Митрополита Илариона (Алфеева) оклеветал портал «Кредо.ру»

Впечатления игумена Кирилла (Сахарова) и диакона Петра Пахомова от ежегодного Епархиального собрания духовенства города Москвы

Новости Москвы  Проблемы церковной жизни 
0
2532
Время на чтение 7 минут
Как сообщалось, 21 декабря 2017 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Своими впечатлениями от собрания делится в интервью «Русской народной линии» настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России игумен Кирилл (Сахаров):

Стремишься придти пораньше, занять место поближе к президиуму (все равно с верхних рядов настойчиво пригласят спуститься). Непременно справа – отсюда поближе к трапезной, где в перерыве участников собрания ждет чай с пирожками. Зал храма Христа Спасителя плотно заполнен духовенством. Широкий диапазон ликов собравшихся: высоких сухощавых и небольших полноватых, маститых старцев и совсем юных, недавно рукоположенных, с внушительными гривами волос, похожих на львов и рафинированных интеллигентов с короткой стрижкой и небольшим пятнышком щетины на подбородках. Поблескивают не только цепочки от крестов, но и ордена и медали – их велено одеть по такому случаю. У некоторых на груди целый «иконостас». В первом ряду белеют «кувшинки» митрополичьих клобуков. В разных местах раздаются громкие восклицания приветствий, щелкают вспышки фотоаппаратов.

В прошлые годы старался показаться на глаза начальству, в нынешнем сижу тюфяком – стал труден на подъем. Раньше бывало, что появление Патриарха предварялось записью колокольного звона или голосом, похожим на левитановский, чеканилось: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Сейчас Предстоятель вошел как-то по-будничному. Как человек творческий, он никогда не действует по шаблону, нащупывает новые формы коммуникаций с залом. Не было длинных монотонных речей из одних уст по всем аспектам церковной жизни. Патриарх ограничился кратким выступлением, сказав о главном, и затем предоставил слово нескольким священнослужителям, доложившим о состоянии дел на своих участках. Патриаршее выступление было разумно дополнено полным текстом в виде брошюры (они были розданы каждому участнику собрания). Что касается традиционно приводимой статистики – дай Бог запомнить, не упустить, основные параметры – сколько, например, храмов в Москве? Начнешь вспоминать основную цифру – наплывают и другие параметры – часовни, монастырские храмы, ставропигиальные, строящиеся и уже освященные, и начинаешь плавать - то ли их 400, то ли 800. Четко зафиксировал главное – храмов в Москве 500 (это в 10 раз больше, чем было в канун перестройки). Надо еще не забыть, что архиереев в Москве 26, а монастырей 9. И всего храмов в РПЦ МП около 37 тысяч, а монастырей под тысячу.

Помянули усопших, пропев им «Вечную память». За прошедший год ушли «в путь всея земли» два знаменитых старца - Кирилл и Наум. Неожиданным для меня было то, что умер протоиерей Геннадий Нефедов – преподаватель Литургики в Московских духовных школах и восстановитель Богоявленского монастыря. И особенно смерть архимандрита Дионисия (Шишигина) - совсем недавно, еще не прошло 40 дней. Батюшка был одним из ближайших помощников трех последних Патриархов, первым настоятелем церкви Покрова в Рубцово, на базе которой был создан Патриарший Центр древнерусской богослужебной традиции.

Два главных события за истекший год: в начале его – столетие явления Державной иконы Богородицы, а в конце – столетие восстановления патриаршества. На праздник Введения в храме Христа Спасителя служили почти все Предстоятели Поместных Православных Церквей – было ли еще когда-нибудь подобное торжество в Москве?! Из поездок Патриарха запомнилось: внутри – в Курганскую область на малую родину архимандрита Антонина (Капустина), во вне – в Румынию (смотрел по каналу «Союз»). Программа «200 храмов» приближается к преполовению. Отметил грамотность языка большинства докладчиков. Иногда вслушивался в «музыку» их речей в ущерб содержанию (вспомнил, как поет певица Ваенга: «и не важно, что ты сказал, а как»). Патриарх признался, что, иногда слушая по каналу «Союз» некоторых проповедников, ему бывает трудно оторваться – заслушаешься. Очень мило и по-человечески близко нам рядовым труженникам духовного фронта. Еще сказал важные слова: «Если проповедь не трогает слушающих, значит, она не трогает и самого проповедника, значит, он не пережил то, о чем говорил». Да, это аксиома, что все необходимо делать с душой, что важно участие сердца. Вот только что приехал на такси, у водителя было включено радио «Дача», запомнилось: «Шелковое сердце не болит, шелковое сердце любить не может». Сам недавно, щелкая каналы, вдруг замер, слушая ответы на вопросы о духовничестве о. Андрея Овчинникова.

«Необходимо кратко разъяснять по ходу молитвенных последований их смысл и значение». Согласен только отчасти – лучше это делать перед значительной частью какого-нибудь последования, а не по ходу. Если речь идет, например, о Таинстве Крещения, то перед чином оглашения, перед собственно крещением, начинающимся с великого освящения воды и перед миропомазанием. Отрадно, что заработали пастырские конференции по актуальным вопросам, например, о семейной жизни священнослужителей. Важны и планируемые встречи матушек. Курсы по подготовке консультантов для приходящих в храмы (у нас после каждой службы проводятся экскурсии, после которых ее участников приглашают на чай).

Иеромонах Онисим рассказал о взаимодействии со средними школами столицы – их здесь около 800, половина из них выбрала модуль православной культуры. Перед своим выступлением о. Онисим раздал сидящим в президиуме митрополитам буклеты и пригласил, смотря в них, реагировать на видеоряд. Я подумал: «Неужто батюшка решил устроить викторину архиереям Божиим?»

О социальной проблематике. К сожалению, на сегодняшний день только менее, чем в половине лечебных учреждений Москвы есть храмы или часовни. Очень важным было решение подстраховаться от неожиданностей через внесение в договоры между больницами и храмами гарантий того, что при смене руководства в первых не возникнет угрозы закрытия или существенных ограничений для вторых. И правильно, чтобы эти договоры в идеале заключались бы на более высоком уровне.

В одном из выступлений прозвучало предложение, чтобы в отправлении Богослужений приходские храмы ориентировались на практику Покровского храма Московских Духовных школ – а ведь там службы существенно сокращаются со ссылкой на занятость студентов учебой... Нерешеных проблем еще немало – как внешних, так и внутренних. По первой категории, например, о статусе парковок около храмов – не логично ли их считать парковками у социального объекта с соответствующими льготами? Не следует ли их сделать бесплатными в воскресные и праздничные дни и в кануны их?

По внутренним проблемам – не пора ли издать авторизированный устав о поклонах, о внешнем поведении в храме? Вывесить материал в каждом храме, по максимуму везде опубликовать, в идеале раздать каждому верующему. В духовных школах проводить экзамены по этой теме. Пока у нас кто во что горазд. В качестве примера прозвучало: диаконы после возгласа «Святая святым» кланяются народу – получается, что в этот важный момент они акцентируют внимание на себе, а не на происходящем в алтаре.

О. Георгий Бреев поднял вопрос о кремации, приведя жуткие подробности процесса, очевидцем которого он был. После его рассказа отталкивающее чувство от этого явления стало еще больше. Важным был пассаж Патриарха в отношении церковных финансов. Смысл: слухи и предположения об их фантастической величине сильно преувеличены. Более того: возросли расходы на духовные школы, на финансирование строительства новых храмов, сравнительно с 90-ми годами резко сократился объем пожертвований от благодетелей.

В целом впечатление от собрания было благоприятным. Патриарх в тонусе, он собран, динамичен, целеустремлен. Речь энергичная, дикция отличная, залом вполне владеет. Я иногда мямлю – рядом стоящий не слышит. Диктую чуть ли не на ухо – масса искажений. В детстве родители называли меня «мямликом» («шустриком» был младший брат), хотя наши берсеневские грузинки не раз говорили: «Батюшка, темперамент у Вас, особенно когда Вы взрываетесь, вполне грузинский». Поистине Патриарх виртуоз в организаторском плане. Это и не удивительно – ведь за свою жизнь он провел многие сотни разных собраний. Многих участников называл по имени и фамилии. Удивительно. Я, например, иногда, очень устав, смотрю «сквозь» сотрудника, обратившегося ко мне с вопросом. И, не слыша его, задумчиво спрашиваю: «Кто Вы? Что Вам нужно? И как Вы вообще здесь оказались?» После каждого выступления была возможность задать вопросы, выйдя к микрофону. Поступали и записки – на большую их часть (анонимные не приветствовались) был дан ответ. В частности, была опровергнута информация о том, что якобы в Скорбященском, что на Ордынке, храме во время пения Символа веры слово «Соборную» заменяют на «Вселенскую» (Церковь). Я послал три записки – зачитана была только одна. Две другие, по причине их анонимности и плохого почерка, не прозвучали (как я не пыжился, выводя буквы, все равно получилось коряво).

В заключение хотел бы высказать три пожелания: 1. Чтобы на общецерковном уровне был поднят вопрос о непомерных тарифах на ЖКХ для храмов. 2. Чтобы участникам собраний каждый год показывали по видеофильму по актуальным церковным проблемам, например, на тему необходимости совершать крещение через полное погружение или о снятии клятв на старые обряды (ничто не сравнится с визуальным воздействием). 3. Чтобы на подобных собраниях могли бы присутствовать со статусом наблюдателей представители от старообрядцев.

По поводу сообщений об изменении Символа веры в Храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Ордынке высказался в интервью «Русской народной линии» известный православный публицист диакон Петр Пахомов:

На состоявшемся 21 декабря 2017 года епархиальном собрании Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу был задан вопрос: «Как понимать, что в Скорбященском храме в 9 члене Символа веры вместо "соборную" поется "вселенскую"».

Святейший Патриарх обратился к настоятелю Высокопреосвященнейшему митрополиту Илариону с просьбой ответить на этот вопрос.

Далее отец Петр приводит ответ митрополита Илариона:

«В храме на Ордынке, как и во всех храмах Московской епархии, Символ веры поется всем народом в том переводе, который всегда существовал, и никогда ничего подобного, о чем упоминается в этом вопросе, не только не имело места, и представить себе такого невозможно. За этой кампанией стоит небезызвестный портал Кредо.ру, который представляет собой такую мусорную корзину, куда сливают всякие нечистоты, и где можно прочесть все, что угодно. По каким-то причинам им захотелось раскрутить эту кампанию. У Скорбященского храма на Ордынке есть сайт, на котором осуществляются прямые трансляции Богослужений, там есть и архив. Так что желающие могут поверить, что это обвинение не соответствует действительности и является дезинформацией».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1., Николай Александрович:

Своим ответом митрополит Иларион меня разочаровал. Он ответил по букве неудачно заданного ему вопроса, но не по существу. А по существу ответ, на мой взгляд, должен был прозвучать от педагогически опытного архипастыря приблизительно так: «… в нашем храме в девятом члене символа веры поют «соборную», а не «вселенскую», и это можно проверить через архив записей… Однако, я понимаю, что этот вопрос возник от того, что в нашем храме распространяется моя книга, на одной из страниц которой я опубликовал перевод девятого члена символа веры, где слово «соборная» переведено как «вселенская». Такой перевод я могу обосновать следующими соображениями…» Если бы ответ был таким, то я думаю, он снял бы все недоумения и на страницах РНЛ не было бы излишнего всплеска «жареных» эмоций о том, что митрополита Иллариона оклеветали и не было бы излишней рекламы тому самому порталу.

Здорово
влдмр / 11.05.2018, 01:18

1. Re: Митрополита Илариона (Алфеева) оклеветал портал «Кредо.ру»

Своим ответом митрополит Иларион меня разочаровал. Он ответил по букве неудачно заданного ему вопроса, но не по существу. А по существу ответ, на мой взгляд, должен был прозвучать от педагогически опытного архипастыря приблизительно так: «… в нашем храме в девятом члене символа веры поют «соборную», а не «вселенскую», и это можно проверить через архив записей… Однако, я понимаю, что этот вопрос возник от того, что в нашем храме распространяется моя книга, на одной из страниц которой я опубликовал перевод девятого члена символа веры, где слово «соборная» переведено как «вселенская». Такой перевод я могу обосновать следующими соображениями…» Если бы ответ был таким, то я думаю, он снял бы все недоумения и на страницах РНЛ не было бы излишнего всплеска «жареных» эмоций о том, что митрополита Иллариона оклеветали и не было бы излишней рекламы тому самому порталу.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», часть 2
24.02.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Диакон Петр Пахомов
Благоугодить дарами Богу или освободить время для великих дел?
О правильном порядке действий священника на проскомидии и о латинских «новшествах», практикуемых некоторыми православными священниками
20.07.2023
Оглашенные: прошлое или будущее?
Неслучайно первая часть Литургии носит название «оглашенных»
26.05.2023
Время Ивана Калиты
Наш современник князь Николай Трубецкой
17.10.2022
Какой была армия?
Главная сила армии в тылу
12.10.2022
Лже-Россия или анти-Россия?
Главная задача – возвращение малороссов в русскую культуру
28.09.2022
Все статьи Диакон Петр Пахомов
Новости Москвы
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40