Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Хотим ли мы видеть Россию сухопутной или всё же мощной океанской державой?

02.11.2017


Размышления капитана 1 ранга в отставке Вадима Кулинченко к годовщине создания Российского военного Флота …

     «… Просто страшно становится за судьбу России и всех нас. 
Взять хотя бы понятие о флоте.
     Его с развязонностью считают каким-то подспорьем армии, 
на манер понтонов или обозов, 
и с лёгким сердцем делим на какой-то оборонительный и наступательный…»  
                                           Л.Ф.Добротворский «Уроки морской войны», 1907 г. 

Когда в 1896 г. возник вопрос о праздновании 200-летия флота, выяснилось, что убедительных доказательств, то есть подлинных документов, подтверждающих точную дату рождения регулярного флота России, не сохранилось, и Николай II предложил доработать этот вопрос. Было много споров, однако ни у кого не вызывал сомнения тот факт, что рождение Российского флота связано с именем Петра Великого, хотя мореходство на Руси развивалось и до него. Идея создания регулярного военного флота окончательно сформировалась у Петра I после неудавшейся попытки завладеть Азовом в 1695 году. 
 
В изданных «Письмах и бумагах Петра Великого» сохранились отрывочные сведения о заседании 20 октября 1696 г. Боярской думы, в решении которой были такие слова: «Морским судам быть, а скольким, о том спратца (узнать) о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всеми чинами людьми, о том выписать и доложить, не замотчав (не замолчав)». Видимо, уточнялся бюджет на постройку флота. Вычленив из приведённой фразы магические слова «Морским судам быть!», остановились на дате 20 октября 1696 г. (2 ноября по н/с), приняв её за день рождения регулярного Российского военного флота. Все согласились с этой условностью, отлично понимая, что рождение регулярного флота, это не событие одного дня, а целая цепь событий 1695 -1697 годов.

За 321 год своего исторического пути Российский флот знал и взлёты, и падения, испытал и радость Побед, и горечь поражений. Ясно только одно, что за всё время своего бытия он подтвердил свою роль государственного инструмента. Но, к сожалению, банально уже звучащее положение Петра I о «потентантах», звучащее так, что «всякий Патентант, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет…», используется в полной мере единственной ныне сверхдержавой США, стремится к этому и Китай. Там ВМС на должной высоте стоят на страже государственных интересов. Мы же, родоначальники  этого основополагающего тезиса о ВМФ всё дальше отходим от признания его самостоятельной роли в государственных вопросах, да и гражданский флот, надо признаться честно, у нас не в чести.

Интересно отметить, что более половины из нынешней истории флота приходится на эпоху парусных флотов. Многие историки, в том числе и зарубежные, не без оснований ставят Российский парусный флот рядом с флотами традиционно сильных морских держав – Англии и Франции. Именно в эпоху парусов Российский флот добивался наиболее ярких побед, а его флагманы были известны всему миру.

Именно Пётр I, основатель нашего флота, с помощью ещё галерно-парусного флота «прорубил окно в Европу» через Балтику, а во времена Екатерины 2 Российский флот господствовал в Средиземноморье. Малоизвестен и тот факт, что две наши парусные эскадры (С.С. Лесовского в Атлантике и А.А. Попова со стороны Тихого океана. – В.К.) в течение девяти месяцев крейсерствовали у берегов Северной Америки, чем способствовали победе северян в Гражданской войне в США 1863 -1865 годов.

Победы это славно. Но незаживающей раной в истории Российского флота стоит Цусима, одно из больших морских сражений 20 века. К сожалению, в России до конца не извлекли уроки из этого поражения, а они очень важны для дальнейшего развития флота.

Сразу после поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. Правительство, поняв свои ошибки, стало восстанавливать как количественно, так и качественно Военно-морской флот (эсминцы типа «Новик» были лучшими в мире. – В.К.). Но к началу первой мировой войны (1914 г.) не успели выполнить все кораблестроительные программы, ведь потерять Флот несложно, а вот строится он годами. И всё-таки Российский флот сыграл свою роль в боевых действиях первой мировой войны.

Советский период в России характеризуется повышенным вниманием Правительства к развитию ВМФ. Ещё И.В.Сталин мечтал о «большом океанском флоте», но не получилось. И всё-таки в 60-80-е годы прошлого столетия мы вышли на второе место среди морских держав, после США. Сегодня эти достижения утеряны…

Рассматривая морскую историю, с большой уверенностью можно сказать: выигрывают сражения военные моряки, а проигрывают их же, как это было и в Крымской войне и при Цусиме, экономившие на своих защитниках, государства, их правители, пытавшиеся популизмом нажить политический капитал, и отдельные недальновидные адмиралы, которых ещё Добротворский характеризовал как «громовержцев». Для них внешний антураж был важнее заботы об истинной боеготовности флота…

Вспомним недавние горькие страницы нашего ВМФ, когда начался его развал под громкие, властные «речи» Бориса Ельцина, который с одной стороны ратовал за обороноспособность страны, а на самом деле «сливал» Армию и Флот. Сегодня эти последствия «волевой» деятельности первого Президента России трудно преодолевать, потому что, как говорят в народе - ломать, не строить! А, построить мощный современный флот - задача не одного дня. Тем более, когда подорваны судостроительная и кадровая базы. 

Но будущее в наших руках. Будем помнить героическую историю, традиции нашего ВМФ, и надеяться на лучшее, не забывая, что от нас, сегодняшних граждан России, зависит, какое место в мире мы отводим нашей Родине. Хотим ли мы видеть её сегодня по большей части сухопутной или всё же мощной океанской державой? От этого будет зависеть судьба России и судьба Флота — неотъемлемой составляющей Отечества!

Вадим Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, публицист



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Русский Сталинист : Re: Хотим ли мы видеть Россию сухопутной или всё же мощной океанской державой?
2017-11-02 в 14:17

/////Ещё И.В.Сталин мечтал о "большом океанском флоте"...///////

Да, в 1935-1940 гг. была разработана, принята и утверждена государственная программа создания большого океанского флота.
До 1947 года должно было быть построено 15 линейных кораблей, 69 линейных крейсеров, 2 авианосца, 28 крейсеров, 243 миноносца, 370 торпедных крейсеров и более 400 подводных лодок (Безыменский Л.А. Гитлер и Сталин перед схваткой.- М.:Вече, 2002. - 512 с. С.252-253).
Причём советские заказы были размещены в Германии, и контракты на изготовление оборудования были заключены с ведущими немецкими концернами "Крупп" и "Рейнметалл" сроком до 1942-1943 годов.
Хотя немецкая промышленность и была перегружена собственными военными заказами, но Рейх остро нуждался в поставках советского сырья, и потому немцы были вынуждены принимать советские условия.
Но последовавшая война сорвала эти планы.
Эта история красноречиво свидетельствует о том, планировал ли Сталин воевать с Гитлером за Европу в первой половине 40-х.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме