itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Формировать "культурный язык" должно в первую очередь государство»

Православные священнослужители о реальности угрозы разрушения единого «культурного языка», связывающего поколения

0
396
Время на чтение 5 минут
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда в эфире телеканала «Царьград» рассказал: «Недавно я в очередной раз собеседовал абитуриентов, поступавших на факультет журналистики. Ну а потом делился в социальных сетях какими-то своими наблюдениями и, естественно, абитуриентскими перлами. Эти записи всегда вызывают реакцию. Многие отклики показали в этот раз, что далеко не все поняли, для чего, собственно, я все это публикую».

«Я опубликовал две записи. Первую - что далеко не все абитуриенты смогли ответить на вопрос "Кто написал "Архипелаг ГУЛаг"?" И вторую — о том, как несколько человек уверенно отвечали, что действие шекспировской трагедии "Ромео и Джульетта" происходит в Лондоне», — добавил он.

Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ напомнил, что распространенное в молодежной среде незнание азов мировой культуры увеличивает разрыв между поколениями, лишая их общего коммуникативного фундамента – фоновых знаний. «Человек может не знать даже таблицы умножения, но при этом быть интеллектуально состоятельным. Здесь дело в другом: математика, например, есть особый язык, на котором надо уметь разговаривать. Точно так же существует и язык культуры — символы, знаки, имена писателей, названия книг, песен и т.д. То есть те самые фоновые знания, которые помогают нам понимать друг друга», — отметил он.

«Вот именно это и беспокоит: мы все больше начинаем говорить на разных культурных языках, хотя вроде бы говорим на одном русском. Конечно, у этой медали есть и другая сторона: существует язык молодежи, который мы, взрослые, не знаем или знаем плохо. И в этом незнании тоже нет ничего хорошего, оно тоже увеличивает разрыв», — подчеркнул представитель Церкви.

По словам председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, мир, лишенный таких вещей, как поэзия, красота, романтика и любовь, создавал бы для человека невыносимые условия существования. «Могу ли я представить мир, даже жизнеспособный, в котором нет "Ромео и Джульетты", "Войны и мира", "Архипелага ГУЛаг"? Могу. Я даже могу себе представить мир без таблицы умножения. Просто мне в этом мире жить не хочется. А вам?» — заключил В.Р. Легойда.

«Насколько, на ваш взгляд, реальна угроза разрушения единого «культурного языка», связывающего поколения? Кто, на ваш взгляд, его должен формировать: государство через СМИ и школу – или же семья?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, заявил, что присоединяется к соображениям Владимира Легойды.

«Его печали мне понятны и ясны в этом плане, и, к сожалению, все так, как он говорит. Уже есть мир без таблицы умножения и без солженицынского "Архипелага ГУЛаг". Но главное даже не в том, владеешь ты или нет "культурным языком", а признаешь ли вообще культуру. Если мы не признаем культурного пространства в целом, это действительно дикость. Да, всего знать мы не можем, но тогда надо признать: да, с этим вопросом я еще не знаком, но уважаю людей, которые этим занимаются», - продолжил он.

«Слава Богу, что у нас есть люди, которые занимаются проблемами культуры, как Владимир Легойда. И дай Бог, чтобы мы все имели такую же широту взглядов и терпимость к окружающим. Формировать "культурный язык" должно в первую очередь государство, потому что это вопрос его существования. В семье может быть разное отношение к культуре, но если государство хочет быть единым, то оно должно формировать взгляд, соответствующий нашему культурному коду. А семья должна быть крепкой, воспитывать детей в духовном и культурном единстве, уважая требования государства», - заключил о. Александр.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что «связь поколений сознательно и успешно разрывают».

«Об этом написано, например, в книге "Комитет-300", где указаны даже институты, в которых это решение принималось – Тавистокский институт человеческих отношений в Англии и Стэнфордский университет в США. Думаю, это не единственные вузы. Сам принцип глобализации требует такого разрыва. То есть с точки зрения людей, которые считают себя управителями мира, легче всего управлять атомарными единицами, не связанными с историей, не отягощенными философским мировоззренческим видением, - людьми ущербной культуры, вне культурного слоя», - продолжил он.

«Почему такая задача поставлена? Для борьбы в первую очередь с христианством, православием, сохранившим себя, и вообще с традиционными религиями, потому что из них исходит традиционная культура. Именно традиционные культы создают культурный слой и вписывают человека в этот слой, создают устойчивость по отношению к искушениям, соблазнам, порокам. Такой человек не готов вслепую следовать за всяким «новым» учителем. Можно еще вспомнить первые тезисы большевиков, которые говорили о создании нового человека. Но новое творение создает только сам Бог - иначе это уже сатанинский замысел. Еще Бакунин писал, что не революционер тот, кому чего-либо жалко в этом мире. Все "изнеживающие" чувства – добро, жалость, любовь – революционер должен истребить из себя», - добавил о. Сергий.

«Вот такого человека хотят создать и сегодня. Но для этого его нужно оторвать от корней, разрушить стержневую структуру сознания. А она включает в себя этноконфессиональное сознание, когда человек осознает себя принадлежащим народу и его конфессиональному выбору, этноисторическое сознание, когда человек знает историю своего народа, включенную во всемирную историю человечества, и этнолингвистическое сознание, то есть понимание своего родного языка, что дает возможность выразить отношения с Богом, людьми и миром. Если все это разрушено, человек становится неустойчив. Как писал Сартр, он становится не историческим человеком, потому что история тогда исчезает», - добавил он.

«В нашей стране, к сожалению, эту задачу выполняет система образования, ее провозгласили бывшие министры Фурсенко и Ливанов, формируя потребителя. И до сих пор другой задачи не поставлено. А мы фиксируем успехи этой разрушительной, деструктивной политики», - подчеркнул священник.

«Семью и школу не надо противопоставлять. В школе учителя воспитывают не чужих, а своих детей, детей своего народа. Родители воспитывают свое собственное будущее. Поэтому если школа и семья противопоставлены друг другу, это катастрофа. Школа вообще должна перестала быть сферой услуг, а родители не должны отдавать детей в школу для продолжения обучения и воспитания, то есть того, что делается в семье. Школа должна быть помощником. И статус учителя должен вырасти, потому что учитель воспитывает не только детей, но и их родителей, - он один из главных представителей нашего народа, вместе с духовенством, у которого учитель сам должен учиться. То есть Церковь, школа и семья должны создавать нерушимое единство. И тогда мы не будем сетовать, что наши дети не знают истории, мировой и собственной культуры», - заключил о. Сергий.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54