Министерством иностранных дел 10 – 12 октября были потрачены недюжинные информационные усилия по вопросу захваченных ранее властями США зданий нашего генконсульства в Сан-Франциско и торгового представительства в Вашингтоне, в которых, к тому же были сорваны российские флаги. Эти действия Вашингтона стали ответом на сокращение американского дипприсутствия в России. Ну а Россия вынуждена была сократить число сотрудников дипломатической миссии США в России в ответ на бесчинства «нового пакета антироссийских санкций», принятого Конгрессом США.
В рамках этих дипломатических баталий США закрыли российское генеральное консульство в Сан-Франциско и торгпредства в Вашингтоне и Нью-Йорке. За сентябрь месяц, например, из консульства России в Сан-Франциско были вывезены последние вещи российских дипломатов. А 12 октября американский Госдеп снял государственные символы России (флаги) с закрытых российских дипломатических объектов в США. Правда, чуть позднее власти США в ответ на протесты российской дипломатии, заявили о намерении вернуть флаги российской стороне.
Ну, что же, вопрос серьезный, тем более, что сопряжен с элементами неуважительного отношения к российскому флагу со стороны США. Действительно, все эти выходки США – хамство по отношению к России.
Но насколько адекватна концентрация МИД и кремлевских политтехнологов в информационном плане именно на этот вопрос? Все новостные программы ЦТ были забиты заявлениями должностных лиц России именно в связи с этим. Создается впечатление, что других направлений, на которые должно обращать внимание дипломатическое ведомство России, как бы, и не существует, в остальном - все хорошо, в штатном режиме. То есть, этот вопрос относится к приоритетам и акцентам в практической деятельности МИДа и освещения центральными СМИ международных проблем.
Думается, что столь пристальное внимание МИД уделяло этому вопросу, потому что проблемы сопряжены с весьма практическими вопросами собственности РФ (здания, имущество и т.д.). Или нужно просто чем-то заполнять эфирное время центральных СМИ, отвлекая от более серьезных проблем? Ведь, по сути, существуют куда более значимые вопросы, на которые внимание практически не уделяется.
Почему Россия в лице Министерства иностранных дел, кремлевских политтехнологов вновь, как и во множестве иных посягательств на интересы России на Украине, не логично, но уже, к сожалению, привычно не обращает внимания на беспрецедентные ущемления русских в связи с принятием украинского закона «Об образовании», направленного на искусственную украинизацию населения? Обе палаты российского парламента, кстати, охарактеризовали данный закон Украины, как этноцид.
Венгрия 23 сентября этого года
обращалась в связи с этим к верховному комиссару ООН по правам человека с требованием провести расследование по ущемлению прав нацменьшинств на Украине. Россия промолчала, даже не поддержала Венгрию.
Замглавы комитета по международным делам парламента
Венгрии Мартон Генгеши 5 октября призвал Москву и Будапешт объединить усилия для совместного давления на Украину из-за принятого закона «Об образовании».
От Москвы – молчание. Как будто ничего не происходит. Вообще-то
Москва должна быть центром урезонивания Киева в этом вопросе, потому что на Украине десятки миллионов русских, чьи права попираются законом. Но, нет реакции Москвы даже тогда, когда другие страны просят ее присоединиться к «давлению на Украину». Это уже вообще не вмещается в какие-либо здравые рамки.
Далее, МИД Венгрии 11 октября сообщает о намечаемой в Венгрии акции 13 октября под лозунгом «Самоопределение для Закарпатья». Казалось бы – вот информационный повод, за который нужно хвататься МИД России и российским центральным СМИ. Как минимум - поддержать Венгрию. Нет. От России – молчание.
Именно по этому вопросу я
говорил в недавнем материале, что было бы более чем логично провести России соответствующие публичные акции в приграничных районах с Украиной с протестом против закона «Об образовании», предпринять усилия по поддержке русской общественности в регионах Юго-Востока Малороссии по организации с их стороны соответствующих акций. Ну и, как само собой разумеющееся, громогласно поддержать на международной арене заявления и действия Венгрии. Не выполнено даже самое простое, последнее из перечисленного – публично не поддержана венгерская акция.
Вместо этого сплошные сообщения о состоянии дел бывшей российской дипсобственности в Вашингтоне и Сан-Франциско.
Еще дальше, 12 октября Парламентская ассамблея Совета Европы большинством голосов
принимает резолюцию, выражающую обеспокоенность тем, что этот закон не учитывает интересы нацменьшинств и нарушает баланс между языками. Ассамблея отмечает, что украинское законодательство об образовании не обеспечивает надлежащее соотношение между официальным языком и языками меньшинств, что не ведет к добрососедству. В тексте резолюции ПАСЕ говорится: «Конкретным образом, речь могла бы идти на обеспечение преподавания как минимум 60% учебного времени на украинском языке и до 40% - на языке меньшинств».
Что Россия? Почти ничего! Нет не только официальных комментариев, например, МИД России в поддержку резолюции и дальнейших предложениях по выводам резолюции, но отсутствует даже адекватная информация на эту тему в центральных СМИ. На ЦТ в информационных и итоговых за неделю программах о сессии и резолюции ПАСЕ упоминается лишь вскользь, через запятую, наряду с другими вопросами, относящимися к ситуации дел на Украине.
Также ничего не известно «о степени участия» (или безучастия?) российских представителей в заседании ассамблеи. Об участии, например, молдавского депутата, заявившего о необходимости отмены закона – известно. Роль эстонского депутата, сыгравшего значительную роль в составлении резолюции, обнаружить можно. И это при том, что Эстонию в антипатиях к Киеву заподозрить никак нельзя. Роль венгерского представителя, также как и депутатов из некоторых иных стран – увидеть можно, российских – нет. Их там не было?
И вот,
как и заявляла Венгрия – акция против ущемления прав венгров и других национальностей в Будапеште 13 октября состоялась. Честь и хвала Венгрии! Об официальной России, к сожалению, ничего подобного сказать нельзя. Более того, организаторы акции
заявили «о варварстве украинских путчистов», что выступают за «самоопределение Закарпатья и за свободу русинских (!), польских, болгарских, румынских, армянских национальных общин, которые проживают на территории нынешней Украины».
Может, центральные каналы телевидения России в своих новостных блоках об этом рассказали (или аналитические итоговые за неделю)? Нет. Только за редкими и скромными по содержанию
исключениями. Может, хотя бы Мария Захарова (директор департамента информации МИД) сделала по такому поводу какой-то комментарий в СМИ или хотя бы твиттере? Нет.
Россия молчит, демонстрируя полное безразличие и апатию. Насколько адекватно? Насколько соизмеряется с элементарным отстаиванием национальных интересов России?
Между тем, именно Россию должны в первую очередь интересовать вопросы самоопределения, как минимум, юго-восточных регионов Украины. Венгрия, соответствующими акциями и практическими дипломатическими действиями для Закарпатья эти вопросы ставит, а официальной России – не интересно. И даже, если Россия декларативно выступает за территориальную целостность Украины, то вопросы соблюдения прав русских на Украине, федерализация Украины - это именно то, чем занимается сейчас Венгрия, но не сама Россия.
Слышу возможные возражения и замечания некоторых умников, к коим (возражениям) не привыкать, что, мол, «дипломатия – дело тонкое, а международная политика нашего государства – дело специфическое». Мол, не надлежит нам знать всех тонкостей «мудрых действий» дипломатов и политических «эффективных менеджеров». Так в том-то и дело, что речь идет, наряду с непонятным смещением акцентов во внешней политике государства, еще и о бездействии, безразличии. Да и вся практическая деятельность России по Украине (после Крыма) своими результатами показывает бесперспективность и слабость действий Москвы, неверный выбор и стратегии, и тактики.
Деятельное и инициативное участие России в языковом вопросе (также как и во множестве иных вопросов по Украине) нужно именно сейчас (вообще-то еще вчера), пока Киев не убедил Венгрию и Румынию и другие страны в том, что при доработке закона об образовании будут учтены именно интересы языков стран, входящих в ЕС. Тогда Россия будет отброшена еще дальше в игнорировании ее интересов, возобладают интересы «русофобского интернационала». Пока Украине не верят, но при бездействии России, когда, например, Венгрия видит продолжительное безучастное поведение России в этом вопросе, нет никаких сомнений, что
Украина, заручившись поддержкой США, убедит в этом страны центральной и юго-восточной Европы. Так что, завтра, когда спохватятся неуклюжие политические деятели России, отвечающие за международные отношения, будет поздно.
Почему и откуда такая безамбициозная и безразличная позиция Россия по этому вопросу – абсолютно не понятно. В чьих интересах такие подходы и акценты деятельности МИД России и кремлевских политтехнологов?
Как это все назвать?
Андрей Сошенко, секретарь МОО «Русское Собрание»