itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

В Еврейской автономной области ценят русскость глубже, чем в остальной России

Протоиерей Геннадий Беловолов о принесении в Биробиджан иконы новомученицы Параскевы Кульдурской

Новости Москвы 
0
534
Время на чтение 8 минут

Как сообщалось, на днях состоялось принесение иконы святой мученицы Параскевы Кочневой из Санкт-Петербурга в Биробиджан. Подробности об этом событии рассказал в интервью «Русской народной линии» один из инициаторов принесения иконы, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов:

Поездка в Биробиджан состоялась по благословению епископа Биробиджанского и Кульдурского Ефрема и моего правящего архиерея - епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава. Путешествие в Биробиджан стало для меня открытием нашей необъятной Родины. Поделюсь главной мыслью, к которой я пришел по итогам поездки: как мы называем самый дальний край России? Дальний Восток. Но в этом слове зарыта опасная мина замедленного действия - огромнейший регион, почти треть России, мы называем направлением Света - Дальний Восток. Это понятие широкое по толкованию и восприятию. Точно так же этот край могут называть китайцы, американцы и японцы. В Японии Курилы называют «северными территориями». Когда регион называют частью света, то тем самым он отрывается от страны. Как ни парадоксально, но на территории Еврейской автономной области я вспомнил, что этот край испокон веков называли Дальней Россией. И чувствуете колоссальную разницу? Дальняя Россия - это неотделимая часть России, а Дальний Восток может принадлежать любой стране, любому народу. При неблагоприятных обстоятельствах этот край может стать для кого-то севером или западом. Уничтожен корень этого понятия - Дальняя Россия. В Биробиджане я осознал и определился, что мы должны принципиально и последовательно называть Дальний Восток Дальней Россией. Иначе выйдет аналогичный фокус, как получился с Малой Русью. В какой-то момент не обратили внимания на то, какая разница между Малороссией и Украиной. В итоге Украина оказалась враждебным для нас государством. Ныне идет война русского мира с Украиной. Матерь городов русских стала мачехой Руси. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Сейчас мы Дальнюю России называем Дальним Востоком, а кто знает, что нашу страну ожидает через сто лет? Поэтому нужно восстановить в правах название Дальняя Россия, не дальневосточный, а дальнероссийский регион, не дальневосточные университеты, а дальнероссийские. Если мы желаем, чтобы т.н. Дальний Восток всегда оставался частью Россию надо последовательно употреблять термин «Дальняя Россия». Я сделал такое идейно и идеологическое открытие. У местных жителей складывается впечатление, что Россия где-то далеко, что Москва о них забыла. Значит, они не Россия, а некий спутник, вращающийся вокруг нее. В Дальней России идет большой отток населения. Эту большую проблему не решить, как дважды два четыре.

Конечно, мы побывали в небольшом регионе Дальней России, созданном в конце 1920-ых гг., на волне национального самоопределения, дескать, все народы должны иметь собственную государственность в пределах Советского Союза. Еврейскому народу была дарована государственность на этой территории. К моему удивлению, этот край выбрали сами евреи. Сталин их туда не ссылал и насильно не навязывал им эту территорию. Один специалист-еврей специально объезжал просторы России и именно в этом крае увидел вполне необходимые и приемлемые условия для проживания евреев.

В нашем представлении Сибирь и Дальняя России воспринимаются как места для ссылок. Однако евреи были довольны выбранным местом, до которого добирались с неподдельным энтузиазмом. Буквально за считанные годы в Еврейской автономной области собралось 40 тысяч евреев не только из России, но и из Аргентины, Испании и Европы. Еврейская автономная область в 30-ые годы ХХ века стала Землей обетованной для евреев. И впервые после разрушения Иерусалима римскими воинами и рассеяния евреев по всему миру исполнилась еврейская мечта о создании еврейской государственности. Конечно, это не самостоятельное государство, но, тем не менее, оно до сих пор обладает признаками государственности. Есть свой флаг и герб. Только в Еврейской автономной области я осознал, что изгнанные еврее в 70-ые годы первого тысячелетия нашли свою Землю обетованную не где-нибудь, а в России спустя почти две тысячи лет. Библейская история неожиданно продолжилась в Дальней России. Неизвестно, как развивалась бы Еврейская автономная область, если бы не появление государства Израиль. Конечно, Еврейская автономная область создавалась на другой идеологической почве - в первые двадцать лет своего существования не было ни одной синагоги и раввина. Еврейская общность была основана на советской идеологии, поэтому в это место ехали коммунисты и строители светлого будущего. Этот проект прожил до конца ХХ века, потому что большая часть евреев выехала в Израиль. Сейчас евреи составляют по отношению к общей численности населения области 0,9%. Название субъекта Российской Федерации дается не по названию города, а по титульной нации, приоритет которой очевиден во многих моментах, в частности, дублируются названия улиц - на русском и еврейском языках. Названия улиц связаны с деятелями еврейской культуры. Главная улица и университет Биробиджана носят имя еврейского писателя Шолома Алейхема. Если не знать, куда попал, то можно решить, что этот городок находится не в Дальней России, а в Палестине. Из уличных динамиков звучит народная еврейская музыка, проводятся фестивали еврейской культуры, песен, плясок, а в школах проводятся ознакомительные курсы по ивриту или по идишу. Это необычная картина придает пикантность и изюминку традиционной казачьей дальнероссийской земле. И по ныне существует и возрождается казачество в Дальней России.

99% населения Еврейской автономной области составляют не евреи, хотя в области открыты синагоги. Поэтому я получил весьма необычные и неожиданные впечатления от поездки в Биробиджан. Как ни парадоксально, но в Еврейской автономной области самый большой процент преподавания «Основ православной культуры» - более 90% учащихся выбрали ОПК. Даже владыка Меркурий изучал опыт Биробиджанской епархии: как им удалось стать флагманом внедрения ОПК в школы. В Биробиджане русский дух и Русью пахнет даже больше, чем в иных регионах. В Еврейской автономной области ценят русскость глубже, чем в остальной России. Биробиджанская епархия появилась недавно, поэтому еще не схлынула волна энтузиазма и подвижничества. Также епархии повезло с архиереями - ныне митрополитом Курганским и Белозерским Иосифом и епископом Биробиджанским и Кульдурским Ефремом, который душу полагают за свою паству. Мы в этом убедились, став участниками Иннокентьевских чтений, в рамках которых была принесена икона небесной покровительницы епархии святой новомученицы Параскевы Кочневой. Владыка принял решение, что уместно называть новомученицу по месту ее подвига - Параскева Кульдурская. Иннокентьевские чтения были проведены на самом высоком уровне, который только возможен в Еврейской автономной области. Чтения были открыты в здании заседаний правительства области под председательством губернатора Левинталя Александра Борисовича в присутствии представителей всех ведомств, синагоги и местной мечети, силовиков. Мыслимо ли такое в других регионах? В глазах муфтия я увидел подлинный патриотизм - он любит Россию и гордится, что живет в великой державе. В Еврейской автономной области - это норматив бытия. Повторю, на заседании присутствовали все должностные лица области. В Еврейской автономной области Православие имеет особый статус. Я и сам не поверил, если бы не присутствовал на Иннокентьевских чтениях. Я стал свидетелем парадоксальной ситуации - Еврейская автономная область стала для меня удачным экспериментом по возрождению России, Православия и русскости в отдельно взятой области. За три дня мы провели бесчисленное количество мероприятий, так что мне показалось, будто я провел там целый месяц.

Был конкурс по детским рисункам области, показали спектакль, посвященный святителю Иннокентию - апостолу Сибири и Дальней России. В центральной библиотеке Биробиджана были проведены мероприятия с участием учителей, посвященные принесению иконы новомученицы Параскевы Кульдурской. Главным событием стало принесение иконы, хотя святая была прославлена в 2005 году, но в епархии до сих пор не было храмовой иконы. Как я уже рассказывал в прошлой статье на «Русской народной линии», икону принес потомок новомученицы - правнучатый племенник Михаил Журавлев, проживающий в Санкт-Петербурге. Он случайно узнал, что его двоюродная бабушка канонизирована. Это настолько перевернуло его сознание, что он пришел в Церковь и стал искать икону. Потом я с ним познакомился. Конечно, в Петербурге не найти икону новомученицы Параскевы Кульдурской. Была написана большая икона и нам составило немалого труда доставить ее в Биробиджан с помощью Аэрофлота.

22 ноября в кафедральном соборе Биробиджана в честь Благовещения Пресвятой Богородицы владыка Ефрем совершил особую службу и чин освящения иконы. Владыке сослужила бОльшая часть духовенства епархии. Это был настоящий праздник открытия имени Параскевы Кульдурской. Более того, до сего дня не было специального тропаря, кондака и молитвы святой новомученицы. Владыка Ефрем буквально за ночь составил тропарь и кондак. Я был удивлен, потому что составление таких текстов требует опыта, усилия и специальной подготовки. Владыка Ефрем признался, что почувствовал вдохновение и острую необходимость составления тропаря и кондака. Был совершен первый молебен Параскеве Кульдурской. Принесение иконы стало открытием имени новомученицы. Тем более, что в соборе дальнероссийских святых почти не встречаются женские имена. Сибирь и Дальняя России настолько суровы, что их покоряли мужчины - святитель Иннокентий Иркутский, Иоанн Тобольский, святитель Иннокентий (Вениаминов), странник Федор Кузьмич.

В Биробиджанской епархии новомученица Параскева Кульдурская является единственной святой, а в масштабах Дальней России одной из немногих, а, быть может, единственной святой женщиной. А учитывая, что Церковь преимущественно состоит из женщин, то в лице святой Параскевы Кульдурской богомолицы приобрели свою молитвенницу и мать, которая поймет женскую душу и сердце. Не секрет, что у нас самые популярные святые являются женщинами - Матрона Московская, блаженная Ксения Петербургская.

Сама Параскева Кочнева была казачкой, поэтому казаки Дальней Росси в ее лице приобрели свою покровительницу. Она была простой мирянкой и сторожила храм. Дальнероссийский регион является пограничным регионом России. От Биробиджана до Китая всего лишь 20 километров, поэтому прекрасно чувствуешь дыхание китайского ветра. Параскева Кульдурская является покровительницей пограничников. На иконе она изображена с ключами. Ключи не только от храма, но и от границы России.

Многомерность ее подвига и образа оказалась настолько востребована в Дальней России, что ее очень полюбили. Люди со слезами на глазах прикладывались к иконе новомученицы Параскевы. Владыка Ефрем благословил нас совершить поездку в поселок Известковый, где располагался БАМлаг. Параскева Степановна там два года трудилась на лесоповале и строительстве железных дорог. Поселок является важным железнодорожным узлом. Сейчас там возводится храм во имя мучеников Флора и Лавра. В поселке, где проживает около двух тысяч людей, находится крупное предприятие - горно-обогатительный комбинат по добыче бурсита. На этом месте мы совершили молебен с употреблением тропаря и кондака Параскеве Кульдурской. Побывали на местах казарм, где она приняла мученическую смерть. На месте братского кладбища, где она погребена, установлен крест с терновым кованым венцом. Икона Параскеве Кульдурской будет пребывать именно в храме в поселке Известковый. Известковый называют дальнероссийской голгофой, которой должен войти в один ряд с Бутово и Левашовской пустошью. Крест на братском кладбище олицетворяет образ русской голгофы на дальних рубежах России. Принесение иконы новомученицы Параскевы напоминает нам о дальнероссийской голгофе. Поездка для меня стала открытием Дальней Россией как неотделимой части русской земли.

Я понял, что нам надо не жалеть ни времени, ни сил, ни средств, чтобы ездить по России. Мне почти шестьдесят лет, и я понял, что не знаю и не видел еще России. Нам не хватит и жизни, чтобы объездить и познать всю Россию. Мы живем в уникальной стране. Большой грех испытывать равнодушие к России.

Удивительный край Дальней России нам открыл владыка Ефрем, который недавно был возведен на высокую степень архиерейского служения, но уже многое успел сделать в Биробиджанской епархии. Мы почувствовали, как его любит паства. Сила владыки сокрыта в кротости, смирении и любви. Он удивительно интеллигентный человек, который проявляет пристальное внимание к каждому прихожанину. Мы с ним имели многочасовые беседы на самые разнообразные темы. Биробиджанской епархии сильно повезло - там нужны такие носители праведности, как владыка Ефрем.

Родственник св.мученицы Параскевы Кочневой Михаил Журавлев, епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем, протоиерей Геннадий Беловолов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: В Еврейской автономной области ценят русскость глубже, чем в остальной России

Естественно, так как там одни русские живут. Евреи давно оттуда уехали.
М.Яблоков / 27.11.2017, 14:45
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Валерий Ивченко: послушник, подвижник, праведник!
К отпеванию великого актера
14.03.2024
«Он был Божий человек, преданный Богу праведник»
На 85 году жизни преставился народный артист России Валерий Михайлович Ивченко
04.03.2024
«Таинство нельзя сыграть»
Как я не смог поисповедовать и причастить Семена Захаровича Мармеладова
02.03.2024
В нашей светской стране отмечаются языческие праздники?
Дворцовый мост в Петербурге будут подсвечивать красным цветом в честь Китайского нового года
02.02.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04