Спору нет, Кирша Серебро и Учитель - личности сомнительные. Но виноватить их одних в том бардаке, в который превращена русская культура, было бы совершенно несправедливо. Ни Кирша, ни Учитель при всем их старании не способны заработать своим «искусством» даже на корку хлеба. Но они ворочают миллионами, делают театр и кино и уже признаны гениальными творцами.
В романе «Крестный отец» есть эпизод, в котором обсуждается требование конкурентов, и один из «полковников» говорит: «Если отдадим им хотя бы что то, они возьмут всё. Надо немедля переломить им хребет. Это должны были в Европе сделать и с Гитлером еще в Мюнхене. А они не сделали». То же надо бы и с нашим «новым и либеральным» искусством. Начать можно было бы в 2005 году, сразу после «Голой пионерки», что было позволено Кирше на деньги российских налогоплательщиков поставить в «Современнике». Простейшее: лишить «Современник» госфинансирования. Уже через, крайний срок, полгода, театр прекратил бы свое существование, а все российские режиссеры, завидев Киршу, тотчас же переходили бы на другую сторону улицы. Однако столичные специалисты восприняли устроенную «Современником» пляску на могилах 30 миллионов соотечественников с откровенным восторгом. Салмана Рушди за его гнусные стишата приговорили к высшей мере, французских Шарли расстреляли, а российский «Богатырский сериал» стал классикой отечественной анимации, беглый китаец устраивает фейерверки в музее Пушкина, в Третьяковку и Эрмитаж зазывают немецких мошенников, ТВ канал «Культура» на деньги ВТБ изо дня в день дает американское кино «с любовью и убийствами»...
«Спектакли Серебренникова, будто советским Знаком качества, помечены клеймом большого таланта. Если заметна некоторая торопливость, некоторая на авось, на живую нитку схваченность, кое-какие пробелы и приблизительные решения, так ведь еще Маша Мухина говорила: «Вот и успевай как хочешь - с одной-то жопой на три ярмарки». Пардон муа, конечно, но из романа фразу не выкинешь. Тем более фразу, идеально характеризующую ритм жизни современных востребованных постановщиков» (Е.Ямпольская. «Клеймо большого таланта», 2005).
«Бог весть, чем завершится история с «Гоголь-центром». Жизнь наша сегодня такова, что Серебренниковых в ней полно, а Бессребренниковых крайне мало. Однако куда бы ни развивалась дальше драматургия - хищение бюджетных средств не подтвердится или, увы, будет доказано, - все действующие лица уже в проигрыше. ....
Трудно вспомнить, с чего именно началось измельчание культурного мира. Быть может - с титров на быстрой перемотке. Когда имена (а все-таки основная единица измерения культуры - Имя) потеряли значимость. Как будто сорвалась ручка у колодца, и с бешеным грохотом понеслось ко дну все, чем гордились до сих пор..... Восторги по команде, аплодисменты по отмашке, смех под фонограмму - как мы дошли до такого позора?» (Е.Ямпольская, 2017).
«- Так... кто же... убил?.. - спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлен вопросом.
- Как кто убил?.. - переговорил он, точно не веря ушам своим, - да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с... - прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.
Раскольников вскочил с дивана, постоял было несколько секунд и сел опять, не говоря ни слова. Мелкие конвульсии вдруг прошли по всему его лицу.
- Губка-то опять, как и тогда, вздрагивает, - пробормотал как бы даже с участием Порфирий Петрович. - Вы меня, Родион Романыч, кажется, не так поняли-с, - прибавил он, несколько помолчав, - оттого так и изумились. Я именно пришел с тем, чтоб уже всё сказать и дело повести на открытую.
- Это не я убил, - прошептал было Раскольников, точно испуганные маленькие дети, когда их захватывают на месте преступления.
- Нет, это вы-с, Родион Романыч, вы-с, и некому больше-с, - строго и убежденно прошептал Порфирий» (Ф.Достоевский. Преступление и наказание).
«Без поддержки государства культура у нас загнется» (М.Дунаевский).
«Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию» (Министр культуры В.Мединский). Правительство США случается кормит сразу несколько чужих армий, но не потому, что никогда не кормило, не кормит и кормить не будет свою культуру, а по другим, к культуре отношения не имеющим причинам.
«Понятно, что без господдержки российское кино исчезнет в течение двух месяцев... Детское кино - это большая проблема. Детское кино погибло» (К.Шахназаров). И, видимо, для того чтобы убедить себя и общественность в том, что детское кино действительно погибло, погибло окончательно, возрождение его невозможно, занялся экранизацией собственного, 30-го варианта «Анны Карениной».
«Я считаю, что нашего кино, как такового, нет...Что до детского кино, то на сегодня этот сегмент совершенно вымыт» (А.Адабашьян).
«Окно в Европу» - ежегодный российский национальный кинофестиваль в Выборге. За все 24 года существования ни один из лауреатов фестиваля не имел сколь ни будь заметного отечественного проката и абсолютно никакого в Европе. Лауреаты 25-го - убогость сюжетов уникальна - повторят судьбу предшественников.
«Посмотрите на этих детей. Когда ни будь они будут руководить страной. Но если учесть, что сейчас для них ближе и дороже какой ни будь Орландо Блум и Леонардо ди Каприо, кто из них вырастет? И мы, режиссеры, ничего не можем с этим поделать. Сегодня «Уолт Дисней» пришел на русский рынок и снимает русские фильмы. А мы - нет...Горько, потому что прокатный рынок с утра до вечера забит плохим американским кино...обидно вдвойне, потому что снимать детское кино не на что. На те «огрызки», которые подкидывает государство, полноценного фильма не снимешь. Нужны миллионы, а выделяют жалкие тысячи. В результате у нас нет героев, которых можно противопоставить Шреку и Гарри Поттеру» (Б.Грачевский). Но Дисней, и Б.Г. не может этого не знать, никогда не докучал своему правительству просьбами денег, не упрекал его в скупости, в небрежении национальной культуры, сам обходился, сам создал свое имя и всемирно известную студию. Не может Б.Г. уже в силу профессии не знать и того, что «а play that is worth producing, produces itself» (Du Maurier).
О «противопоставить». И.Бродского спросили: Читал Битова? - Читал. - И как? - Никак. Днями двое мальчишек, 12-13, с мороженым: Читал Поттера? - Полистал. Куда деваться! -И как? - Да, никак! - У меня аналогично.
За 50 лет с момента возникновения «Бондиана» принесла своим создателям миллиардные прибыли и сделала всемирно известными несколько откровенно посредственных актеров. За эти же 50 лет российский КВН, миллионы участников, государственное и спонсорское, что обычно тоже государственное, финансирование, не измыслил и единой пары слов, которая «вошла бы в пословицы» и ни одного известного Миру имени.
«В целом сборы российских фильмов за 2016 год составили 8.6 миллиардов рублей» (Мединский). «Аватар», самый убогий из шедевров Голливуда последнего десятилетия: Бюджет: 230 000 000 $. Прокат: 2 272 275 172 $.
Что до «все действующие лица уже в проигрыше» - суждение поспешное и потому не верное. Чем бы ни кончился весь этот «Серебряный шабаш», Страна и Народ получат, уже получили, еще одного «национального героя», а Евросоюз и Америка новый повод осудить «путинский режим» и, почти наверное, измыслить новые «санкции».
На «презентации» книги Надюхи Толокно «Anleitung für eine Revolution» при её появлении семитысячный зал встал и аплодировал авторессе 15 минут. Когда Кирша Серебро обретет свободу, Европа неделю будет биться в истерике восторга, его именем будут называть новые корабли, Angelina Jolie прервет работу по «Потемкинскому сериалу» и затеет сериал по похождениям Кирши. Не оставит его своим вниманием и сам, кто бы он ни был, Президент США. И много чего еще интересного ждет Киршу, когда он обретет свободу.
Зимой 2012 французские Le Monde et L'EXPRESS вдруг озаботились детским чтением: каждое следующее поколение читает меньше, чем их родители; современные дети читают мало и очень мало, 99% предпочитают получать информацию с экрана: за только два выходных дня ребенок может увидеть до 100 смертей и убийств, а в видеоигре он и сам в минуту времени способен уничтожить тысячу. Что сейчас, по мнению французов, еще могло бы реанимировать детское, и не только, чтение, это комикс. Авантюрный, но не кровавый комикс, интересный миллионам и миллионам, независимо от возраста, пола, национальности, убеждений, социального положения. У самих французов - «короли комикса» - создать нечто подобное пока не получается. Китайцы, все, казалось бы способны, если не изобрести, то безукоризненно подделать, а с комиксом не получилось. Попробовали было поучиться у японцев, но и самим стыдно стало: китайцам у японцев учиться нечему.
Японские Манга уже давно стали заметной частью национального экспорта; французский Astérix, последний успех французов, «королей комикса»,продано 400 миллионов альбомов, экранизирован; американская практика: успешный комикс - основа «блокбастера». В это не сразу верится, но даже и немцы уже сумели сообразить, что «Ein Bild sagt mehr als tausend Worte», и поняли, что «Ein Land,das mit seiner Sprache und Kultur nicht mehr präsent ist verliert an Attraktivität», однако дальше собственно понимания продвинуться не смогли. Что до российского, здесь лучше немца не скажешь: DW/«Немецкая Волна»: «В России имеют некоторое представление о том, что такое комикс, и уже открыты 40 магазинов комиксов по всей стране, но собственная индустрия комикса пока находится в зачаточном состоянии. Главная причина в том, что в России нет героев. Художники есть, возможности есть, а вот героев нет».
При желании, утверждение это, а оно выписано, как приговор, можно опровергнуть при непосредственном участии самих немцев и на немецкое же золото. Их кино, анимация, комикс, мягко говоря, оставляют желать много лучшего. А на лучшее немцы просто не способны. Их великий Гете на полном серьезе: «Шекспир в серебряных чашах подает нам золотые яблоки. Изучая его творения, и мы наконец получаем серебряные чаши, но кладем в них одну картошку». Впрочем, содержимое «серебряных чаш» везде оставляет желать много лучшего. Российское, китайское, японское кино хронически и безнадежно «невыездное». Переломить ситуацию может только «Интернациональная Литературно-Художественная Студия» (Россия-Китай-Германия). И вовсе не обязательно в губернском центре. Оптимальное начало - «Виртуальная Литературно-Художественная Студия». «A play that is worth producing,produces itself».
Срочно надо привести отечественную культуру в соответствие со «Стратегией национальной безопасности РФ» и «Основами государственной культурной политики»!
Оценка с грифом «РЕКОМЕНДОВАНО» Общественного Совета по культуре при Министерстве культуры РФ качеству театральных постановок должна давать театрам возможность дополнительного финансирования их профессиональной деятельности, проведения гастролей, предоставления бесплатной рекламы на ТВ и других мероприятий;
Создать систему льгот и поддержки производства малобюджетных авторских кинофильмов патриотического и духовного содержания, способствующих оптимизации социально-нравственного климата, развитию любви к истории страны, ее святыням и героике, как при получении частичной государственной поддержки на производство, так и в прокате (с дальнейшим включением публичных показов фильмов в федеральную и региональные программы патриотического воспитания населения).
Сергей Карпович Прудников, горный инженер