Почему одним дано, а другим нет?

Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

Александр Сергеевич Пушкин  Пастырская проповедь 
0
1171
Время на чтение 7 минут
Каждый ли день все присутствующие в храме читают Евангелие? Это все равно, что задать вопрос: каждый ли день все присутствующие здесь молятся? Если кто не читает Евангелие каждый день, тот не хочет слушать Бога или, по крайней мере, не дорожит тем, что Бог хочет говорить с ним каждый день.

Чтению слова Божия должна предшествовать молитва. «Никогда, — говорит преподобный Исаак Сирин, — не приступи к чтению слова Божия, не помолившись, да не раскаешься». Это слово, которое будет судить нас в последний день, и которое сейчас судит. И оно может быть для нас как святое причащение, во оправдание или во осуждение. Слово Божие — на каждый день — для того, кто хочет осуществить свое назначение стать человеком Божиим.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что Евангелие остается для нас книгой за семью печатями — до тех пор, пока мы не начнем читать его своей жизнью — с усилием исполнить это слово. Мы можем наизусть знать все Священное Писание, но глубина его не откроется нам, пока мы не приступим к нему таким чтением.

Сегодняшнее Евангелие — притча о сеятеле — тоже о том, как мы должны слушать и воспринимать слово Божие. Мы неспособны воспринимать мир на такой глубине, как Христос и все святые, которые научились от Господа, — чтобы уже как в открытой книге читать Божии тайны. Но слово Божие должно быть нами воспринято так, как оно сказано.

Ученики — те, кто ищет истину и следует за Христом, — спрашивают Господа о значении притчи о сеятеле, которую Он сказал в присутствии множества народа. Каждый человек должен стремиться узнать сокровенный смысл слова Божия. Не удовлетворяться тем, что он «все читал» и исполняет какое-то правило — как иные у нас могут читать по-церковнославянски всю Псалтирь, почти ничего понимая. Псалтирь — это слово Божие, это часть Священного Писания. Оно неотделимо от молитвы, но молиться Богу и слышать Его слово мы должны разумно. Когда один законник, искушая Господа, спросил Его, как наследовать жизнь вечную, Господь сказал ему: «Разумееши ли, что чтеши?» (Лк. 10, 26).

У учеников Христовых была возможность, в отличие от других людей, спросить о значении притчи о сеятеле. У нас тоже есть возможность спросить у Церкви, что значат слова Христа. Это самое главное, что есть в жизни человеческой, — узнать, что говорит тебе Христос. Самый счастливый человек тот, кто это слышит и постигает.

«Вам дано, — говорит Господь, — знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах». Почему одним дано, а другим нет? Потому что, чем больше нам открывается истина, тем больше наша ответственность за то, что нам дано. Кому дано, с того и спросится. Потому Господь-Сердцеведец даже Своим ближайшим ученикам не сразу открывает глубины Своего слова, а постепенно просвещает их, испытывая на верность Божественной правде.

Люди в большинстве своем находятся в духовной слепоте и глухоте. Они могут читать Библию, Евангелие, но воспринимают то, что там написано, только внешне. А внутренне Господь не открывает им тайны жизни, пока не увидит, что они стараются жить по правде и совести.

Что такое человеческое сердце? Мы видим, что человеческое сердце — это почва, в которую сеется семя слова Божия. Пока не посеяно семя слова Божия в сердце человеческом, оно ничего ценного принести не может. По естеству своему оно не в состоянии произрастить что-либо подлинное, глубокое, истинное. Поэтому весь смысл жизни заключается в том, чтобы эта почва и семя соединились в благодатном единстве — чтобы наше сердце и слово Христово соединились. Тогда Господь совершит дивное чудо с нашей жизнью.

Враг нашего спасения очень зоркий и искусный. Он все понимает, поэтому его главная задача — не допустить, чтобы люди услышали слово Божие. Как трудно было достать Евангелие еще в недавние времена! Если кто-то привозил Евангелие из-за границы, то это считалось криминалом, антисоветской литературой, по крайней мере, в самый момент перевоза. А если кто-то доставал вдруг где-то Евангелие, то это было действительно счастье — Божий подарок. Все делалось и делается во все времена в мире, чтобы не дать людям услышать слово Божие. Но слово Божие нельзя связать, нельзя навсегда поставить такие преграды, чтобы его не было.

Сатана никогда не сдается, хотя всегда находится в унынии. Он надеется взять скорый реванш, когда видит, что люди все-таки пробиваются к слышанию слова Божия. Он похищает слово Божие прежде всего у тех, кто невнимательно слушает его, чтобы они не могли уверовать и спастись.

Кто не уверует, тот не спасется. Поэтому все усилия врага направлены на то, чтобы отвратить людей от веры. Враг хочет создать такую атмосферу, чтобы люди и слушали, и одновременно не слышали слово Божие. Пусть не по одному только «Радонежу» — по всем радиостанциям и программам телевидения благовествуют Евангелие — если бы такое произошло, для врага это еще не страшно. Ему важно, чтобы людям было неинтересно это слушать.

Или пусть слушают, удивляются: «Как умно сказано! Какая красота!» — но не верят этому слову. Один молодой человек, который обратился к вере в советские годы, рассказывал, что когда ему случайно попалось на глаза в студенческом общежитии Евангелие, он открыл его, и сразу увидел, что эта книга на несколько порядков (как он прочтет потом у Пушкина), превосходит все, что написано на человеческом языке. Но это не заставило его изменить свою жизнь, он даже не задумался о том, что должен измениться. Просто решил, что он особенный человек и все хорошо понимает, в то время как кругом слепые невежды.

Но если даже блеснет вдруг кому-то истина в слове Божием, то сатана постарается сделать все, чтобы он забыл о ней. Даже еще из храма не вышел — сразу же разговоры неизвестно о чем, и все уже похищено врагом, ничего не осталось. А если кто запомнил слово Божие, так враг постарается выбить это из него, повернуть его ум к тем ценностям, которыми живут все. Всеми способами — через телевидение, радио, рекламу. Приходишь домой — сразу включаешь телевизор. Нет у тебя телевизора — открываешь газеты или какой-нибудь сомнительный журнал. А теперь еще и интернет. Все направлено на то, чтобы человек забыл о слове, которое он воспринял от Господа.

Если дорога мира сего проходит через наше сердце, значит оно не защищено ни от чего и открыто всем бесам. Невнимательное слышание слова Божия — неблагоговейное, небрежное — грех поругания святыни, потому что это семя, упавшее на дорогу и потоптанное людьми. Мы видим попрание драгоценнейшей святыни — люди топчут то, что предлагает им Господь, — тайну жизни. Или эту святыню похищают птицы — бесы, которые налетают, из самого сердца склевывая семя, оттого что мы не храним его, не дорожим этим даром.

Одно семя упало при дороге, другое — на каменистую почву, а третье — среди терния. Сам Господь объясняет, что это значит. Глубина, на которой открывается значение слова Божия — это скорби, а скорби страшат. Многие вдохновенно воспринимают слово Христово, плачут иногда в храме, слыша его. Но Господь предлагает глубину, где это слово возрастает — крестную глубину Своей жизни и смерти, Своей победы над злом, — и люди страшатся. Ведь не зря сказано в Апокалипсисе: в конце всего, когда будет последний Суд, вне Царства Божия окажутся не только блудники и предатели, но и боязливые — те, кто боится жить по правде слова Божия. Может быть, думают они, можно жить как-нибудь не совсем так, как открывает это слово? Может быть, можно не слишком уж рисковать собой, и от слова Христова не отречься?

Неизвестно, какое испытание — скорбями или благополучием — более опасно. «Посеянное в тернии» — испытание благополучием. Это происходит сегодня на наших глазах. Когда от Церкви отпало больше людей — во времена страшных гонений, когда Господь показал цену Своего слова, или во времена сегодняшнего кажущегося благополучия, когда всюду искушение житейскими наслаждениями, необязательно даже греховными? Известно, что сладкое предпочитают горькому. Но нельзя забывать, что мы не достигли еще того, что Господь предлагает нам по благодати, а путь к ее сладости — через горечь. Как часто тернием оказываются каждодневные постоянные заботы, которых никому как будто не избежать, но которые у многих вытесняют слово! Сказано: «подавляют» — и оно не приносит плода.

Евангелие показывает нам, что каждый человек призван достигнуть полноты своей духовной зрелости. Господь ставит предел земной жизни только когда видит, что большей зрелости этот человек не достигнет. Но даже младенец, которому не дано было познать внешнюю мудрость, может благодатью Божией приобщиться всей полноте жизни, заключенной в слове Божием. И проживший долгую жизнь, может учиться у него. Обретать детское доверие всему, что Господь говорит, чтобы войти в Царство Божие. Пока мы на земле, мы никогда не достигаем по-настоящему духовной зрелости, но мы должны к ней быть всецело устремлены.

Плод добрый приносится стократно добрым и чистым сердцем. Сердцем, которое разумевает слово Божие, как говорит Евангелие от Матфея. Сердцем, которое принимает это слово, как говорит Евангелие от Марка. Сердцем, которое хранит слово Божие, как говорит Евангелие от Луки. Слово Божие хранится в сердце благоговейном, и приносится плод в терпении. «Терпением вашим спасайте души ваши», — говорит Господь (Лк. 21, 19). «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 13).

Вся жизнь со всеми ее искушениями, скорбями и благополучием, со всеми нашими победами (вернее — утешениями Божиими) и со всеми нашими поражениями, зовет нас к терпению. То, что мы приняли, мы сохраним, что бы с нами ни происходило! Как бы ни одолевал нас враг, мы никогда не отступим от слова жизни, которое дает нам Господь. И для нас слово Божие — это «запах живительный на жизнь», а не на смерть, как для врага рода человеческого и врага Божия.

Будем внимательны к слышанию слова Божия, чтобы нам не отпасть. Будем остерегаться всего, что препятствует слову, которое мы услышали, принести плод. И в особенности будем страшиться невнимательного, неблагоговейного, небрежного слышания слова Божия. Будем остерегаться, чтобы это слово, услышанное нами, не похитил враг, и мы не потеряли то, над чем раньше трудились и что уже приобрели.

Путь, который предлагает Господь, — трудный, узкий, крестный. Но только этим путем — слышания слова Божия, принятия его и возрастания его в нашей жизни — исполняем мы свое предназначение быть чадами Божиими.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ольге

"да без преткновения прославлю Едино Божество" - из молитвы идущего в церковь.)
bvnxy / 30.10.2017, 06:36

2. 1. bvnxy

А почему, кроме точки в конце, нет ни одного знака препинания? Когда кадильный дым туманит разум В пространстве притяжения земли, Не оседлать крылатого Пегаса - Любимец муз заржет лишь: «Отвали!» (шутка)
_Ольга_ / 29.10.2017, 12:05

1. Re: Почему одним дано, а другим нет?

Божественная держит литургия Сияющее небо надо мной Здесь действуют законы но другие Без силы притяжения земной В пространстве храма время замирает И вечность чрез отверстые врата Кадильный дым лучом пронзает Так Весть Благая о распятии Христа Оружием проходит души и сердца Любимый Сын небесного Отца Стою пред Ним молюсь Ему и внемлю И Дух Святой спускается на землю.
bvnxy / 29.10.2017, 06:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Кто первым входит в рай
Слово на Пассии. Евангелие от Луки
14.04.2024
Лествица духовного восхождения
Неделя 4-я Великого поста (Мк, 40 зач., 9, 17—31)
13.04.2024
О выборе духовных книг для чтения
Слово в Неделю 4-ю Великого поста
13.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Пастырская проповедь
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Это чудо внезапно освещает смысл таинств, которые мы принимаем в Церкви
Суббота 4-я Великого поста (Мк, 31 зач., 7, 31—37)
13.04.2024
В чём заключена крепость народа
Слово в пятницу Крестопоклонной седмицы
12.04.2024
Слово Божие — всегда крестное
Слово в среду 4-й седмицы Великого поста
10.04.2024
Крест – это тайна жизни
Слово в неделю Крестопоклонную Великого поста
08.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28