Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Он называл себя сторожевым псом, стоящим на страже интересов государства»

Консервативная классика / 07.12.2017


В Алексеевском монастыре прошли XI Катковские чтения, посвященные 130-летию со дня кончины М.Н. Каткова …

Праздник Собора Архистратига Михаила традиционно празднуется в Алексеевском монастыре с особой торжественностью. И это связано, во-первых, с тем, что иноческий чин особенно близок к ангельским чинам, прославляемым в этот замечательный праздник, а во-вторых, в Михайлов день в обители уже более 10 лет проходят Катковские чтения, посвящённые памяти выдающегося русского публициста, издателя, защитника Самодержавия и русского государства Михаила Никифоровича Каткова, погребённого на кладбище Алексеевской обители.

По установившейся многолетней традиции, в этот день в Алексеевской обители проходят Катковские чтения, на которые приезжают известные учёные, литераторы, издатели. Перед началом чтений в храме Всех Святых была отслужена лития по М.Н. Каткову. После чего выступающие и слушатели перешли в актовый зал школы при Алексеевском монастыре. Необыкновенно отрадно было видеть, что XI Катковские чтения, посвящённые 130-летию со дня кончины М.Н. Каткова, привлекли не только взрослых, среди которых были сестры и прихожане Алексеевской обители, но и учеников монастырской школы.

Первый выступающий – А.А. Ширинянц (доктор политических наук, профессор, зав.кафедрой истории социально-политических учений факультета политологии МГУ) – посвятил «Консервативной теории властеотношений М. Н. Каткова». Докладчик отметил, что Катков всегда был верен уваровской формуле «Православие. Самодержавие. Народность». Он не был либералом и выступал только за те реформы, которые укрепляли государство и Самодержавие. Катков был за освобождение крестьян с землёй, замену обязательного труда оброком, он верил в историческое призвание русского народа. Ратуя за глубокое и всестороннее изучение действительной жизни, он подмечал в ней такие явления, многие из которых свойственны и нашему времени. Более 30 лет ни один значимый социально-политический вопрос не оставался без внимания М.Н. Каткова. Его кончина 130 лет назад была воспринята как государственное событие. Сегодня многие пытаются разобраться в феномене Каткова, который называл себя сторожевым псом, стоящим на страже интересов государства. Проф. Ширинянц, в настоящее время готовящий к изданию антологию «Хранители России», безусловно, вносит свою лепту в эти необыкновенно важные и актуальные для нашего времени исследования.

Кандидат филологических наук И.В. Логвинова предложила своё размышление на тему «Катков и Тургенев», в котором отметила, что Катков был трудным редактором. Его вражда с Тургеневым продолжалась вплоть до пушкинских торжеств. Говоря о Базарове, докладчица подробно остановилась на сути нигилизма, который ведёт к регрессу (в отличие от сомнений, приводящих к поиску). В Базарове нигилизм отзывается пустотой и отсутствием нравственного стержня. Ведущий чтений прот. Артемий Владимиров отметил, что остаётся сожалеть, что статьи Каткова о Тургеневе и других русских писателях до сих пор неизвестны многим учителям-словесникам и их питомцам.

Затем слово было предоставлено историку, краеведу, сотруднику журнала «Наше наследие» А.Л. Савельеву, который говорил о Каткове как о защитнике Империи. По его мнению, в наше время тема империи находится в тени, сегодня мало пишут и о понимании империи Катковым. Г.П. Федотов считал, что у русской интеллигенции «нечувствие империи». По мнению А.Л. Савельева, это качество характеризует как дореволюционную, так и современную интеллигенцию. В своей речи «Значение Карамзина» Катков отмечал, что цель национальной политики – в сохранении государственного единства. Он считал, что центральная власть не может управлять всей страной. Государство – это единый организм, у которого не должно быть антагонизма с местным управлением. Катков был преемником Карамзина, «поэта империи», по Г. Федотову. «Святой инстинкт свободы» и нравственное достоинство Каткова позволили ему быть центром притяжения русского общества на протяжении нескольких десятилетий. А.Л. Савельев посетовал, что у нас нет истории Российской империи. Её создание было бы лучшим памятником М.Н. Каткову.

В завершение Катковских чтений сосредоточенному вниманию слушателей было предложено выступление духовника и старшего священника обители прот. Артемия Владимирова на тему «Катков о Пушкине». В своей речи при открытии памятнику А.С. Пушкину Катков касается многих граней творчества поэта, отмечая, что искусство, как и наука, стремится к истине, оно не оторвано от действительности. Шедевры культуры давали импульс к развитию этноса. Народность Пушкина в том, что он проникает в глубину русской души (особенно в поэзии). Поэт не презирал своей страны и знал её предназначение.

В конце своего вдохновенного слова о. Артемий обратился к А.С. Пушкину в поэтической форме, что послужило прекрасным финалом чтений, объединивших наше прошлое и настоящее, историю и современность и стало словесным приношением не только нашему великому поэту, но и чествуемому ныне стражу империи и «борцу за русскую правду» М.Н. Каткову:

Когда взираю на твоей души богатство,
Теряюсь и не знаю, что просить взаймы...
Ума, что обнимал собою царства
И летопись вёл мира и войны?

Быть может, даруешь мне сердце ново,
Как некогда пророку Серафим,
Чтоб на погостах, площадях и кровах
Вещал я слово мёртвым и живым?

Любви к Отечеству просить мне стыдно –
С тобою Родина у нас одна...
Но ты отмщал за все её обиды –
И вещим слогом ей служил сполна.

Не попрошу страстей твоих мятежных
И скорых, неблистательных побед,
Но научи меня и «искренно, и нежно»
Той послужить, которой дал обет...

Прошу, поэт, достоинства и чести,
Отваги защищать своих друзей.
Освободи от страхов, низкой лести
И не гнушайся слабости моей.

И наконец, предвидя час кончины,
Я, как и ты, хотел бы умирать:
Оплакав грех, смиренным, блудным сыном
Во светлый Лик с надеждою взирать...

Елена Путинцева, кандидат филологических наук, координатор Катковских чтений
 
Впервые опубликовано на сайте Алексеевского монастыря


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

 

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме