«Каков должен быть наш ответ на недоброжелательность в адрес Церкви?» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Каков должен быть наш ответ на недоброжелательность в адрес Церкви?»

Какой должна быть миссия
Архиерейский Собор 2017 / 29.11.2017


Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на Архиерейском Соборе рассказал, почему часть общества негативно реагирует на происходящее в церковной жизни …

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом перед членами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, собравшимися в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве 29 ноября 2017 года. Предстоятель Русской Церкви в частности высказался об информационной работе.

«Распространять благую весть - это неотъемлемая задача Церкви с апостольских времен. При этом сегодня мы сталкиваемся с такими технологиями работы со словом, которые не имеют аналогов в прошлом. В новых условиях общество все более стремится к информационной открытости и к распространению максимального объема информации. В этих условиях на архиереев и их помощников по взаимодействию со СМИ ложится особая ответственность за общение в медиа-среде. Наиболее важная задача в информационной сфере, поставленная Архиерейским Собором 2013 года, это "наполнение информационного пространства достоверными сведениями о церковном служении, в центре которого находятся проповедь о Христе и пастырский ответ на вызовы современности"», - цитирует Патриарх Кирилл.

«Хотел бы в связи с этим отметить высококачественную работу пресс-службы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, благодаря которой широкий круг людей смог познакомиться с усилиями многочисленных церковных тружеников, заботящихся об обездоленных. Этот информационный успех привел к укреплению той поддержки, которая оказывалась церковным социально-благотворительным проектам. Важно, что медийная работа в этом направлении не ограничивается информационными сообщениями. В светских и церковных СМИ выходят публицистические материалы, в частности, с размышлениями представителей Церкви и общества о социальном служении в евангельском понимании. Другими словами, информационное пространство наполняется не просто фактами, но идеями, основанными на Слове Божием. Церковь через свою информационную деятельность, посвященную социальному служению, продолжает проповедь о Христе», - отметил он.

«В межсоборный период удалось достичь немалого в использовании технических возможностей для проповеди Евангелия, - подчеркивает Предстоятель. - Все больше епархий и приходов активно наполняют свои сайты, развивают их мобильные версии и страницы в социальных сетях. Значительно изменился в лучшую сторону телеканал «Спас». Большим прорывом можно назвать географическое расширение вещания радио «Вера». Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ провел работу по укреплению взаимодействия с епархиями. Объединение церковного информационного пространства, понимаемого как координация всех информационных ресурсов Церкви с сохранением их автономности и специфики, продвигается вперед и продолжает оставаться среди приоритетных задач. При этом расширять информационное пространство посредством публикации похожих текстов на одну и ту же тему само по себе важно, но недостаточно. Ведь "информационное пространство" - это не только технологии. Это также совокупность идей и смыслов. Когда епархиальные пресс-службы добиваются многочисленных републикаций в региональной прессе послания епархиального архиерея к тому или иному празднику - это важный результат, но на нем нельзя останавливаться и считать, что работа выполнена. Недостаточно и того, что местные СМИ распространяют информацию о богослужениях или церковных мероприятиях. Диалог с представителями СМИ, в том числе районными, должен выходить за рамки официоза, причем, по возможности, при живом участии архиереев и духовенства. Общение со средствами массовой информации - это возможность сказать о Евангелии доступным языком в связи с теми вопросами, которые волнуют современного человека. Распространенный сегодня медийный жанр - это рассказы о конкретных людях, об их быте и увлечениях. В связи с такими рассказами порой затрагиваются глубокие социальные или нравственные проблемы. А ведь в жизни приходов найдется много интересных историй о том, как живут и активно действуют в обществе современные христиане. Наконец, было бы важно, чтобы жизнь епархий и приходов более активно отражалась на общецерковном уровне».

Патриарх подчеркнул, что «качество информационной работы во многом зависит от того личного внимания, которое ей уделяет архиерей. В противном случае нельзя ждать значимых результатов от епархиальных информационных подразделений. В частности, необходимо, чтобы руководитель соответствующего отдела имел прямой рабочий контакт с архиереем. К сожалению, это пока не всегда так, хотя во многих епархиях мы видим успешные примеры активного информационного присутствия при участии епархиального Преосвященного».

«Особого внимания требует миссия в социальных сетях. Ее важность подчеркивалась в постановлениях уже двух Архиерейских Соборов - 2013 и 2016 годов. В 2015 году Синодальный информационный отдел рекомендовал всем епархиям открывать в популярных социальных сетях официальные страницы, что и было сделано. Однако в большинстве случаев такие страницы дублируют епархиальные сайты, нет реального диалога между администраторами страниц и читателями. Подобное присутствие в социальных сетях почти не имеет эффекта. Пользователи социальных сетей увлекаются чтением тех страниц, за которыми видят живого человека, который говорит с ними обычным языком и отвечает на возникающие у них вопросы. Это вызывает симпатию и заставляет установить личный контакт, вступить в сообщество читателей такого человека. Социальные сети популярны, потому что позволяют лично узнавать кого-то, знакомиться с его размышлениями, понимать, чем он увлекается, как выглядит, чем делится с другими. Некоторые архиереи, священнослужители и миряне - представители епархий ведут подобного рода страницы, которые становятся местом разговора о Боге. Есть здесь и опасность увлечься собственным образом в социальных сетях, стать священником-блогером, стремящимся высказывать свое мнение по поводу и без повода, а не священником, для которого блог - это лишь одно из средств общения с людьми. Впрочем, не каждому дано умение пользоваться этим инструментом. Нельзя сказать, что даже на уровне синодальных учреждений миссия в социальных сетях уже в полной мере осмыслена и освоена. Но социальные сети - это такая же реальность нашего времени как телевидение или радио. Ошибкой будет пренебрегать этой реальностью», - считает он.

«Дорогие владыки, - продолжил Патриарх, - следует ясно понимать особенности текущей информационной ситуации. Сегодня очевидно, что часть общества будет негативно реагировать на происходящее в Церкви. И это будет отражаться в том числе и в СМИ. Дело в том, что Церковь не нейтральна к явлениям общественной жизни. Когда таковые явления расходятся с Евангелием, Церковь напоминает о том, что выбираемый людьми путь не благословлен Богом. И это вызывает раздражение со стороны той или иной части общества. Конечно, негативная реакция усиливается в связи с объективными проступками, недостатками, неосторожными словами или действиями тех или иных священнослужителей. К сожалению, периодически находятся клирики, которые дают повод ищущим повода (ср. 2 Кор. 11, 12). Конфликты, скандалы распространяются молниеносно и живут в информационном пространстве более длительное время, а эффект от положительных публикаций нередко кратковременен».

«Каков должен быть наш ответ на недоброжелательность в адрес Церкви? Мы призваны быть для мира светом (ср. Мф. 5, 14). Повторю то, что сказал в вводной части моего доклада: язык проповеди Спасителя и апостолов, а, следовательно, и нашей проповеди - это язык любви. Участвуя в общественной деятельности, мы должны свидетельствовать об Истине. Печально, когда это свидетельство порицаемо только потому, что мы выбрали неправильный тон или неподходящую форму. Сегодня люди особо чувствительны к словам и ревностно относятся к границам личного пространства. Поэтому возвещая или отстаивая евангельские истины, нам следует быть аккуратными в выборе слов. Следует обличать грех, но не унижать человека. Напоминая о бедственных последствиях отхода от Божией воли, мы не должны своей неосторожностью подталкивать людей к краю пропасти. Пусть наше слово, обращенное к обществу, в том числе через СМИ, будет искренним, а не напыщенным или лицемерным, содержательным, а не декларативным и пустым, ободряющим, а не менторским и осуждающим. Чтобы даже напоминая о запретах, мы в первую очередь заботились о направлении людей к Божественной любви», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме