Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Я считаю себя счастливым, когда способен полноценно научно работать, думать, созидать…»

17.10.2017

Памяти великого учёного К.И.Скрябина …

45 лет назад, 17 октября 1972 года, скончался всемирно знаменитый учёный-биолог,  основатель гельминтологии (науки о паразитических червях и вызываемых ими болезнях), академик ВАСХНИЛ, АМН и АН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских и Ленинской премий Константин Иванович Скрябин (род. 7.12.1878 г.).

Судьба на 4 года занесла выпускника Ветеринарного института в г. Юрьеве (ныне Тарту в Эстонии) в уездную клинику далёкого Туркестана. Начал он с налаживания службы ветеринарного надзора, параллельно собирая коллекции для зоологического музея и ботанического сада Императорской академии наук. Здесь он и проявил интерес к новой области паразитологии. В г. Аулие-Ата (в советское время Джамбул) Скрябин сделал первое своё открытие, обнаружив существование нового паразита, живущего в кровеносной системе крупного рогатого скота. Он был не первым зоологом, кто занимался изучением червей. Но он стал первым, кто исследовал влияние паразитических червей на здоровье человека и животных. Так Россия стала родиной новой самостоятельной науки – гельминтологии.

Всего под руководством К. И. Скрябина было проведено более 300 экспедиций в разные уголки России (СССР), результаты которых имели всемирное значение для изучения гельминтофауны человека и животных и для разработки комплекса оздоровительных мероприятий в медицине и ветеринарии. Скрябин открыл и описал свыше 200 новых видов и дал обоснование 120 родам гельминтов, ввёл целый ряд новых научных понятий.

В 1917 г. в Донском университете он создал первую в стране кафедру паразитологии, тогда же создал метод полных гельминологических вскрытий, которым пользуются до сих пор. В 1920 г. по его инициативе была создана гельминтологическая лаборатория, преобразованная в Научно-исследовательский институт гельминтологии (1931), которым он руководил до 1957 г. и который ныне носит его имя. В 1931 г. совместно с проф. Р.С.Шульцем он написал двухтомный труд «Гельминтозы человека» – первое в мире научное издание, специально посвящённое медицинской гельминтологии. В 1934 г. под его редакцией был издан первый учебник паразитологии для ветеринарных институтов.

В 1931 году, в период второй волны репрессий против старых русских учёных, он был арестован по делу «вредительской организации микробиологов (было и такое «дело»!). Когда выяснилось, что к микробиологии Скрябин отношения не имеет, чекисты свою глупость признавать не захотели и потому приговорили учёного к 5-ти годам заключения, но условно.

«Я считаю себя счастливым тогда, когда я способен полноценно, запоем, научно работать, думать, созидать, когда творческая мысль бьёт ключом, волнует, рождает новые идеи, касающиеся моей красивой, многогранной гельминтологии...», – так понимал счастье этот великий учёный.

Сын инженера-путейца, Константин Иванович стал основателем знаменитой династии учёных-биологов. Его сын Г. К. Скрябин (1917 – 1989) – микробиолог и биохимик с мировым именем, академик АН СССР, внук К. Г.Скрябин  – учёный в области молекулярной биологии, генетической инженерии и биотехнологии, академик РАН и РАСХН. Оба – авторы ряда научных открытий.

Имя гениального учёного носят Московская академия ветеринарной медицины и биотехнологии, Киргизская аграрная академия, один из пиков Тянь-Шаня, улицы в Москве и Бишкеке. Памятники ему установлены в Бишкеке, у ветеринарной больницы в Новомиргороде Кировоградской области и на его могиле на Новодевичьем кладбище Москвы.

Валерий Габрусенкопублицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств

Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)