Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Размышления о церковной дипломатии

Проблемы церковной жизни / 23.11.2017


По итогам визита архиепископа Кентерберийского в Москву …

Церковная дипломатия – субстанция тонкая, особенно когда речь идет о диалоге с инославными. Ведь правила святых апостолов и каноны Вселенских Соборов однозначно запрещают православным совместную молитву с держащимися какой-либо ереси. Апостол же и евангелист Иоанн Богослов, именуемый по праву апостолом любви, в данном отношении очень строг: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1, 10-11).

Понятно, что совсем не приветствовать человека нельзя, если вступаешь с ним в общение, да и апостол здесь имеет в виду братское приветствие единоверцев. Поэтому весьма отрадно было слышать от Патриарха Кирилла приветствие, обращенное к архиепископу Англиканской церкви, которым началась их встреча. Из уст Предстоятеля Русской Церкви прозвучало не «Ваше Высокопреосвященство», но «Ваша милость», как подобает обращаться к английским лордам, потому что архиепископ Кентерберийский в силу своего сана входит в Палату Лордов британского Парламента. Таким образом, Патриарх приветствовал Джастина Уэлби как светское лицо.

В ходе пространной речи Патриарх с ходу сказал об Англиканском сообществе (а не о церкви), диалог с которым у Русской Церкви ведется с XVI века, т.е. со времени возникновения англиканства. Тоже важный, на наш взгляд, момент. Лишь позднее, как о чем-то вторичном, говорилось об Англиканской церкви.

Весьма отрадно, что русский Патриарх был абсолютно чужд того заискивающего тона, что присущ некоторым нашим соотечественникам при их общении с западными партнерами. Пусть свою ущербность и вторичность демонстрируют украинские деятели, что с восхищением и придыханием в голосе говорят «Украина цэ Эвропа!», тем самым априори ставя себя ниже Европы.

Святейший сделал небольшой экскурс в историю второй половины ХХ века, когда ряд западных политиков и общественных деятелей высказывал озабоченность положением верующих в СССР. Разумеется, кто-то делал это искренне, а кто-то – с политическим расчетом. Во всяком случае, гонения на верующих в Советском Союзе в условиях соревнования двух общественно-политических систем косвенно способствовали тому, чтобы на Западе для религии были созданы более комфортные условия существования. Впрочем, как показывает многовековой исторический опыт, комфорт не лучшая стихия для утверждения веры.

Что произошло после того, как противостояние двух систем сошло на нет? Внешний комфорт остался, а твердого стержня уже нет, потому что твердость образуется от противостояния враждебной силе. Этим отличаются тепличные растения от тех, что живут на открытом воздухе: уберите защитный панцирь – они погибнут от ветра, жгучего солнца и проливных дождей. Именно это происходит теперь с христианскими деноминациями Запада.

Стоит подробнее привести здесь следующие слова нашего Патриарха, ибо это диалог двух культур, двух мировоззрений, от результатов которого зависит общее будущее. «То, что можно наблюдать сейчас в мире, особенно в западных странах, куда страшнее, чем то, что происходило с религией в Советском Союзе… Происходит изгнание Бога из человеческой жизни, игнорирование Божественного нравственного закона. И особенно разрушительным является то, что игнорирование Божественного нравственного закона облекается в форму государственного закона. Это очень опасная тенденция. Если люди силой государственного закона будут пытаться совершать грех или солидаризироваться с грехом, то мы вступим в какую-то апокалиптическую реальность»

Заметим: данные слова обращены к человеку, не только руководящему Англиканской церковью, но и далеко не последнему представителю законодательной власти Великобритании, на ком лежит доля ответственности за описанную апокалиптическую реальность. Действительно: чего стоит не так давно одобренный Парламентом и королевой закон о легализации так называемых однополых браков, содомского греха, что проклят Священным Писанием Ветхого и Нового Заветов?!

Может быть, Уэлби не понял, в чей огород камушек, или сделал вид, что не понял? Тем не менее, Патриарх продолжил: «Когда-то, в советское время, в диалоге с нашими западными партнерами нас ставили в неудобное положение одним вопросом: а вы можете критиковать правительство, можете критиковать его политику? Нам было трудно ответить на этот вопрос, потому что мы жили в тоталитарных условиях… Но сейчас мы спрашиваем западных христиан, которые живут не в тоталитарном обществе: а вы можете критиковать ваше правительство, можете критиковать средства массовой информации, сильных мира сего?». 

Вопросы повисли в воздухе, да и могло ли быть иначе? Ведь Уэлби сам входит в состав сильных мира сего. Религия религией, а солидарности правящей элиты никто не отменял. Патриарх и обращался к Уэлби не столько как к религиозному деятелю, сколько как к представителю этой самой элиты. Чтобы собеседнику было понятней (а в прошлом он – топ-менеджер нефтяной компании Enterprise Oil), Патриарх, говоря о положении православных на Украине, провел параллель с захватом власти в каком-нибудь банке. Именно так захватывают приходы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Приходят люди с улицы и говорят: теперь это наш храм, а вы, кому он прежде принадлежал, – никто.

Действительно, если мозги нынешней украинской элиты способны течь лишь в одном, т.е. западном, направлении, может быть, хотя бы оттуда их немного вправят? Тем более, что Джастин Уэлби теперь кое-чем обязан. Патриарх ходатайствовал о том, чтобы англиканский храм во имя апостола Андрея Первозванного в Москве со всем комплексом зданий был восстанавливаем за государственный счет.

По итогам встречи принята совместная декларация о положении христиан на Ближнем Востоке, что, как нельзя, своевременно при восстановлении мирной жизни в Сирии. Важно, что инициатива исходит из Москвы, что мы задаем тон в международных делах, в основе которых – человечность, а не прибыль во что бы то ни стало.

Слава Богу, что в день Архангела Михаила переговоры прошли в столь правильном, православном русле.

Священник Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме