Гимн Святой Руси

Отклик на статью Виктора Мараховского «Причины неудачи "Легенды о Коловрате"»

Как-то так получилось, что с детства меня интересует Русская История. К Всемирной я совершенно безразличен, а вот Русская – это любовь с первого и до последнего взгляда!

Мне повезло родиться и вырасти в замечательном городе Мценске, который своей чудесной горой Самород все время напоминает о самой непреступной и самой южной (Курск и Кром лежали в руинах) крепости на Руси времен татарских завоеваний.

Mtczenecia (Мценесия) – так писали на средневековых европейских картах, обозначая славную русскую землю, которая занимала практически всю нынешнюю Орловскую область и части современных Липецкой, Тульской и Калужской областей.

Жить посчастливилось в старинном доме, который еще в начале ХХ века являлся постоялым двором у оживленной речной переправы. И во дворе этого дома время от времени находились большие старинные монеты, чаще всего екатерининских времен.

Старинные подвалы, подземные ходы, таинственные родники под горой, старинная церковь, чудесный амченский говор – История была каждый день, она была очень личной, и она была прекрасной!

На вершине горы Самород часто и радостно мечталось быть средневековым русским воином – на голове шелом, на плечах кольчуга, в руках меч, под ногами настил крепостной стены. Слева и справа – товарищи по оружию – со-братья, со-ратники. А впереди враг, который пришел жечь, насиловать, убивать, грабить. И впереди уже горят родные деревни. И только от тебя, от твоей силы, от твоего умения, от твоего мужества, от твоей Веры зависит – будет ли он опять разбит и изгнан с родной земли или будет гореть город, будут осквернены и убиты девы и жены, будут разграблены и уничтоженные святые храмы, будут немногие несчастные, выбранные для полона, завидовать уже умершим.

Выстоишь ты – и выстоят другие бойцы, дрогнешь – и малодушие вселится в сердца твоих друзей, и долго еще будут дымиться пепелища родной земли, как памятники твоей трусости.

Потом, уже во взрослой жизни выяснилось, что по одной из женских линий, мой род восходит к славному боярскому роду Кусаковых, которые издревле служили в Новограде Северске, а самый древний из известных предков – Назарий Данилович Кусаков – пал в бою за Родину 11 августа 1378 года на реке Воже в первой победоносной битве Северо-Восточной Руси с Ордой.

И сразу же возникли радостные предположения – а ведь мои предки могли ходить с князем Игорем «испить шеломом из синего Дона», а ведь мои предки могли прибить щит Вещего Олега к вратам Царьграда!

1
Поэтому, когда читаю древние тексты или смотрю исторические фильмы, возникает ощущение личного участия – это у меня «коротка кольчужка», это мне ломают спину в Орде, и быть изрубленным в передовом отряде на берегу реки Воже – это тоже моя судьба!

Так случилось, что после 1991 года мне удалось до конца посмотреть только три фильма – «Тарас Бульба», «28 панфиловцев» и «Легенда о Коловрате». Это не говорит о том, что я избегал изделий кинематографа – это говорит о том, что предлагаемые в то время фильмы не находили отклика в душе, не заставляли поверить, что именно так все и могло быть.

Каждый человек, знакомый с историческими материалами, при просмотре экранизации искушается тем, что конкретный режиссер видит конкретные исторические факты своими глазами, глазами отличными от твоих. А исторические факты – это, практически всегда, легенды, это история того или иного народа, облеченная в яркие поэтические образы.

Историческая наука не является наукой точной – можно по-разному интерпретировать найденные артефакты, можно по-разному относиться к сообщениям письменных исторических источников, сомневаться в их достоверности. В Истории очень много политики, Историю пишут победители, стараясь уничижать побежденных.

И очень не часто бывает, что твое видение и видение режиссера полностью совпадают, и уже практически не бывает, когда ты признаешься себе, что созданный шедевр по яркости, по поэтичности, по любови к Родине превосходит твое видение данного исторического эпизода.

Ярчайший из советских фильмов – «Живые и мертвые» – властно заставил меня поверить, что именно так, и никак иначе, сражались летом, осенью и зимой 1941 года бойцы и командиры непобедимой Красной Армии! И другие фильмы о войне я только сравнивал с этим никем и никогда непревзойденным эталоном.

И вот – «Легенда о Коловрате».

Я давно уже знаю эту историю – рязанский боярин, будучи в Чернигове с малой дружиной, узнает о нападении татар на Рязань, спешит на помощь, но не успевает даже к последнему штурму. Собирает по окрестностям, оставшихся в живых ратников числом в 1700 и неожиданно нападает на батыеву орду с тыла, проходя по несколько раз насквозь «сильные полки татарские». И только после долгих боев, и только подведя пороки (камнеметы), воины Батыя справились с русичами.

Фильм захватывает своей красотой и любовью, своей верой в то, что именно такими в то время и были наши предки. Потому что по-другому не может быть, потому что мы хотим быть именно их потомками! И мы будем достойными наших великих предков!

И некоторые шероховатости, которые отмечает критической разум, нисколько не портят эту великолепную картину.

Например, мне медведь показался крупноватым, или в эпизоде Крещения батюшка не совершает полного погружения младенца, которое было обязательным на Руси до Раскола, и не мог произносить: «Сочетался ли Христу?» – до Раскола произносилось: «Обещался ли Христу?», т.е., крещаемый или восприемник давал Христу обещание быть христианином.

Фильм «Легенда о Коловрате» просто потряс меня своей искренностью и своей любовью!

Выйдя из кинотеатра, я с удивлением заметил, что из глаз текут слезы, и эти слезы невозможно было объяснить банальными словами – слезы радости, слезы горя и т.д. Так продолжалось минут 15, и я бы сказал, что это были слезы Святой Руси!

В тот вечер я не мог делать обычные дела – так бывает только после принятия Святых Христовых Таин – хочется сохранить в себе это дивное небесное состояние.

И на фоне этого со-переживания с авторами и героями фильма резко резанула статья В.Мараховского «Причины неудачи "Легенды о Коловрате"», где автор пытается убедить нас в неуспешности фильма на том основании, что кинотеатры, по его мнению, возможно не соберут столько денег, чтобы затраты на фильм окупились.

Помилуйте, Виктор, это же когда и где настоящее воспитание, настоящая культура, настоящее искусство могут, подчиняясь нынешним примитивным бухгалтерским правилам капитализма, конкурировать со скандальными блудоподелками?

Попробуйте-ка на оживленной улице большого города одновременно выложить на продажу томик А.С. Пушкина и «дамский» роман Дарьи Донцовой. Кого будут чаще покупать? Кого бухгалтерия признает великим и русским? Правильно – Агриппину Аркадьевну (Дарья – псевдоним)!

Или выложите в продовольственных магазинах в свободную продажу наркотики – даже без всякой рекламы – «экономический» успех магазинов будет потрясающим – очень скоро товар станет самым ходовым!

Мы уже много раз наступали на «грабли», не достаточно финансируя образование, культуру, армию, не желая видеть и слышать давнюю мудрость: «Народ, не желающий кормить свою армию, будет вынужден кормить чужую». А долгое отсутствие патриотического воспитания молодежи (тоже затратная и «неокупаемая» статья бюджета) приводит к тому, что мальчики и девочки из Уренгоя становятся всемирными, но печальными для нас, знаменитостями.

К сожалению, пока еще для множества людей падшее сознание старается искать грех, находить грех, оплачивать грех, и нынешний бизнес умеет этим эффективно пользоваться.

Авторам же фильма я низко кланяюсь за великолепный поэтический образ Русской Истории, Образ, который, верю, сыграет выдающуюся роль в деле нашего возвращения в Русь Святую!

Евгений Викторович Алтухов, инженер, публицист

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

6. Re: Гимн Святой Руси

Фильм-русский,достойный внимания подрастающего поколения,полезный.

andrey-volkov / 14.12.2017

5. Re: Гимн Святой Руси

не смотрела пока, но Ваша любовь к Отечеству - это прекрасно. Не хочется за это благодарить - неуместно. Дай Вам Бог!

чистякова / 14.12.2017

4. Re: Гимн Святой Руси

Очень положительная статья. Охота посмотреть фильм.

Максим Михайлов / 14.12.2017

3. Re: Гимн Святой Руси

Как бы не пыжились современные горе-кинематографисты, но ничего лучше сталинских историко-патриотических фильмов 30-50-х в нашем кинематографе нет и ещё долго не будет.

Русский Сталинист / 14.12.2017

2. Re: Гимн Святой Руси

Я фильм не смотрел, но, судя по трейлеру и отзывам тех, кто смотрел- это банальный римейк "300 спартанцев" Зака Снайдера.

Русский Сталинист / 14.12.2017

1. Re: Гимн Святой Руси

Не думаю, что ситуация с фильмом "Легенда о Коловрате" столь печальна. Прокат этого фильма начался недавно, ребята из школы где учиться мой сын, почти все его посмотрели с большим интересом. Я так же этот фильм посмотрел, очень интересная операторская работа. Короче добротный фильм для подрастающего поколения мальчишек от 12 до 20 лет. Годен для просмотра в любом возрасте, может быть несколько скучноват дамам и созерцательным джентльменам.

Владимир Петрович / 14.12.2017
Евгений Алтухов:
Смерть на Пасху
Рассказ христианина
24.04.2018
Отличные парни отличной страны
Размышления Евгения Алтухова после просмотра х/ф «Движение вверх»
04.01.2018
Гимн Святой Руси
Отклик на статью Виктора Мараховского «Причины неудачи "Легенды о Коловрате"»
14.12.2017
И навел Господь на Русь поганых…
Враги помогут нам возродить наш массовый спорт, и опять Спартакиада России будет самым любимым нашим спортивным праздником
11.12.2017
Все статьи автора