Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Свобода слова и ответственность художника

Фильм «Матильда» - хула на Святого Царя / 16.09.2017


Размышления детского врача Владимира Карасёва о современных проблемах России …

В Советском Союзе, в котором я родился и вырос, свободы слова не было. Не было как таковой. Свободное слово или речь могла возникнуть в нем только как результат нерасторопности тех, кто был уполномочен эту речь прекратить. Это, в частности, и явилось одной из главных причин разрушения Советского Союза, его нестойкости к разрушительному внешнему влиянию. 

Вместе с тем, я полностью разделяю мнение нашего Президента Владимира Владимировича Путина, что разрушение СССР явилось огромной трагедией для народов его населявших. В Советском Союзе было немало по-настоящему хорошего, в чем-то даже приближающегося к Божественному смыслу. И тем не менее, этого оказалось недостаточно, чтобы противостоять внешней агрессии и внутреннему предательству.

В силу отсутствия свободы слова само значение свободно сказанного слова вырастало во много раз. Такое слово слушали, затаив дыхание и замедляя пульс. Оно било в уши и проникало прямо в сердце. Ведь реальной ценой такого слова могла стать сама жизнь на все оставшиеся для автора времена.

Но вот Советский Союз пал. И свобода слова стала всеобщим достоянием в России. Новые граждане новой России восприняли вновь обретенную свободу слова в том ее значении, что теперь у них появилась возможность открыто говорить обо всем, не боясь, что говорящему зажмут рот.

Однако в культуре и традициях нашего народа такая свобода совсем не освобождает говорящего от ответственности за сказанное. Ведь, как мы помним, в России традиционно цена сказанного слова очень высока. Слово вообще в состоянии убить человека или воскресить его. Никому не стоит об этом забывать. Мы помним, как в относительно недавние времена за одно только «неверное» слово происходили дуэли и лилась кровь. Иногда кровь совершенно невиновных ни в чем людей.

Это было и у нас в России, и в Европе, и на Востоке, - везде со своим традиционным местным колоритом. У нас в среде простых людей чаще всего за оскорбительные слова можно было получить по морде. Это гуманно и даже театрально, а главное действенно. Не случайно, границей свободы слова у нас повсеместно стала формула: «За базар надо отвечать». Пусть это звучит немного вульгарно, зато очень конкретно, и говорящему на разные темы служит хорошим действенным ограничителем.

Однако некоторым нашим «особо просветленным гражданам», приобщенным к европейским духовным ценностям, близка совсем другая формула свободы слова, - а именно: «Говорю я, что хочу, трогать меня нельзя». И действительно, нельзя тронуть его не только физическим образом - дать в морду, - но даже и суд вряд ли, что докажет, потому что оскорбитель всегда может заявить, что цели оскорбить кого-либо не преследовал. На этом всё, дорогие товарищи, заседание окончено. Не правда, ли здорово!

Как хорошо стало творческому человеку! Ни этики, ни морали! Что касается этики, ее даже нигде и не преподают - ни в школе, ни в театральных вузах. Что уж говорить о морали…

Современный псевдокультурный бомонд давно уже витает в своих облаках, болеет совсем не нашими болями, любит не нашими любовями. Он уже весь там - на Западе, в кругу геев и лесбиянок, в клубах разрешенной марихуаны, нащупывает голым задом неведомые жизненные тайны. А тем временем, представьте, вокруг - и в Москве, и в Питере - оказывается «ограниченные дебилы». Они там во что-то верят… Кого-то любят… Кому-то там молятся. Часами стоят в очередях, чтобы только прикоснуться к святыне… Вообще, начинает казаться, что у них есть душа… Ужас какой. Какое мракобесие!!! Вы только подумайте.

Увы, присутствие нашего народа в нашей стране мешает многим «творческим талантам». А вот как раз, государство к ним куда как снисходительнее. Надо выдать бюджетные средства - пожалуйста. Например, такому «таланту» как Серебрянников, главное, чтобы Гоголь в гробу не перевернулся. Или, на худой конец, Учителю на его «Матильду». А что в этом такого? Вон, европейцы одобряют. Глядишь, пальмовую ветвь или какого-нибудь Оскара дадут...

Это не беда, что не снято ни одного фильма про современного юного героя, про его повседневную жизнь, учебу, настоящую дружбу, мечты, веру, любовь, в конце концов. Нет художественных фильмов про наших мужчин-героев, которые вступаются за жизнь и свободу своих братьев. Про женщин, пытающихся найти среди современной жизни мужчину с традиционным взглядом на любовь и верность, на семью. Прошу меня простить тех, кто все-таки сумел хоть что-то написать, снять в том смысле, в котором я пишу. Просто этого так мало, что мы этого почти не видим.

А с нашим творческим бомондом творятся странные вещи, - такое впечатление, что они не могут жить без того, чтобы каким-либо образом не задеть либо образ Иисуса Христа, либо какого-то православного святого. Или, на худой конец, просто не плюнут в колодец. Ну вот жить им без этого невозможно. Кругом масса различных тем, так что и человеку, далекому от веры, есть о чем писать или снимать, а их всё время тянет туда.

Недавно пришлось выслушать критику телеведущего Владимира Соловьева по адресу Натальи Поклонской, где он многократно, заламывая руки, повторял: «Почему мне запрещают смотреть фильм "Матильда"? Ну почему»?! Уважаемый Владимир Рудольфович, никто вам кино смотреть не запрещает. Если какой-либо человек хочет вываляться в грязи, то даже и это - его право. Но ведь речь идет о другом.

Со стороны православной общественности всего лишь была предпринята попытка воспрепятствовать выдаче кощунственному фильму прокатное удостоверение в нашей стране, - и только. Ведь сам фильм, несмотря на общественное мнение, был снят, и теперь в эпоху интернета возможность его просмотра ни у кого не вызовет затруднений. Так, что никто лишить кого-то права просмотра какого бы то ни было фильма не призывает.

С другой стороны, неужели мы, законопослушные граждане России, рядовые налогоплательщики, на чьи средства, в том числе, снимался этот фильм, не имеем права выразить свой протест?! Тем паче, что неприятие фильма «Матильда» выразили архиереи Русской Православной Церкви, главы республик и областей, широкая православная и мусульманская общественность. Почему мы не имеем право повлиять на прокат этого фильма в собственном доме - в России?!

Мы не призываем к чиновничьей цензуре в России, да она и невозможна, мы говорим о нравственной самоцензуре со стороны всех представителей нашего общества и особенно его творческой интеллигенции, которая, по моему глубокому убеждению, должна внимательно прислушиваться к запросам и мнению общества в чувствительных вопросах, затрагивающих святые чувства, честь и достоинство людей.

Получается так, что кощунственным фильмом «Матильда» наше общество отмечает 100-летие злодейского убийства Императорской семьи. Не раскаяньем и сочувствием, а презрением и цинизмом. В 1918 году Царскую семью расстреляли, а 100 лет спустя предлагают надругаться. Чего мы заслуживаем после этого?

Владимир Петрович Карасёв, детский врач, исполнительный директор Православного благотворительного фонда поддержки материнства и детства


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме