Патриарх Кирилл: Задача Церкви не в том, чтобы наполнить разум знаниями, а в том, чтобы помочь войти в церковную жизнь 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Патриарх Кирилл: Задача Церкви не в том, чтобы наполнить разум знаниями, а в том, чтобы помочь войти в церковную жизнь

Проблемы церковной жизни
Архиерейский Собор 2017 / 29.11.2017


Предстоятель Русской Церкви, выступая на Архиерейском Соборе, высказался о богословии, духовном образовании и молодежном служении …

Как сообщалось, сегодня Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом перед участниками Архиерейского Собора.

Говоря об особенностях церковной проповеди, Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что апостол Павел всякий раз учитывал особенности своей аудитории, стремясь для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (ср. 1 Кор. 9:22), сообщает Патриархия.ru. В частности, апостол учил, что к каждому возрасту следует находить свой подход: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою» (1 Тим. 5:1-2).

В связи с этим Предстоятель Русской Церкви предложил членам Собора задуматься о том, каким должен быть подход к сердцам молодых людей нашего времени.

Святейший Патриарх обратил внимание на то, что к молодому поколению относятся представители различных социальных слоев, с разными интересами, в том числе представители тех или иных субкультур, студенты и учащиеся, ученые и рабочие и т.д. «У разных групп свои авторитеты и ориентиры, поэтому методы миссии среди молодежи едва ли возможно унифицировать», — подчеркнул Предстоятель.

«За прошедшие годы сделано немало. Во многих епархиях организованы епархиальные молодежные советы, проводятся многочисленные молодежные мероприятия. Получило развитие молодежное добровольчество, — продолжил Святейший Владыка. — Сравнивая с тем, что мы видели еще несколько лет назад, можно сказать о серьезных положительных сдвигах в общецерковной, епархиальной и приходской работе с молодежью. Но следует трезво оценивать ситуацию. Результат проведенной работы — это лишь малая часть того, что нужно совершить».

«Наше слово достигает в первую очередь тех, кто сами приходят в храмы. Для множества юношей и девушек Церковь остается чем-то незнакомым, лежащим вне пределов их жизни и опыта, — констатировал Патриарх Кирилл. — Между тем молодежь неравнодушна, ищет правду, стремится постичь истину. При этом юным умам свойствен протест, порождаемый стремлением самостоятельно осмыслить свое бытие, оценить то, что ранее принимали на веру, когда слышали от старших. Поэтому-то апостол и пишет епископу Тимофею, чтобы он младших увещевал как братьев, а не свысока».

«Церковные молодежные организации, молодежные акции не должны превращаться в нечто шаблонное, официозное, морализаторское и скучное. Убедительная проповедь, особенно когда она обращена к молодежи, должна подкрепляться делом, показывать вечную новизну благовестия Христова, демонстрировать, что именно в следовании Христу — истинный протест, уход от трафаретного поведения, навязанного секулярным миром», — убежден Патриарх Кирилл.

По его словам, «для молодежи, более чем для какой-либо другой возрастной группы, важна идея о том, что христианство — религия свободы, а не религия запретов, кроме запрета греха, и что те или иные предлагаемые христианину самоограничения нужны лишь потому, что помогают нам обрести полноту жизни и осознать, что есть подлинная любовь, которая не пресекается окончанием физической жизни, но переходит в вечность».

«Заботясь о молодежи, мы должны помнить, в том числе, о тех, кто с детства в Церкви, — напомнил Святейший Владыка. — Многие молодые люди выросли в семьях родителей, активно приобщавшихся к церковной жизни, и с раннего возраста испытали аскетическую практику строгих постов и длительных богослужений, молитвенных и паломнических подвигов. Стали ли дети церковных родителей православной молодежью? Помогали ли приходы таким детям и подросткам найти свое место в Церкви? Человеку, религиозный выбор за которого сделали родители, рано или поздно придется повзрослеть. Перед ним встанет необходимость принятия самостоятельного мировоззренческого решения. И нам надо подобрать правильные слова для обращения к таким юношам и девушкам».

Святейший Патриарх Кирилл, говоря об особенностях миссии среди молодежи, затронул вопрос о границах открытости Церкви.

«Каким образом, приглашая молодежь к диалогу, используя ее язык, не утратить церковную самобытность и не поддаться соблазну слепого подражательства модным привычкам? — сказал, в частности, Предстоятель Русской Церкви. — Часто говорят, что храмы должны стать домом для молодых людей, что при приходах следует обустраивать помещения, в которых они проводили бы свой досуг. Все это, действительно, уместно. Молодежь подвижна и активна, ей интересны спортивные и интеллектуальные игры, флешмобы и квесты, ее сплачивают испытания сил и воли. Но, организуя подобную деятельность, важно помнить, что не это является главным в нашем служении. Храм станет домом для человека тогда, когда этот человек сроднится с жителями этого дома... — в вере и любви к Богу».

«Церковь — это не штаб по организации культурно-массовых мероприятий. Эти мероприятия могут, а в приходах с большим числом молодежи даже должны быть частью приходской жизни. Но в центре жизни христианина любого возраста, молодого или пожилого непременно должны быть Евхаристия и следование Евангельскому слову. Все инициативы, какими бы полезными и важными они ни казались, окажутся действительно ценными в том случае, если, в конечном итоге, будут способствовать устремлению человеческого сердца к Богу».

С удовлетворением отметив успехи в работе Синодального отдела по делам молодежи, в том числе в области поддержки молодежных инициатив на общецерковном и епархиальном уровнях, Патриарх вместе с тем подчеркнул, что «главным средством развития православной молодежной инициативы являются не …одноразовые, хотя бы и масштабные мероприятия, но каждодневное вовлечение активных молодых людей в церковную жизнь».

Святейший Владыка рассказал о том, как в ряде епархий созданы и действуют епархиальные молодежные советы. «Это инструменты работы с той молодежью, которая уже вовлечена в церковную жизнь, — подчеркнул Патриарх. — Нам необходимо также обсудить и осмыслить, как говорить о Боге и об опыте Церкви с теми молодыми людьми, которые пока находятся вдали от нее».

«Какие бы ни использовались инструменты, будь то съезды, летние лагеря или походы, первостепенной является живая пастырская забота о молодежи. Не каждому священнику дан от Бога талант общения с молодыми людьми. Но, наверное, в каждой епархии найдутся один или несколько пастырей, которые сумеют стать для юношей и девушек открытыми собеседниками, будут способны искренне участвовать в их экскурсиях, в посещениях кино или в неформальных встречах, не забывая при этом, что главное — не досуговое времяпрепровождение, а проповедь Христа словом и, более всего, примером», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Как отметил в своем докладе Святейший Патриарх Кирилл, на протяжении многих лет приоритетной темой в работе органов высшей церковной власти и епархий остается реорганизация системы духовного образования.

В 2011 году Архиерейский Собор одобрил новые принципы подготовки учащихся семинарий и академий в рамках бакалавриата, магистратуры и аспирантуры; в течение нескольких лет формировался комплекс необходимых учебных планов и стандартов. С сентября 2015 года духовные учебные заведения на территории России приступили к переходу на единый учебный план подготовки бакалавров. В 2017/2018 учебном году по новым учебным программам обучались 4176 студентов, то есть 74% от общего числа студентов бакалавриата российских семинарий. Завершение переходного этапа планируется к следующему 2018/2019 учебном году. Кроме того, продолжает развиваться обучение по двухгодичным магистерским программам. После завершения перехода на единую бакалаврскую программу необходимо будет провести аналогичную работу по определению общего знаменателя магистерских программ с сохранением научной специфики того или иного профиля в конкретном высшем учебном заведении. На 1 сентября текущего учебного года в 10 учебных заведениях были открыты магистратуры, предлагающих в общей сложности 25 профилей обучения. Таким образом постепенно складывается система комплексной подготовки квалифицированных специалистов различных направлений.

Кроме того, в этом году Священный Синод утвердил учебный план и церковный стандарт подготовки регентов (журнал № 61 от 29 июля 2017 года). После апробации этих документов в ряде семинарий их опыт будет распространен повсеместно.

На канонической территории Русской Церкви в настоящее время действуют в общей сложности 56 духовных академий и семинарий. В этих учебных заведениях, а также в действующих при них регентских и иконописных отделениях по очной и заочной форме обучаются почти четырнадцать тысяч студентов. Несмотря на различия в государственных законах важно поддерживать единство образовательного пространства во всей Русской Православной Церкви, в том числе через единообразие учебных программ, подчеркнул Святейший Патриарх. С этой целью в начале сентября Учебный комитет провел специальный вебинар при участии представителей духовных учебных заведений России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Латвии и Узбекистана. По словам Его Святейшества, этот опыт должен получить дальнейшее развитие.

Предстоятель напомнил, что Архиерейский Собор 2013 года, констатировав «значительное различие образовательного потенциала семинарий», поручил Учебному комитету «представить на рассмотрение Священного Синода реалистичные предложения по оптимизации деятельности духовных школ» (Постановления Архиерейского Собора 2013 года, пункт 17). С этой целью на протяжении четырех лет Учебный комитет регулярно проводил выездные инспекционные проверки семинарий, изучал предоставляемые ими статистические отчеты. В межсоборный период также ушла в прошлое система духовных училищ, «образовательный уровень которых уже не позволял их рассматривать в качестве заведений для подготовки священнослужителей». Впрочем, некоторые училища смогли дорасти до семинарий, уточнил Патриарх, но в большинстве они были преобразованы в центры, готовящие церковных специалистов в сфере катехизации, социальной работы, миссии, молодежной работы.

«Главная цель всех этих усилий в том, чтобы повысить качество образования духовенства и кандидатов в клир. При этом повышение качества духовного образования открывает также возможность для положительных решений со стороны государства, в частности для государственной аккредитации духовных учебных заведений», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Как сообщил Святейший Патриарх Кирилл, за период, прошедший после Собора 2013 года, Учебным комитетом была подготовлена учебно-методическая и нормативная база, необходимая для обеспечения повышения квалификации духовенства. В конце 2016 года Священный Синод утвердил «Положение о курсах повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви». Апробация пройдет в Хабаровской духовной семинарии и в образовательном центре при Новоспасском монастыре города Москвы. С осени 2018 года планируется постепенное внедрение курсов повышения квалификации во всех епархиях и митрополиях Русской Православной Церкви. Предполагается, что все клирики Русской Православной Церкви должны проходить повышение квалификации не реже одного раза в семь лет. Исключение сделано для клириков, обладающих ученой богословской степенью, а также для тех, кому прохождение таких курсов будет затруднительно по причине преклонного возраста.

Еще одно соборное поручение 2013 года касалось создания дистанционной системы образования, которая могла бы полностью или частично заменить собой заочное образование, продолжил Патриарх Кирилл. Завершить работы по созданию полноценной системы дистанционного образования по курсу бакалавриата планируется в течение четырех лет. Основной и наиболее трудоемкой задачей здесь является создание авторских электронных курсов и их внедрение в единую информационную платформу.

Святейший Патриарх выразил сожаление, что в течение долгого времени решение Архиерейского Собора 2011 года относительно образовательного ценза для кандидатов в клир не осуществлялись в полной мере. Согласно соборному постановлению, следует «хиротонии в диаконский сан впредь совершать над лицами, окончившими как минимум духовное училище или два курса семинарии; хиротонии в священнический сан впредь совершать над лицами, имеющими как минимум полное семинарское образование либо окончившими пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета или иного высшего учебного заведения Русской Православной Церкви; студенты очного сектора семинарий могут быть рукоположены в священнический сан во время обучения в духовных школах, но не раньше окончания трех курсов».

В 2016 году Высший Церковный Совет разработал «Положение о порядке согласования рукоположения в священный сан лиц, не обладающих образовательным цензом», которое было утверждено Священным Синодом в декабре 2016 года. Сформирована комиссия при Учебном комитете с участием Управления делами Московской Патриархии, которая рассматривает кандидатуры в клир, предлагаемые епархиальными архиереями, но не соответствующие требуемому цензу. Священный Синод будет с особым вниманием наблюдать за изменениями в этой сфере, подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

Первосвятитель отметил, что в Русской Православной Церкви реализуется масштабный проект по обновлению всего корпуса учебных пособий, применяемых в духовных учебных заведениях. В подготовке учебников по 15 дисциплинам принимают участие более 100 человек. Выработан регламент подготовки учебных пособий, согласно которому написанный и отредактированный учебник проходит рецензирование с привлечением ведущих специалистов духовных школ.

Как сообщил Святейший Владыка, на сегодняшний день вышли в свет четыре учебника: первый том учебника по Четвероевангелию, два тома антологии святоотеческих текстов и учебник по истории нехристианских религий. Написаны и проходят процесс редактирования еще пять учебных пособия: второй и третий том учебника по Четвероевангелию, том первый учебника по Патрологии, учебник по Гомилетике и учебник по Догматическому богословию, который, по всей вероятности, будет разделен на несколько томов.

Кроме того, в разной степени готовности находятся учебники еще по ряду дисциплин.

Одной из тем, которые затронул Предстоятель Русской Православной Церкви, стало религиозное образование и воспитание, в частности, воскресные школы.

За прошедшие годы тема воскресных школ неоднократно обсуждалась на Высшем Церковном Совете, рассказал Святейший Патриарх Кирилл, отметив, что предлагаемые ранее подходы были серьезно переосмыслены. Еще в 2012 году был утвержден первый Стандарт учебно-воспитательной деятельности для воскресных школ. На его основании с 2015 года по 2017 год была проведена аттестация воскресных школ на территории России и составлен их реестр. Этот процесс подтолкнул многие воскресные школы к привлечению дополнительных ресурсов и к повышению качества учебной составляющей.

«Но ведь основная задача Церкви не в том, чтобы наполнить разум детей суммой знаний, а в том, чтобы помочь им войти в жизнь Церкви, найти в ней свое место, приобщить их к Священному Писанию и Преданию, к литургической жизни», ― подчеркнул он. Между тем, констатировал он, до последнего времени работа воскресных школ ориентировалась в первую очередь на практику дореволюционных церковно-приходских школ и на современную общеобразовательную систему. По этой причине в воскресных школах предлагались узкая линейка учебных дисциплин, жесткие требования к организационным формам, академический подход к наполнению учебных занятий.

«Некоторым учащимся школьный подход, может быть, близок, но для многих из них — обременителен, ― обратил внимание слушателей Святейший Патриарх Кирилл. ― Такие учащиеся теряют мотивацию для посещения воскресной школы, поскольку видят в ней лишь копию обычной школы, с поправкой на то, что здесь преподается не алгебра с физикой и биологией, а церковнославянский язык и церковная история».

Предстоятель рассказал, что по итогам состоявшегося обсуждения Высший Церковный Совет определил: наряду с привычным школьным подходом к организации воскресной школы приходам следует предложить иные методики, способствующие приобщению детей к основам веры. Ранее утвержденный Стандарт для воскресных школ был обновлен, а Синодальный отдел религиозного образования и катехизации приступил к осмыслению новой задачи.

Первосвятитель также отметил, что Высший Церковный Совет обратил внимание на необходимость адаптировать документы, утвержденные Священным Синодом для воскресных школ на территории России, к другим странам.

Святейший Патриарх выразил пожелание, чтобы акцент в развитии религиозного образования был в дальнейшем сделан не столько на создании нормативных документов, которые необходимы, но являются порой избыточно громоздкими, сколько на практической реализации поставленных задач в епархиях и на приходах при поддержке центральных церковных учреждений.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме