itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Грех, которым болен наш народ

Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
1930
Время на чтение 4 минуты
Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении Господом десяти прокаженных. Среди них был, по крайней мере, один самарянин. Удивительное дело: иудеи с самарянами не общаются. Не то что рядом не стоят — вообще не вступают ни в какое общение. А здесь общая беда заставила их обо всем забыть. Это напоминание нам о том, что страшное разделение, которое происходит сейчас в нашем народе, может быть преодолено только тогда, когда мы осознаем общую нашу беду. До такой глубины страданий надо будет довести Господу наш народ, чтобы мы поняли, что мы все только люди, и Божии люди.

К нашему народу сейчас относятся уже с презрением, как к прокаженным — тем, которые, наверное, скоро уже не будут иметь права приближаться к другим народам. Но мы же действительно прокаженный народ! Они нас считают прокаженными за то, что в нас еще живо христианство, а на самом деле — мы покрыты проказой греха и отступничества от Бога. И мы не смеем приближаться ко Господу нашему. Мы должны осознать, что нет у нас места рядом с Тем, Кто весь чистота и правда, и с теми, кто хранит эту чистоту. Нет для нас такой возможности придти ко Господу, стать рядом с Ним и с верными Ему людьми. Только сознанием общей беды и единым обращением к Богу можем мы получить исцеление от этой проказы, уже почти вековой, которая на нашем народе. И Господь предупреждает, что если этого не произойдет, то будут еще горшие беды — вечные беды.

Хотя эти люди находятся в изоляции, отделены от Бога и всех других людей, они все-таки еще имеют возможность общаться друг с другом. Это еще не ад, где полный мрак и никто уже не видит лица другого. Господь говорит этим прокаженным: «Идите и покажитесь священнику». Интересно, что они не просят об исцелении от проказы, они говорят: «Наставниче, помилуй нас», — стоя вдалеке, обращаются ко Христу. Только о милости, а не об исцелении должны мы молить сегодня Господа, потому что слишком велики наши грехи. Господи, как Сам знаешь и как Сам желаешь, только помилуй нас. Предаем судьбу нашу, судьбу нашего Отечества, Церкви нашей Православной в Твою милостивую волю. Милостив буди нам, Наставниче, настави нас на истинные пути.

«Идите и покажитесь священникам», — говорит Господь. Он не говорит сразу, что исцелит их, Он испытывает, насколько глубоко и искренне обращаются они к Нему. Если мы хотим получить исцеление, мы должны идти Христовым путем. Показаться священнику — значит придти к Церкви православной и показать, до чего мы уже дошли, и нет у нас более ни на что надежды.

И когда они шли, то очистились, получили исцеление. Один из них возвратился, громким голосом славя Бога. И это был самарянин. Мы должны задуматься сегодня о том, что Господь говорит нам о неблагодарности как о самом страшном, черном грехе, которым болен наш народ. Как говорит слово Божие, «в последние дни люди будут неблагодарными» (2 Тим. 3, 2). И мы видим эту неблагодарность, которая разрушает все на свете, самые естественные человеческие отношения.

Дети неблагодарны родителям, хотя без них их бы не было на свете. Сколь часто их жизнь зависела от деннонощной неусыпной заботы родителей! И сколько лет они всецело, во всем были зависимы только от них! Однако приходит время, когда родители стареют. И они не то что ненужными делаются, а мешают. Они не дают жить свободно — так, как хочется.

Мы бываем неблагодарны по отношению друг к другу. Сколько людей спасали нас, творили удивительные дела добра и милосердия. И как часто мы говорили, и искренне, от всего сердца, что «я никогда не забуду добра этому человеку» — но проходило время, и мы даже не пытались отплатить хоть самым малым добром тому, кто совершил нам великое добро.

А самая главная неблагодарность — по отношению к Богу. Когда у нас бедствия, когда нам грозит гибель, опасность, мы обращаемся к Богу и обещаем, что будем жить уже иначе, по-христиански. А когда получаем просимое — забываем о Боге.

Но беда заключается в том, что когда человек не благодарен по-настоящему за дары, которые он получает от других людей, через предстательство святых или от Самого Бога, это значит, что ему Бог не нужен, и святые ему не нужны. Ему нужно только то, что он может получить с помощью этих людей и с помощью Самого Бога. Это есть безбожие — неблагодарность, и оно приводит к беде, подобной тому диавольскому искушению, которому подвергался самый первый человек, когда земное и материальное он поставил выше Бога. По этой причине произошла революция 1917 года. А сегодня она, как мы все видим и понимаем, еще в более позорном проявлении происходит на наших глазах.

Десять человек. Все получили исцеление от Господа, все получили от Него земной дар. Мы видим, как щедр Господь — никто не имел отказа. Весь наш народ, многое множество людей всегда получали от Него просимые дары. И мы видим, как скудно то благодарение, которое приносят люди Господу. Как в этой притче, из десяти — только один. Как говорит святитель Феофан Затворник, вот настоящее соотношение, которое обыкновенно бывает в роде человеческом. Не нужно быть особенно духовным человеком, чтобы это увидеть, но необходимо все-таки духовное понимание того, к каким печальным последствиям приводит неблагодарность.

Только один из десяти человек услышал слова Спасителя: «Вера твоя спасла тебя, иди в мире». Сегодня, может быть, речь идет уже не о спасении всей России, хотя мы не перестаем надеяться и знаем, что Господу все возможно, а о спасении только остатка ее, то есть тех, кто хранит верность Господу. Но только если этот остаток будет благодарен Богу за все, что совершает Он с нами по Своей милости. За все, что Он совершает с нами в истории, за все дары милосердия и за скорби, за все испытания, и за сладкое, и за горькое. Потому что то и другое, если мы благодарим Бога, открывает нам спасение, благодать.

Благодарить, говорят святые отцы, — это значит вступать в родство с Самим Богом. Тайна Божественной Евхаристии называется «благодарением». И здесь тайна Рождества Христова: Бог становится человеком, когда люди благодарят Бога за те дары, которые им уже открыты. И мы приобщаемся Плоти и Крови Христовой, вступаем с Ним в родство, когда приносим Ему благодарение. Речь идет не просто о возрождении былого могущества нашего Отечества, которое едва ли возможно уже сейчас, а о бесконечно большем — о вечном спасении.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. Ответ на 18., _Ольга_:

Передергиваете. Памятники ставить не обязательно. ) Но неблагоприятные для Церкви времена – и при Нероне-Диоклетиане, и при Ленине-Сталине – были испытанием на крепость веры. Маловеры отпадали, а тем, кто был верен Богу, никакая власть не мешала оставаться таковыми. Свт. Луке, например, ничто не помешало стать священником и принять монашеский постриг.

Ясно. Вы не рады, что сейчас все люди могут получить наставление в вере и окормление.
Lucia / 19.12.2017, 07:17

18. 17. Lucia

Передергиваете. Памятники ставить не обязательно. ) Но неблагоприятные для Церкви времена – и при Нероне-Диоклетиане, и при Ленине-Сталине – были испытанием на крепость веры. Маловеры отпадали, а тем, кто был верен Богу, никакая власть не мешала оставаться таковыми. Свт. Луке, например, ничто не помешало стать священником и принять монашеский постриг.
_Ольга_ / 18.12.2017, 21:02

17. Ответ на 8., _Ольга_:

Возможно, более убедительными будут слова тех, кто старше меня: «Православные верующие в советское время отличались от нынешних более глубокой верой. Верой внутренней, а не внешней. Эта вера, она была очень крепкая, сильная. Вот такие вот были православные» http://www.pravoslavie.ru/100736.html.

Да? Может Нерону памятник поставить за укрепление веры?
Lucia / 18.12.2017, 17:04

16. Ответ на 2., _Ольга_:

Автор хочет сказать, что Великую Победу одержал прокаженный народ?!

После стояния на реке Угре в 1480 году, когда окончательно было сброшено двухсотпятидесятилетнее ордынское иго русские летописцы донесли до нас такие слова: "Да не похвалятся легкомысленные страхом своего оружия. Нет, не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас ныне Россию!" Думается, что эти слова применимы к любым победам русского народа, в том числе и к Победе в Великой Отечественной Войне. Большая ошибка считать Великую Победу исключительно славой народа, забыв отдать главную Славу Господу и Его Пречистой Матери, за Ее милостивое заступничество. Странно, что на сайте с таким названием русским пытаются вбить в голову, что они неполноценны. Да, больны, но не до такой степени, что «не смеем приближаться ко Господу нашему».

Когда умирал великий авва Сисой, то сказал такие слова: "Поистине не знаю о себе, положил ли я начало покаянию". Так говорил и чувствовал истинный христианин, не смотря на то, что во время жизни своей воскрешал мертвых единым словом и был исполнен даром Святаго Духа. Наверное перед Очами Господа угоднее слова: "не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько", чем "мы, конечно больны, но не до такой же степени"... Духовные люди говорят, что если бы человек действительно увидел глубину своего падения, то он просто не смог бы жить...
Tatiana Soboleva / 18.12.2017, 12:41

15. Ответ на 8., _Ольга_:

Да их (верующих людей) практически не было. Весь народ жил без Бога. И сейчас пожинаем плоды. Мне-то не надо это говорить. Я в советское время и пожил и послужил. Это сопляку "Сталинисту" можно лапшу на уши вешать, но не мне.
М.Яблоков / 18.12.2017, 11:46

14. Re: Грех, которым болен наш народ

Не нужно путать отдельного грешного человека и весь народ, которого мажут черной краской.
_Ольга_ / 18.12.2017, 09:58

13. К нашему народу сейчас относятся уже с презрением, как к прокаженным — тем, которые, наверное, скоро уже не будут иметь права приближаться к другим народам. Но мы же действительно прокаженный народ!

Это верно. И от проказы Господь лечит попущением революций,войн, скорбей. Так было всегда - так будет и теперь.
электрик / 18.12.2017, 09:47

12. Re: Грех, которым болен наш народ

Существует странное свойство у людей, по которому, говорят, духовные люди определяют состояние души человека. Если, к примеру, человеку смиренному сказать, что он обуян гордостью, то он смиренно и согласится с этим обвинением. Но попробуйте иному намекнуть на его гордыню. Боже мой, что тогда мы услышим в ответ. Хорошо, что еще в морду не плюнет. Боюсь, что подобное можно применить к вопросу и о том, кто ближе, а кто дальше отстоит от Господа.
Сергий Агапов / 18.12.2017, 08:02

11. Ответ на 6., Мирянин Андрей:

Отец Александр! Спасибо Вам! Ваши толкования просто, точны, объемны и всем нам необходимы. Храни Вас Господи! Андрей

Присоединяюсь!
Kiram / 17.12.2017, 19:59

10. Ответ на 7., М.Е.:

Мой критический пост не пропустили.

Эти "злобные" монархисты боятся твой голос правды.)
Kiram / 17.12.2017, 19:52
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Для Бога нет невозможного
Слово в пятницу 2-й седмицы Великого поста
29.03.2024
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Дар Божий
27 марта — празднование Феодоровской иконы Божией Матери
26.03.2024
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
24.03.2024
Где торжество Православия в сегодняшнем мире?
Слово в Неделю Торжества Православия
23.03.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Враг старается осквернить святыню поста
Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона
23.03.2024
Ориентир Великого поста
22 марта — память 40 мучеников Севастийских
22.03.2024
Где огонь, который Христос пришел принести на землю?
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в четверг
21.03.2024
На последнем Суде
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в среду
20.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31