаситель, обладал магической притягательностью. Живое вертепное представление на открытии выставки представил фольклорно-этнографический ансамбль музея «Кижи».



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме