itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Фильм о подлинной свободе

Священник Александр Шумский о кинокартине Элины Суни «Мой лучший друг»

Бывший СССР 
0
1043
Время на чтение 7 минут
«Нет больше той любви, как если кто положит

душу свою за други своя» Ин. 15:13.

Вспоминаю свою советскую молодость, наши студенческие и более поздние посиделки на прокуренных московских кухнях. Мы были теми русскими мальчиками и девочками, о которых писал Достоевский. Нам ничего не нужно было, кроме правды и истины. Мы жарко спорили о смысле жизни, иногда ссорились, бывало, даже дрались, хотя потом всегда мирились.

Чтобы попасть на нашу московскую кухню, требовался, образно говоря, входной билет, на котором должны были быть отчеканены слова «честность», «талант», «поступок». Если к нам попадал человек, на билете которого читались слова «карьеризм», «деньги», «эгоизм», он не мог долго находиться в нашем обществе. Мы таких людей презирали. Они были для нас совершенно неинтересны.

Кто-то, конечно, обвинит меня в мифологизации и идеализации того уже далекого советского времени. Я не буду с этим спорить. Да, я мифологизирую и идеализирую свое советское прошлое. Безусловно, существовали тогда наряду с тем, что я описал, совершенно иные вещи и отношения, которые я оставляю за рамками своего мифа. Мы жили в сложной повседневности. Приходилось, как сказал бы Генрик Ибсен, «влезать в серых будней штаны», наступать на горло собственной песне, зачастую приспосабливаться, как и в любой реальной жизни. Вместе с тем, описанный мной миф представлял абсолютную бытийственную и метафизическую реальность, главный вектор нашего самосознания. Сейчас, по прошествии почти целой постсоветской эпохи, «серых будней штаны» растворились в тумане времени, а миф, словно из обратной перспективы, заблистал всеми своими гранями.

Главный, по слову Достоевского, проклятый вопрос этого мифа был такой: «В чем смысл подлинной свободы?» Все остальные вопросы вращались вокруг него. И ведь будущее показало: не зря нас, советских мальчиков и девочек, так беспокоил проклятый вопрос свободы - где она, в чем она?.. Мой друг, талантливейший поэт Сергей Попов написал в те годы такое стихотворение:

Со своею пенной свитой
Бродит ветер вдоль залива,
Непогоды серый свитер
Вяжет небу торопливо.
Среди крыш, покрытых цинком,
В переулках тихой Ялты,
Между церковью и цирком,
Что, приятель, потерял ты?
За одно стихотворенье
Ты готов угробить душу.
В гимнастическом паренье
Волны прыгают на сушу.
На спасательном буксире
Ходят парни из ОСВОДа.
Ничего нет в этом мире
Непонятней, чем свобода.

Картина режиссера Элины Суни «Мой лучший друг» - именно об этом, о свободе. На меня работа Элины произвела сильнейшее впечатление. Подобное я испытывал в последнее время лишь от картин великого датского режиссера Ларса фон Триера, в творчестве которого вопрос свободы тоже центральный.

Действие в фильме «Мой лучший друг» происходит в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века в Брянске и Казахстане, который в ту пору был частью великой страны под названием СССР. В казахстанской степи работает компрессорная станция, которая обеспечивает подачу газа. Сердцем этой станции является огромная турбина. Главный герой Андрей Артамонов в исполнении молодого актера Юрия Поляка предложил новаторское использование списанных авиационных двигателей для оснащения этих турбин еще в своей курсовой работе во время учебы в Брянском Институте транспортного машиностроения. По ряду причин комиссия, принимавшая студенческие дипломные работы, сочла работу Андрея сырой, и он сам о ней почти забыл. Но его сокурсник Сергей Бондарь в исполнении актера Антона Капанина вдохновился идеей Андрея Артамонова. После окончания Брянского Института Сергей поехал работать на компрессорную станцию в казахстанскую степь, где и попытался внедрить забытую студенческую идею Андрея в жизнь. Это опрометчивое решение влечет за собой череду драматичных событий и полностью переворачивает жизнь всех героев истории - юной казашки Айнур, верного друга и жены Бондаря (актриса Маргарита Кутовая), начальника компрессорной станции Ивана Сергеевича Лыкова (актер Владимир Ильин) и самих Бондаря и Артамонова. На глазах у зрителя на газопроводе, в зоне особого риска, в сложнейших климатических условиях главные герои совершают свой трудовой и человеческий подвиг.

Вот в самых общих чертах сюжет картины Элины Суни. Выражаясь языком советского времени, фильм на производственную тему. Режиссер шел здесь на большой риск. Очень трудно сделать, особенно сегодня, захватывающий фильм на такую тему. Сколько кинолент с производственным сюжетом провалилось в советскую эпоху! А в нынешнюю еще сложнее увлечь людей производственной тематикой. В постсоветские годы нас методично приучали и продолжают приучать смотреть пошлые мыльные сериалы, триллеры, фильмы ужасов, кровавые боевики и тому подобное.

Но Элина Суни не испугалась. «Мой лучший друг» не просто отходит от либерального кино-мейнстрима, он идет против него, но не потому, что режиссер задался целью эпатировать публику - никакой идеологический заданности и тем более эпатажа в картине нет. Просто Элина и вся актерская группа блестяще сделали то, что они действительно хотели. То, по чему они и многие из нас истосковались.

Мне неизвестно, какова будет прокатная судьба этого произведения - скорее всего, непростая. Потому что такие картины невозможно смотреть с поп-корном или пивом в руках. Лично я смотрел «Моего лучшего друга» трижды и каждый раз со все более возрастающим интересом. Потому что в картине обнаруживается смысловая многослойность, и при просмотре возникает масса художественных ассоциаций. При взгляде на потрясающие кадры казахстанской степи невольно в сознании высвечиваются строки Александра Блока:

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.

И фильм на производственную тему из советского времени постепенно превращается в подлинный русский эпос, безбрежный и вечный, никогда, по слову Михаила Бахтина, не завершающийся. Фильм Элины Суни - о вечной Руси, которая периодически почти исчезает, но вдруг на глазах у изумленного мира вновь воскресает.

Карл Маркс, мягко говоря, не любивший нашу страну, однажды очень точно заметил, что России в каждую историческую эпоху надо доказывать, что она вообще существует. Действительно, сколько раз наше Отечество хоронили навсегда! В смутное время 17-го века, в революцию 1917-го года, в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг., в лихие 90-е годы прошлого века… Но Россия всегда восставала из пепла.

В фильме «Мой лучший друг» содержится именно художественная метафора этого уникального свойства нашей Родины. В бескрайней степи взрывается компрессорная станция. Перед Лыковым, Артамоновым, Айнур и другими - груда обломков и песка, над всем этим - равнодушное, сжигающее солнце. Что можно сделать в подобной ситуации? По обычным человеческим меркам - ничего. Представьте себе в такой ситуации немца, англичанина, француза - вообще, западного человека. Сама мысль о возможности за две недели найти в степи технику и другие средства, чтобы из груды обломков, практически из ничего восстановить полностью то, что было до взрыва, показалось бы западному человеку крайней степенью безумия. Но не Лыкову с Артамоновым, не говоря уже об Айнур.

Лыков на безумное предложение Артамонова молча разливает по стаканам водку, озаряясь внутренним победным светом, и только говорит: «Вас тоже посадят!». Айнур, воплощающая в себе весь этот потрясающий евразийский край, уже точно знает, что Андрюха обязательно доведет дело до конца. И ощущается, насколько действительно свободны эти люди. Им ничего не надо: ни денег, ни карьеры, ни почета. Они готовы все отдать друг другу, пожертвовать собой, причем без всякого пафоса и экзальтации. И что это, если не подлинная свобода?

Иван Сергеевич говорит Андрею: «Здесь друг больше, чем брат». И хотя о Боге, об Иисусе Христе, в фильме формально, казалось бы, ничего не говорится, но духом христианской жертвенной любви наполнена вся художественная ткань картины. И в этом главное достижение создателей фильма.

Невольно вспоминается картина Сергея Бондарчука «Судьба человека» по одноименному рассказу Михаила Шолохова. В «Судьбе человека» христианская тематика формально тоже не обозначена. Но тем не менее, великий Федерико Феллини после просмотра фильма Сергея Бондарчука сказал: «Это совершенно христианская картина». И, безусловно, слова Феллини в полной мере можно отнести к картине «Мой лучший друг».

Удивительно точно Элина Суни подобрала актерский состав. Владимир Ильин - актер потрясающего обаяния и мастерства. Я много лет слежу за его творчеством. Он - один из самых одаренных современных актеров, продолжатель лучших советских актерских традиций. Ильин абсолютно органичен. И вокруг него, вместе с ним, благодаря ему раскрывается блестящий талант молодых актеров Маргариты Кутовой, Юрия Поляка, Антона Капанина и других. Все они не просто играют, они по-настоящему проживают художественный материал. И в этом особая заслуга режиссера. А как органично сочетается в художественном пространстве Элины Суни байконурская степь, верблюд, на котором восседает, словно южная царица, Айнур, и музыка Хэмпердинка!

Обращает на себя внимание то, что в картине нет даже намека на какое-либо диссидентство. Все герои проживают непростую, неоднозначную советскую эпоху как жизнь, данную им свыше промыслительно. Нет никакого ропота. Но вместе с тем нет и раболепства, и тем более животного страха. Поистине гениально выражает это герой Владимира Ильина Иван Сергеевич Лыков. Когда ему после взрыва представитель госкомиссии пригрозил тюрьмой, он спокойно ответил: «Ну что ж, если надо, отсидим.» А когда его помощница на компрессорной станции при слове “расстрел» упала в обморок, он с каким-то лишь ему присущим юмором сказал: «Голубушка, Вы что, слова "расстрел" никогда не слышали?»

Вот это-то и есть проявление подлинной свободы - когда человек не бунтует, но и не ломается. Только лишь люди, наделенные такой свободой, способны на поступок, на жертвенный подвиг. Об этом подвиге всю жизнь мечтал Лыков и совершил его вместе с остальными героями картины, которую по праву можно отнести к категории фильмов большого стиля. И создается оптимистическое впечатление, что есть еще в нашей жизни Лыковы, Айнур, Артамоновы, Бондари, и иные подобные им. Значит у нас - всё впереди!

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Бывший СССР
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
День памяти епископа Старицкого Алипия (Попова)
Сегодня мы также вспоминаем мыслителя Д.А.Хомякова, богослова Н.Н.Глубоковского, писательницу Л.А.Чарскую, художника А.В.Куприна, авиатора К.К.Арцеулова и маршала В.И.Чуйкова
18.03.2024
День памяти св. благоверного князя Даниила Московского
Сегодня мы также вспоминаем видных русских ученых Н.Е.Жуковского и П.В.Никольского, генерала А.А.Брусилова и исследователя Арктики К.С.Бадигина
17.03.2024
Он преобразил весь мир
К 165-летию со дня рождения изобретателя радио А.С. Попова
16.03.2024
Любимый дед Советского Союза
К 20 летию со дня смерти великого русского и советского актера Ивана Петровича Рыжова
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии