itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О духе раскола

Как борясь с «экуменистами», не стать большими католиками, нежели «природные» латиняне

Проблемы церковной жизни 
0
1404
Время на чтение 4 минуты

На днях в рамках международного фестиваля «Славянский перекрёсток», проходившего на Брянщине, мне довелось пообщаться с представителем сербских общин Северного Косова Марко Якшичем. Разумеется, любой разговор с сербом, не чуждым церковности, не может пройти мимо той трагедии, которую переживает Православное Сербство.

Обстоятельства зачастую подталкивают православных сербов к выбору между двух зол - между молчаливым принятием того неправославного духа, который, увы, укореняется в Сербской Православной Церкви, и радикальным протестом против тех, кто этот дух укореняет. Люди часто не видят иного выхода кроме как принять как есть всё то, что там происходит, либо вставать в ряды раскола, возглавляемого бывшим Рашко-Призренским епископом Артемием (Радосавлевичем). Причем, не выдерживают этого выбора не только миряне, но и монашествующие. Не может не впечатлить тот факт, что на стороне бывшего владыки Артемия сегодня около сотни монашествующих. Для Сербии это более чем серьёзно.

Вернувшись домой после встречи с Якшичем, я довольно долго разговаривал с бывшим коллегой из нашего Белгорода, который уже почти созрел для того, чтобы присоединиться к нашим отечественным катакомбникам-«непоминающим».

Беседа с этим уже давно не неофитом показала, что ситуация и у нас отнюдь не такая уж безоблачная, как кажется.

Пользуясь случаем, хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты, характеризующие психологию современного ревнителя, готового уйти из Церкви, я бы назвал таких людей неостарообрядцами.

Прежде всего, стоит отметить, что питает такие настроения общий дух скепсиса по отношению к церковной организации - как Системе, который широко уже распространен и достаточно глубоко пропитал многих наших прихожан. Не случайно мы часто видим позитивное восприятие некоторых широко известных своими революционно-модернистскими взглядами священнослужителей (протодиакон Андрей Кураев, протоиерей Георгий Митрофанов и др.) в качестве едва ли не символов сопротивления Системе. Парадоксально, что даже люди, пришедшие в Церковь в 90-е годы, и, как правило, воспитанные на текстах бесед отца Дмитрия Дудко и произведениях митрополита Иоанна (Снычева), готовы поднять на щит имена этих людей, проповедующих идеи, диаметрально противоположные тем, что было даже 20 лет назад для многих из нас «общим местом».

Подчёркиваю ещё раз: речь идёт не о «креаклах» и тому подобной «пастве» «Эха Москвы», а о людях, достаточно давно пришедших в Церковь, и исповедовавших до самого недавнего времени условно говоря корпус корпоративных норм мировоззренческих, характерных именно для православно-патриотического сознания.

В принципе, тут можно усмотреть некую аналогию с «болотными» протестами, когда часть патриотической общественности готова была поддержать тех, кто выступил с громкими лозунгами, несмотря на то, что идейно эти возглашатели лозунгов были весьма далеки от всего того, чем живут поддержавшие их тогда представители патриотической общественности.

Из протеста против церковной Системы, формализующей церковную жизнь. И это тревожный сигнал.

Однако мне бы хотелось обратить внимание на другой момент в этой проблеме.

Дело в том, что психологически наши «непоминающие» и радикалы-миряне гораздо ближе к латинянам, нежели им кажется. Это - парадоксально, но это - факт.

Суть психологии католика как религиозного типа заключается в том, что спасение понимается как делание на ниве «борьбы за веру». Т.е. католик совершает некие добрые дела во славу Божию, и именно делание этих дел позволяет верующему христианину накапливать заслуги, необходимые для обретения венца.

Добрые дела могут осмысляться как угодно широко - вплоть до дел на ниве «борьбы со зловерием», того, чем некогда занимались крестоносцы, а нынче занимаются мусульманские воины джихада.

Во всех случаях имеет место осмысление спасения в категориях достаточно внешних по отношению к внутреннему миру человека.

И вот мы наблюдаем то, что было выражено в советском анекдоте про борцов за мир во всём мире: «Будем так бороться за мир, что камня на камне не останется». В нашем случае: «Будем так бороться против экуменизма, что от Церкви камня на камне не останется».

Я неплохо знал одного православного «воина антиИННовского джихада», который был убеждён в том, что сейчас ему позволительно нарушать заповеди, поскольку в отдалённом будущем - когда пробьёт час - он совершит с Божьей помощью подвиг исповедничества - и это оправдает все те нарушения, которые им в данный момент совершаются.

Налицо совершенно внешнее, простите, юридическое отношение как ко греху, так и ко спасению. Грех - это нарушение чего-то, спасение - оправдание от чего-то.

Мой собеседник, который колеблется еще относительно присоединения к общинке «непоминающих», признался мне, что душа томится, что нет радости и мира после этих молитвенных собраний. Но - тут же подбадривал себя, повторяя лозунги праведности и спасительности борьбы за веру.

А мне в тот момент вспомнилось, что наши архипастыри, которых все кому не лень клеймят в «экуменизме», неоднократно обращали внимание на то, что спасение определяется не делами внешними, а рождающимся от делания этих добрых дел смирением. И если не будет мира в душе, то тщетны все эти дела во имя «борьбы за веру».

Тут, дабы не быть в очередной раз обвинённым в прелести, хочу просто предложить посмотреть на то, до какой степени ожесточённости и нервной издёрганности дошли некоторые наши братья и сестры, активно продвигающие тему борьбы с «экуменистами».

Неужели это не показатель?

Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

24. Re: О духе раскола

А вот что пишут афонские исповедники местным примиренцам: https://clck.ru/BR2m2 Как думаешь, Павел, кого Господь наш Иисус Христос оправдает: еретичествующих начальников и теплохладных трусов или исповедников, которые вынуждены прибегнуть к канонически законным мерам, чтобы пресечь тем самым раскол, который провоцируют высокопоставленные лица - марионетки определенных кругов?
М.Е. / 10.07.2017, 09:00

23. на ту же тему

Если не обращать внимание на раболепную "любовь" автора ко священноначалию, а также на его ложные помыслы в отношении намерений высокопоставленных экуменистов, то много правильных мыслей можно прочесть здесь: http://www.blagogon.ru/digest/784/ Извращенцы должны понять, что они зашли слишком далеко, чтобы оказывать им любовь и послушание. Провоцируют раскол именно они своим примиренчеством с духом мира сего ...
М.Е. / 10.07.2017, 04:58

22. Ответ на 21., Павел Тихомиров:

Михаил, речь не о том, что нужно примириться (подменив дух смирения перед Промыслом чувством рабским примирительства) с теми, кто в той или иной степени способствует формированию в обществе такого настроя, который обеспечит принятие великого лжеца.Речь о том, что борясь против тех, кто может способствовать установлению опасного настроя в качестве нормы, можно серьёзно повредиться. Как показывает практика – это происходит сплошь и рядом.

Так кто этому больше всего способствует, Павел? Не те же ли извращенцы, которые хотят реформировать и модернизировать Церковь на якобы благом экуменическом песке? Можешь не отвечать. Ответ очевиден. А твое "примирительство" с духом века сего не менее духовно опасно, чем крайности "ревнителей не по разуму".
М.Е. / 08.07.2017, 10:55

21. Ответ на 20., М.Е.:

...С таким духом, как у тебя, предполагаю, люди и антихриста примут.Прости за жесткие слова, но так, наверное, до тебя быстрее дойдет.

Михаил, речь не о том, что нужно примириться (подменив дух смирения перед Промыслом чувством рабским примирительства) с теми, кто в той или иной степени способствует формированию в обществе такого настроя, который обеспечит принятие великого лжеца. Речь о том, что борясь против тех, кто может способствовать установлению опасного настроя в качестве нормы, можно серьёзно повредиться. Как показывает практика – это происходит сплошь и рядом.
Павел Тихомиров / 08.07.2017, 10:02

20. на 18 Павлу

"не встрой тогда Государь церковную организацию в государственную машину - неизвестно: как долго пришлось бы ждать возгорания полномасштабной религиозной войны, наподобие той, что отбушевала к середине 17 века в Германии. Какой-нибудь честолюбивый патриарх (движимый, разумеется, благим - как ему казалось бы - импульсом) пожелал бы вразумить силой раскольников, а старообрядцы бы ответили. К ним бы примкнули все те, кто - по совершенно разным причинам - таил в себе досаду на государство. Ну, и пошло бы-поехало." Это - полная чушь (высосанная из "пальца") как и то, что модернизм и экуменизм могут якобы оказаться благом. Как видим, за последние 60 лет нравы в определенных кругах становятся все хуже и хуже. Если так и дальше пойдет, раскол обеспечен. Похоже, на это сознательно идут и варфоломеи, и никодимовцы. А пока вот никчемной "Матильдой", одиозным Распутиным да известными останками отвлекают внимание от самого гнусного - создания "единой церкви" с еретиками и раскольниками. Кое-кого нужно выдавить, кто-то сам умрет, а кто-то ради куска хлеба "увидит" в этом предательском экуменизме и отступническом постмодернизме некое благо ... Смотри, Павел, как бы твоих детей (или внуков) как в Канаде или Норвегии не отняли и не отдали в содомские семьи. Вот тогда вспомнишь о своем "благе" ... С таким духом, как у тебя, предполагаю, люди и антихриста примут.Прости за жесткие слова, но так, наверное, до тебя быстрее дойдет.
М.Е. / 08.07.2017, 08:13

19. Ответ на 17., Иоанна:

И чтобы православные переругались. Надолго.

Янина, Бог в помощь! Удивительно, что столь очевидные вещи не очевидны многим нашим братьям и сестрам, уже не одно десятилетие пребывающим в лоне Церкви.
Павел Тихомиров / 08.07.2017, 05:00

18. Ответ на 16., Дмитрий_BR:

Какую же пользу могут принести экуменисты и модернисты для Церкви?И что это за исторические примеры, когда еретичествующие и теплохладные приносили Церкви такую пользу, предварительно не отрекшись от ереси и теплохладности?

Дмитрий, вопросов много, на многие я уже отвечал, посмотрите, пожалуйста, внимательнее ветку обсуждения. По поводу пользы модернизма и экуменизма. "Польза м. и э." - не вполне корректное выражение, точнее и корректнее, конечно, говорить о том, что по Промыслу Божию благом в конечном итоге могут стать и модернистские тенденции, и экуменические. Вот мы, славянофилы, сетуем на квазиангликанскую суть учреждённого Петром Алексеевичем Синода. А ведь не встрой тогда Государь церковную организацию в государственную машину - неизвестно: как долго пришлось бы ждать возгорания полномасштабной религиозной войны, наподобие той, что отбушевала к середине 17 века в Германии. Какой-нибудь честолюбивый патриарх (движимый, разумеется, благим - как ему казалось бы - импульсом) пожелал бы вразумить силой раскольников, а старообрядцы бы ответили. К ним бы примкнули все те, кто - по совершенно разным причинам - таил в себе досаду на государство. Ну, и пошло бы-поехало. А кроме того, практика последних лет показывает, что если наше священство надолго оставлять без бережной государственной опеки, то батюшки - опять же: из совершенно благих побуждений изыскивания дензнков на строительства разнообразные - начинают чрезмерно увлекаться деяниями на экономическом, так сказать, на поприще. Так что уж лучше один масон обер-прокурор в Синоде, нежели батюшки-бизнесмены везде и всюду. Вот так квазиангликанская по сути своей затея с ликвидацией патриарха - в конечном итоге по Промыслу Божию - содействовала благу. Экуменизм же советский, например, спасал вполне конкретные монастыри от вполне конкретного Микыты Сергiйовыча та його клевретiв. И т.д. и т.п.
Павел Тихомиров / 08.07.2017, 04:57

17. автору

Павел, спасибо. Тема очень актуальная, а заглавие очень верно отражает суть проблемы: в борьбе за чистоту православия Христова духа зачастую нет. Думаю, и собор этот на Крите задуман был не для проталкивания экуменизма, а для организации раскола. И чтобы православные переругались. Надолго.
Иоанна / 07.07.2017, 19:46

16. Re: О духе раскола

А почему это Вы, Павел, пишете экуменисты в кавычках?-) Разве они так называемые экуменисты или все-таки самые что ни на есть экуменисты? Считать, что монахи психоаналитики и "строители" опаснее обновленцев и экуменистов - это уж совсем перебор. Примеров того, как Церковь одобряет стремление спастись через конкретные дела (лишь напоминая о необходимом для этого внутреннем расположении) - не счесть. И в Священном Писании и в Отечнике. Какую же пользу могут принести экуменисты и модернисты для Церкви? И что это за исторические примеры, когда еретичествующие и теплохладные приносили Церкви такую пользу, предварительно не отрекшись от ереси и теплохладности?
Дмитрий_BR / 07.07.2017, 12:32

15. Re: О духе раскола

Ревнители "по разуму" тем отличаются от "ревнителе не по разуму", что слышать не хотят о канонах и отеческих преданиях святой апостольской Церкви, но аппелируют исключительно психологиями и эмоциями: стращають и всячески обзывають...
Иван Ледоруб / 07.07.2017, 10:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
Молчать нельзя осаживать
Трагедия в «Крокусе» вызвала настоящую смуту в головах православных людей
27.03.2024
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
О нападках на прот. Андрея Ткачёва и Василия Дворцова
25.03.2024
Лишь каждый четвёртый американец считает, что Библия важнее демократии
Религия теряет влияние в жизни США, но президент должен показать пример
22.03.2024
Т.Карлсон: «Наша брань не против плоти и крови»
Американец о слугах антихриста
20.03.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Проблемы церковной жизни
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31