«Люди еще размышляют над ролью Церкви в нашем государстве» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Люди еще размышляют над ролью Церкви в нашем государстве»

06.12.2017


Известные пастыри проанализировали неоднозначный опрос об отношении россиян к деятельности Русской Православной Церкви …

Более половины россиян заявили о своем доверии Русской Православной Церкви, гласят данные опроса фонда «Общественное мнение», сообщает Regions.ru

64% опрошенных относят себя к Православию, 8% к исламу, а 22% не считают себя верующими. В целом доверяют Русской Православной Церкви 64% опрошенных, о своем недоверии заявили 19% респондентов. 51% доверяют Патриарху Кириллу, а 21% опрошенных - нет. 

69% респондентов сообщили, что за последние годы их отношение к Русской Православной Церкви не менялось, по 12% заявили об улучшении или ухудшении отношения. 

47% респондентов считают, что в настоящее время Церковь положительно влияет на общественную жизнь страны, 21% уверены, что она не оказывает влияния, а 10% высказались об отрицательном влиянии Русской Православной Церкви на общественную жизнь страны. 

Кроме того, 35% опрошенных полагают, что Церковь вмешивается в те сферы общественной жизни, в которые вмешиваться не должна; не заметили излишнего вмешательства Церкви 29% респондентов. Примером ненужного вмешательства 7% опрошенных назвали вмешательство в сферу искусства. 

Говоря о влиянии Русской Православной Церкви на политику российских властей, 29% заявили, что Церковь его не оказывает; 25% полагают, что влияние «слабое», а 16% — что «сильное». Кроме того, почти половина опрошенных (46%) выразили мнение, что за последние годы влияние Церкви на власть не менялось, 24% считают, что возросло, а 3% — уменьшилось. 

Отвечая на вопрос о влиянии Русской Православной Церкви на культуру, 44% высказались о своем положительном отношении, а 33% выразили противоположную точку зрения. Согласно данным ФОМ, 61% опрошенных полагают, что государственным органам следует учитывать позицию Церкви в той же мере, что и позицию других общественных организаций. 

Корреспондент Regions.ru попросил священнослужителей прокомментировать итоги опроса.

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что «весь этот опрос показывает отношение к Церкви именно как к институту, который значим для нашего общественного мнения. Конкретики в нем не хватает, но это беда практически всех опросов. Например, не затронуты сакральные вопросы. Ведь культура во многом продолжает те культовые устремления, которые имеются среди населения. И поэтому если среди населения много людей, приверженных каким-то извращениям, то и культура будет отражать эти извращения. И тогда, конечно, отрицательные оценки со стороны Церкви будут отрицательно восприниматься людьми». 

«Многие, слава Богу, положительно оценивают влияние Церкви, хочется только порадоваться, - признался он. - Дай Бог, чтобы и дальше все так было. Потому что в обществе формируется поляризация, и она будет только нарастать. С одной стороны сейчас очень сильно чувствуется тяга к чему-то устойчивому, честному, порядочному. А с другой стороны мы видим совершенно обратный процесс: требования либеральной части очень сильно подрывают нравственные и культурные устои общества». 

Пастырь подозревает, что «сейчас мы можем увидеть больше негативных явлений среди молодежи. Именно на молодежь направлена развращающая политика, в том числе в области культуры и образования, которая не дает прикоснуться к нашим традициям и полному знанию нашей истории. Такие случаи, как выступление школьников из Уренгоя в бундестаге, закономерны. Это вина не детей, а педагогов, которые детям так подали информацию. Еще пример: забытая уже Варвара Караулова, отбывающая срок в тюрьме за побег в ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России. - РНЛ). Какое у нее понятие о Церкви и культуре?» 

«Так что тут надо ставить вопрос не только об отношении, а какова и динамика, что предпринимается, чтобы исправлять эти ситуации? Не должно быть все пущено на самотек. В противном случае возникнет угроза не только Церкви и духовенству, каким-то отдельным лицами и сословиям, а таким образом формируется угроза государственности. И государство должно более активно проводить политику в области образования и культуры, сохраняя свое молодое поколение, потому что оно воспроизводит и народ, и государство», – заключил отец Сергий.
 
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, полагает, что «результаты вполне ожидаемые и положительные. При всех усилиях, которые прикладываются определенными деятелями, чтобы как-то повлиять на общественное мнение в отрицательном смысле, тут мы видим определенную стабильность в отношении Церкви. Однозначно отрицательного отношения нет, и оно не усиливается, это неплохо. Тут бы, конечно, посмотреть результаты в динамике, например, как было год или пять лет назад. Но в целом если предположить, что отвечали жители городов, которые имеют образование и черпают знания не только из телевизора, то любой человек, который сталкивается с Церковью, общается со священником, не может не видеть положительное влияние Церкви на жизнь общества». 

«С политикой и культурой то же самое, - отметил отец Иоанн. - Даже смотря телевиденье нельзя сделать вывод, что Церковь влияет на политику. В культуре скандалы, - например, с фильмами, - показывают, что Церковь стоит на позиции оздоровления общества, на трезвой и патриотической стороне. В отличие от всей этой либеральной братии, которая в обмен на мнимую свободу готова предоставить только грязь и насмехательство над историей, ценностями русского народа, и вообще занимается дискредитацией всех наших святынь. В этом смысле результаты опроса вполне радуют».
 
Протоиерей Вячеслав Кочкин, руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии, сказал: «Для многих граждан нашей страны, родившихся и выросших в Советском Союзе, активная жизненная позиция такой большой структуры, как Русская Православная Церковь, по многим животрепещущим темам, - до сих пор что-то необычное и даже странное. Нас воспитывали так, что источником истины может быть только Коммунистическая партия, и то, что говорилось с телевизионных экранов, прочно засело в нашем сознании. А теперь появилась сила, которая имеет свою, причем активную, точку зрения, и доносит ее аргументировано: не словами, а конкретными делами». 

«Этот опрос показывает: люди еще размышляют над ролью Церкви в нашем государстве. А когда идет процесс, мнения всегда будут различными. Поэтому разброс цифр очень интересен. Это свидетельство того, что люди пока еще не готовы дать окончательную оценку», - полагает он.

«Отношение к Патриарху тоже свидетельствует об активности Святейшего. Он стоит во главе Церкви и указывает на проблемы, существующие в нашем государстве. Даже если мы открыто не касаемся политики, та огромная социальная работа, которая ведется в нашей Церкви, вскрывает огромные недостатки и недочеты. И, конечно, это не всем нравится», - пояснил отец Вячеслав. 

«Очень интересно, что думают опрошенные о влиянии Церкви на культуру, - отметил он. - Многим, получая государственные деньги, хотелось бы разрушать это государство. И когда Церковь открыто говорит, что нужно спрашивать с «художников», которые, разбазаривая бюджет, еще и разрушают души, она не может не следовать Священному Писанию. А оно гласит: "Не бойтесь тех, кто убивает тело, бойтесь тех, кто убивает душу". Многим это тоже не нравится, потому что эти люди привыкли "доить" бюджет и делать различные пакости». 

«Церковь не влияет на политику, но такое мнение, видимо, сложилось из-за нашей ярко выраженной пророссийской настроенности, - полагает пастырь. - Но мы не можем по-другому, мы любим свое земное отечество и заинтересованы в его развитии, укреплении. А когда указывают на недостатки чиновников, партийных лидеров, это не может не раздражать отельных политических деятелей. Поэтому тут в данных опроса я тоже не вижу ничего странного». 

«А вот что значит: "Церковь лезет туда, куда ей лезть не нужно". Извините, а что такое Церковь? – задается он вопросом. - Это верующие, - в том числе я, такой же гражданин, как и остальные; моя семья, дети. Мы имеем полное право защищать свои убеждения. Я хочу, чтобы мои дети читали классическую литературу и смотрели фильмы, которые учат чистому, доброму, и светлому. Страшно, когда нам пытаются внушить, что мы все в грязи и разлагаемся. Об этом мы тоже будем говорить. Мы должны помнить о Господе и стремиться к чистому, светлому, разумному. А обо всем, что тянет нас в другую сторону, должны заявлять открыто. К тому же, рассуждая о статистических исследованиях, хотелось бы знать, достоверны ли они, при каких обстоятельствах были опрошены люди и так далее - тогда это было бы еще интереснее».
 
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «вопрос интересный, многоплановый и наводит на размышления. Отрадно, что 64% опрошенных доверяют Русской Православной Церкви, ведь мы живем в обществе, где постоянно присутствует антиклерикальная пропаганда. Это касается и средств массовой информации, и кинематографа – как отечественного, так и зарубежного. Последний как правило выставляет представителей Церкви в черном свете, формируя отрицательное к ним отношение». 

«Сложно сказать, чем руководствовались опрошенные, говоря о влиянии Церкви на жизнь страны и на высшие эшелоны власти. Это все-таки субъективно. Поскольку мы не имеем объективной картины, одному кажется одно, другому – другое. Отрицательное отношение к влиянию Церкви на культуру, думаю, связано с тем, что Церковь возвышает свой голос против тех безобразий, которые представители культуры позволяют себе, прикрываясь свободой творчества. Что такое свобода творчества? – Некий человек окончил соответствующий вуз, получил диплом, и, следовательно, получил свободу творчества? Да он такой же, как и я! Но я не имею такой свободы, а он позволяет себе бестактности, позволяет себе вести себя некультурно, бесцеремонно, безнравственно. А на каком основании?» - вопрошает отец Александр.

«Александр Сергеевич Пушкин считал: цензура необходима, она защищает читателя от писателя и писателя от читателя, - напомнил пастырь. - Если произведение одобрено, значит, в нем не должно быть ничего, что возмутит нравственное чувство читателей. Ну и к тому же можно надеяться, что читатели не будут нападать на автора. Но во времена Пушкина цензура была подсудна, на цензора можно было подать в суд. В правовом государстве все проблемы тоже должны решаться в суде. Вот если подумать над созданием такой цензуры, думаю, от этого будет только польза, потому что цензура, основанная на государственных правилах, ограничивает тех, кто считает: "Если я получил диплом, могу засорять культурное пространство произведениями, которые в полной мере отражают степень моей испорченности"».
 
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, сказал: «Судя по данным опроса, так или иначе выказывает доверие Церкви высокий процент респондентов – к тому же если учесть, что мы живем в сложное время. Как кто-то сказал, это время "лоскутной религии", когда каждый человек выбирает разные образы религиозной жизни. Но традиционная, как когда-то, приверженность Православию сейчас достаточно сильна. Так что обращение к традиционным формам, к Православию, свидетельствует о доверии к Церкви». 

«Хотя, конечно, доверие к Церкви как к традиционному духовному институту - это одно, а жизнь по заповедям Божьим – другое, - пояснил пастырь. - И если в опросе учитывали бы практикующих христиан, которые регулярно исповедуются, причащаются, стремятся исполнять заповеди, процент был бы гораздо меньше. Так что это непростой вопрос - как общество развивается, в какую сторону мигрирует. На него ответить с помощью социологических опросов не так-то просто». 

«Ну а что касается влияния Церкви на культуру – последняя у нас сформировалась под тысячелетним воздействием Православия. И, когда благодаря процессам секулярного развития общества, начиная с XVIII-XIX веков, появляется феномен светской культуры, кто оказывается вершителями дум? – Пушкин, Гоголь, Достоевский. Даже Толстой, который входил в серьезное противоречие с Церковью, все равно позиционировал себя как христианина - просто иначе мыслящего. Поэтому мы все равно будем связывать свою культуру с мыслителями, которые так или иначе были связаны с христианским миропониманием. А что представители жанров модернизма и постмодернизма, появившихся один не раньше начала, а второй и конца XX столетия, хотят себя вести по отношении к традиционным христианским ценностям вызывающим образом, а Церковь это осуждает, - это естественно для традиционного мышления. Естественно, тем, кто причисляет себя к крайним либералам, отрицая христианские ценности, это не нравится. А в традиционные культурные проекты, которые так или иначе находятся в христианском миропонимании, Церковь и не вмешивается, а только их поддерживает», - заключил отец Андрей.
 
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, отметил: «Хочется, чтобы эти результаты были бы более благоприятны по отношению к Русской Православной Церкви, но я бы не сказал, что они внушают мне опасения. Господь предупредил нас, что "в этом мире гонимы будете". Чувствуется некоторое разделение общества - примерно половина относятся к Церкви положительно, остальные - не то что бы отрицательно, но считают что ее участие в некоторых вопросах излишним. Думаю, это просто отражает реальную картину неких дискуссий, которые ведутся в нашем обществе по поводу роли Церкви. И это, пожалуй, главный вывод исследования». 

«В основном ведь речь идет о том, как относиться к влиянию Церкви в вопросах, не относящихся прямо к ее вéдению, - пояснил пастырь. - Все-таки Церковь - сообщество людей, которые верят в Бога и живут освящающей Божьей силой. Поэтому главная цель Церкви – Богослужение, нравственный выбор. И цифры вполне отражают настроение нашего общества, которое, конечно, не полностью состоит из верующих».

«Наверное, в какой-то степени на эти данные оказали влияние дискуссии, которые шли в последние месяцы и годы по поводу мнения Церкви о тех или иных фильмах, участия ее в культурной жизни. Но здесь нужно различать позицию Церкви в целом и ее отдельных представителей. Мы, как правило, формируем мнение в связи с активной позицией тех или иных людей, которые позиционируют себя как выразители мнения Церкви. И поскольку мы живем в обществе, где именно тех, кто громко кричат, больше слышат, получается: громко крикнул, и эхо "жареного" факта разнеслось в средствах массовой информации. Тем не менее, каждый имеет право на свое мнение. И можно сделать вывод, что наше общество вполне демократично. А вот официальную позицию Русской Православной Церкви, мне кажется, нужно доносить активнее, чтобы дистанцироваться от будоражащих общество фактов и от людей, не уважающих ни позицию Церкви, ни Священноначалия, ни Патриарха», - заключил отец Димитрий.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме