Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О духе раскола

Проблемы церковной жизни / 06.07.2017


Как борясь с «экуменистами», не стать большими католиками, нежели «природные» латиняне …

На днях в рамках международного фестиваля «Славянский перекрёсток», проходившего на Брянщине, мне довелось пообщаться с представителем сербских общин Северного Косова Марко Якшичем. Разумеется, любой разговор с сербом, не чуждым церковности, не может пройти мимо той трагедии, которую переживает Православное Сербство.

Обстоятельства зачастую подталкивают православных сербов к выбору между двух зол - между молчаливым принятием того неправославного духа, который, увы, укореняется в Сербской Православной Церкви, и радикальным протестом против тех, кто этот дух укореняет. Люди часто не видят иного выхода кроме как принять как есть всё то, что там происходит, либо вставать в ряды раскола, возглавляемого бывшим Рашко-Призренским епископом Артемием (Радосавлевичем). Причем, не выдерживают этого выбора не только миряне, но и монашествующие. Не может не впечатлить тот факт, что на стороне бывшего владыки Артемия сегодня около сотни монашествующих. Для Сербии это более чем серьёзно.

Вернувшись домой после встречи с Якшичем, я довольно долго разговаривал с бывшим коллегой из нашего Белгорода, который уже почти созрел для того, чтобы присоединиться к нашим отечественным катакомбникам-«непоминающим».

Беседа с этим уже давно не неофитом показала, что ситуация и у нас отнюдь не такая уж безоблачная, как кажется.

Пользуясь случаем, хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты, характеризующие психологию современного ревнителя, готового уйти из Церкви, я бы назвал таких людей неостарообрядцами.

Прежде всего, стоит отметить, что питает такие настроения общий дух скепсиса по отношению к церковной организации - как Системе, который широко уже распространен и достаточно глубоко пропитал многих наших прихожан. Не случайно мы часто видим позитивное восприятие некоторых широко известных своими революционно-модернистскими взглядами священнослужителей (протодиакон Андрей Кураев, протоиерей Георгий Митрофанов и др.) в качестве едва ли не символов сопротивления Системе. Парадоксально, что даже люди, пришедшие в Церковь в 90-е годы, и, как правило, воспитанные на текстах бесед отца Дмитрия Дудко и произведениях митрополита Иоанна (Снычева), готовы поднять на щит имена этих людей, проповедующих идеи, диаметрально противоположные тем, что было даже 20 лет назад для многих из нас «общим местом».

Подчёркиваю ещё раз: речь идёт не о «креаклах» и тому подобной «пастве» «Эха Москвы», а о людях, достаточно давно пришедших в Церковь, и исповедовавших до самого недавнего времени условно говоря корпус корпоративных норм мировоззренческих, характерных именно для православно-патриотического сознания.

В принципе, тут можно усмотреть некую аналогию с «болотными» протестами, когда часть патриотической общественности готова была поддержать тех, кто выступил с громкими лозунгами, несмотря на то, что идейно эти возглашатели лозунгов были весьма далеки от всего того, чем живут поддержавшие их тогда представители патриотической общественности.

Из протеста против церковной Системы, формализующей церковную жизнь. И это тревожный сигнал.

Однако мне бы хотелось обратить внимание на другой момент в этой проблеме.

Дело в том, что психологически наши «непоминающие» и радикалы-миряне гораздо ближе к латинянам, нежели им кажется. Это - парадоксально, но это - факт.

Суть психологии католика как религиозного типа заключается в том, что спасение понимается как делание на ниве «борьбы за веру». Т.е. католик совершает некие добрые дела во славу Божию, и именно делание этих дел позволяет верующему христианину накапливать заслуги, необходимые для обретения венца.

Добрые дела могут осмысляться как угодно широко - вплоть до дел на ниве «борьбы со зловерием», того, чем некогда занимались крестоносцы, а нынче занимаются мусульманские воины джихада.

Во всех случаях имеет место осмысление спасения в категориях достаточно внешних по отношению к внутреннему миру человека.

И вот мы наблюдаем то, что было выражено в советском анекдоте про борцов за мир во всём мире: «Будем так бороться за мир, что камня на камне не останется». В нашем случае: «Будем так бороться против экуменизма, что от Церкви камня на камне не останется».

Я неплохо знал одного православного «воина антиИННовского джихада», который был убеждён в том, что сейчас ему позволительно нарушать заповеди, поскольку в отдалённом будущем - когда пробьёт час - он совершит с Божьей помощью подвиг исповедничества - и это оправдает все те нарушения, которые им в данный момент совершаются.

Налицо совершенно внешнее, простите, юридическое отношение как ко греху, так и ко спасению. Грех - это нарушение чего-то, спасение - оправдание от чего-то.

Мой собеседник, который колеблется еще относительно присоединения к общинке «непоминающих», признался мне, что душа томится, что нет радости и мира после этих молитвенных собраний. Но - тут же подбадривал себя, повторяя лозунги праведности и спасительности борьбы за веру.

А мне в тот момент вспомнилось, что наши архипастыри, которых все кому не лень клеймят в «экуменизме», неоднократно обращали внимание на то, что спасение определяется не делами внешними, а рождающимся от делания этих добрых дел смирением. И если не будет мира в душе, то тщетны все эти дела во имя «борьбы за веру».

Тут, дабы не быть в очередной раз обвинённым в прелести, хочу просто предложить посмотреть на то, до какой степени ожесточённости и нервной издёрганности дошли некоторые наши братья и сестры, активно продвигающие тему борьбы с «экуменистами».

Неужели это не показатель?

Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 24

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

24. М.Е. : Re: О духе раскола
2017-07-10 в 12:00

А вот что пишут афонские исповедники местным примиренцам: https://clck.ru/BR2m2
Как думаешь, Павел, кого Господь наш Иисус Христос оправдает: еретичествующих начальников и теплохладных трусов или исповедников, которые вынуждены прибегнуть к канонически законным мерам, чтобы пресечь тем самым раскол, который провоцируют высокопоставленные лица - марионетки определенных кругов?
23. М.Е. : на ту же тему
2017-07-10 в 07:58

Если не обращать внимание на раболепную "любовь" автора ко священноначалию, а также на его ложные помыслы в отношении намерений высокопоставленных экуменистов, то много правильных мыслей можно прочесть здесь: http://www.blagogon.ru/digest/784/
Извращенцы должны понять, что они зашли слишком далеко, чтобы оказывать им любовь и послушание. Провоцируют раскол именно они своим примиренчеством с духом мира сего ...
22. М.Е. : Ответ на 21., Павел Тихомиров:
2017-07-08 в 13:55

Михаил, речь не о том, что нужно примириться (подменив дух смирения перед Промыслом чувством рабским примирительства) с теми, кто в той или иной степени способствует формированию в обществе такого настроя, который обеспечит принятие великого лжеца.Речь о том, что борясь против тех, кто может способствовать установлению опасного настроя в качестве нормы, можно серьёзно повредиться. Как показывает практика – это происходит сплошь и рядом.


Так кто этому больше всего способствует, Павел? Не те же ли извращенцы, которые хотят реформировать и модернизировать Церковь на якобы благом экуменическом песке? Можешь не отвечать. Ответ очевиден.
А твое "примирительство" с духом века сего не менее духовно опасно, чем крайности "ревнителей не по разуму".
21. Павел Тихомиров : Ответ на 20., М.Е.:
2017-07-08 в 13:02

...С таким духом, как у тебя, предполагаю, люди и антихриста примут.Прости за жесткие слова, но так, наверное, до тебя быстрее дойдет.



Михаил, речь не о том, что нужно примириться (подменив дух смирения перед Промыслом чувством рабским примирительства) с теми, кто в той или иной степени способствует формированию в обществе такого настроя, который обеспечит принятие великого лжеца.

Речь о том, что борясь против тех, кто может способствовать установлению опасного настроя в качестве нормы, можно серьёзно повредиться.

Как показывает практика – это происходит сплошь и рядом.
20. М.Е. : на 18 Павлу
2017-07-08 в 11:13

"не встрой тогда Государь церковную организацию в государственную машину - неизвестно: как долго пришлось бы ждать возгорания полномасштабной религиозной войны, наподобие той, что отбушевала к середине 17 века в Германии. Какой-нибудь честолюбивый патриарх (движимый, разумеется, благим - как ему казалось бы - импульсом) пожелал бы вразумить силой раскольников, а старообрядцы бы ответили. К ним бы примкнули все те, кто - по совершенно разным причинам - таил в себе досаду на государство. Ну, и пошло бы-поехало."
Это - полная чушь (высосанная из "пальца") как и то, что модернизм и экуменизм могут якобы оказаться благом. Как видим, за последние 60 лет нравы в определенных кругах становятся все хуже и хуже. Если так и дальше пойдет, раскол обеспечен. Похоже, на это сознательно идут и варфоломеи, и никодимовцы. А пока вот никчемной "Матильдой", одиозным Распутиным да известными останками отвлекают внимание от самого гнусного - создания "единой церкви" с еретиками и раскольниками. Кое-кого нужно выдавить, кто-то сам умрет, а кто-то ради куска хлеба "увидит" в этом предательском экуменизме и отступническом постмодернизме некое благо ...
Смотри, Павел, как бы твоих детей (или внуков) как в Канаде или Норвегии не отняли и не отдали в содомские семьи. Вот тогда вспомнишь о своем "благе" ...
С таким духом, как у тебя, предполагаю, люди и антихриста примут.Прости за жесткие слова, но так, наверное, до тебя быстрее дойдет.
19. Павел Тихомиров : Ответ на 17., Иоанна:
2017-07-08 в 08:00

И чтобы православные переругались. Надолго.


Янина, Бог в помощь!
Удивительно, что столь очевидные вещи не очевидны многим нашим братьям и сестрам, уже не одно десятилетие пребывающим в лоне Церкви.
18. Павел Тихомиров : Ответ на 16., Дмитрий_BR:
2017-07-08 в 07:57

Какую же пользу могут принести экуменисты и модернисты для Церкви?И что это за исторические примеры, когда еретичествующие и теплохладные приносили Церкви такую пользу, предварительно не отрекшись от ереси и теплохладности?


Дмитрий, вопросов много, на многие я уже отвечал, посмотрите, пожалуйста, внимательнее ветку обсуждения.

По поводу пользы модернизма и экуменизма.

"Польза м. и э." - не вполне корректное выражение, точнее и корректнее, конечно, говорить о том, что по Промыслу Божию благом в конечном итоге могут стать и модернистские тенденции, и экуменические.

Вот мы, славянофилы, сетуем на квазиангликанскую суть учреждённого Петром Алексеевичем Синода. А ведь не встрой тогда Государь церковную организацию в государственную машину - неизвестно: как долго пришлось бы ждать возгорания полномасштабной религиозной войны, наподобие той, что отбушевала к середине 17 века в Германии. Какой-нибудь честолюбивый патриарх (движимый, разумеется, благим - как ему казалось бы - импульсом) пожелал бы вразумить силой раскольников, а старообрядцы бы ответили. К ним бы примкнули все те, кто - по совершенно разным причинам - таил в себе досаду на государство. Ну, и пошло бы-поехало.

А кроме того, практика последних лет показывает, что если наше священство надолго оставлять без бережной государственной опеки, то батюшки - опять же: из совершенно благих побуждений изыскивания дензнков на строительства разнообразные - начинают чрезмерно увлекаться деяниями на экономическом, так сказать, на поприще.
Так что уж лучше один масон обер-прокурор в Синоде, нежели батюшки-бизнесмены везде и всюду.

Вот так квазиангликанская по сути своей затея с ликвидацией патриарха - в конечном итоге по Промыслу Божию - содействовала благу.

Экуменизм же советский, например, спасал вполне конкретные монастыри от вполне конкретного Микыты Сергiйовыча та його клевретiв.

И т.д. и т.п.
17. Иоанна : автору
2017-07-07 в 22:46

Павел, спасибо. Тема очень актуальная, а заглавие очень верно отражает суть проблемы: в борьбе за чистоту православия Христова духа зачастую нет. Думаю, и собор этот на Крите задуман был не для проталкивания экуменизма, а для организации раскола. И чтобы православные переругались. Надолго.
16. Дмитрий_BR : Re: О духе раскола
2017-07-07 в 15:32

А почему это Вы, Павел, пишете экуменисты в кавычках?-)
Разве они так называемые экуменисты или все-таки самые что ни на есть экуменисты?

Считать, что монахи психоаналитики и "строители" опаснее обновленцев и экуменистов - это уж совсем перебор.

Примеров того, как Церковь одобряет стремление спастись через конкретные дела (лишь напоминая о необходимом для этого внутреннем расположении) - не счесть. И в Священном Писании и в Отечнике.

Какую же пользу могут принести экуменисты и модернисты для Церкви?
И что это за исторические примеры, когда еретичествующие и теплохладные приносили Церкви такую пользу, предварительно не отрекшись от ереси и теплохладности?
15. Иван Ледоруб : Re: О духе раскола
2017-07-07 в 13:16

Ревнители "по разуму" тем отличаются от "ревнителе не по разуму", что слышать не хотят о канонах и отеческих преданиях святой апостольской Церкви, но аппелируют исключительно психологиями и эмоциями: стращають и всячески обзывають...
14. Галина Старикова : Да вот же ответ , ясный и понятный...правда для того, чтобы его принять необходимо иметь то самое, драгоценное СМИРЕНИЕ...
2017-07-06 в 20:43

святитель Игнатий (Брянчанинов)
Отечник
Заключение

В этих сказаниях изображено древнее монашество как бы на картине.
   Старцы-повествователи изобразили с простотою и верностию как изумительное духовное совершенство иночества первых веков христианства, так и разнообразные увлечения многих членов его немощию растленного падением естества. И при верности, соединенной с простотою, которыми отличается эта живопись, – положение древнего монашества, будучи отделено от нас пространством многих веков, остается недовольно ясным, как бы здание, отделенное от взоров густым туманом.
   От зрелища, представляемого древностию, обратимся к зрелищу, представляемому современностию. Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении.
   «В последнее время, – сказал один из них, – те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями»1180. Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменоносного и духоносного Отца! По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством – необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело – Бога. «Спасаяй да спасет свою душу» (Быт. 19:17), – сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий.
   Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. «Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред сим: ныне – одно лицемерство»1181. Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно – в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, – и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, – и очистится сердце твое от лицемерства.
   Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям.
13. М.Яблоков : Ответ на 11., Павел Тихомиров:
2017-07-06 в 20:31

Да, с этим трудно согласиться... что тут скажешь... Раскол нам не нужен!
У о. Рафаила в келье на Афоне полиция храм опечатала. Но они все равно служат. Русские не сдаются! ) Хотя считаю, что это фальстарт. Афон пока поминает патриарха Варфоломея. Экуменисты - мерзавцы, но не надо бежать впереди паровоза.
12. М.Е. : Re: О духе раскола
2017-07-06 в 17:34

Заметку читать не хочу, зная автора. Почитал мельком комментарии.
Ты, Павел, в чет-то прав, но как осиповец (о "спасению") глубоко заблуждаешься.
Смотри, как бы тебе с твоими понятиями о "спасении" с экуменистами (извращенцами) и перед антихристом не поклониться ...
11. Павел Тихомиров : Ответ на 10., М.Яблоков:
2017-07-06 в 16:51

Думаю, это уже напоминает классический раскол... А с какими-нибудь другими раскольническими группировками они находятся в евхаристическом общении?


http://internetsobor...gavriila-kondrashova
Тут сообщают о хиротонии нашего соотечественника и о благословении его на миссию в России:

«Иеромонах Гавриил (в миру - Геннадий Кондрашов) 17 лет служил на московском подворье Оптиной пустыни. В начале нынешнего года он выступил с публичным обличением Патриарха РПЦ МП Кирилла в связи с его встречей на Кубе с Папой Римским Франциском и прервал общение с РПЦ МП. Вскоре после этого о. Геннадий переехал на Святую гору Афон, где был пострижен в монашество популярным в России старцем Рафаилом (Берестовым), который и благословил его приехать в Сербию к епископу Артемию. В своей проповеди после литургии епископ Артемий отметил, что иеромонаху Гавриилу предстоит вернуться в Россию, "чтобы служить перед престолом Божиим, чтобы проповедовать истинное слово Божие и вести своих верных чад к Богу".

Что касается евхаристического общения со старостильниками - надо будет выяснить.
10. М.Яблоков : Ответ на 9., Павел Тихомиров:
2017-07-06 в 16:15

Думаю, это уже напоминает классический раскол... А с какими-нибудь другими раскольническими группировками они находятся в евхаристическом общении?
9. Павел Тихомиров : Ответ на 8., М.Яблоков:
2017-07-06 в 15:14

Павел, я пытаюсь вас вывести из психологического поля в каноническое, но вы отчаянно сопротивляетесь )



Михаил, ну вот по бывшему владыке Артемию некоторые факты:

В 2010 г. Епископ Артемий был отстранен от управления Рашско-Призренской епархией и извержен из сана.

После достаточно спорного процесса о лишении владыки Артемия сана епископа рашско-призренского, он объявил себя епископом рашско-призренским и косовско-метохийским в изгнании, продолжал служить литургии и совершать церковные таинства, вместе с ушедшими вслед за ним монахами и монахинями, при поддержке которых заявил об основании «Истинной Свято-Саввской церкви».

Совершает новые хиротонии и основывает катакомбные приходы. Его деятельность простирается на территорию нескольких епархий СПЦ.

Возродил практику хиротонии «хорепископов». (Хорепископ - помощник епископа, лицо, посвященное в епископскую степень священства, но уполномоченное посвящать в священство лишь с санкции епископа города (области, епархии), в Сербской православной церкви хорепископы уже давно не существуют).

В мае 2015 года Синод СПЦ принял решение об отлучении б.еп.Артемия от Церкви. Непосредственной причиной для решения об отлучении стало то, что Артемий произвел бывшего игумена Црной Реки Николая в чин Хорепископа Старорашского и Лозничского.
Впервые в истории Сербской православной церкви епископ не просто лишен сана, но и полностью отлучен от церкви, теперь для СПЦ он не монах Артемий, а Марко Радославлевич. Бывший игумен монастыря Црна Река Николай теперь для СПЦ снова Негослав Николич.
8. М.Яблоков : Ответ на 7., Павел Тихомиров:
2017-07-06 в 14:52

Павел, я пытаюсь вас вывести из психологического поля в каноническое, но вы отчаянно сопротивляетесь )
7. Павел Тихомиров : Ответ на 5., М.Яблоков:
2017-07-06 в 14:46

Как проявить свое несогласие с этим?



В Сербии - когда ещё вся эта эпопея начиналась - была трагиокмичная ситуация с обновленствующими. Дело в том, что одни придерживались условно говоря "шмемановщины не по разуму", другие ударялись в "миссионерствование", третьи - ещё во что-то. каждый по своему усматривал методы "облегчения" богослужебной так сказать "процедуры". Сокращали службу - но сокращали каждый по-своему. в результате, зачастую - как говорят знакомые сербы - это приводило к курьёзным ситуациям, когда различно ориентированные модернисты не могли друг с другом толком сослужить.

Но, это, конечно, анекдотично. А вот реакция на модернистов получилась совсем даже не анекдотичной. Люди стали формировать эдакие группы надзора, т.е. людей, которые должны были фиксировать конкретные случаи нарушения чинопоследований в том или ином храме. в конечном итоге это переросло в шпиономанию, на которую, кстати говоря, весьма падки наши балканские братья.

как нам конкретно поступать, сталкиваясь с недвусмысленными проявлениями апостасии, сказать трудно.

как-то к нам приехала приятельница из канады, которая живо интересовалась: наш приходской батюшка монархист или обновленец?

Мы ей ответили, что батюшка - верующий. и на сегодня это уже неплохо.

Живя 12 лет в провинции, я стал постепенно оперировать несколько иными критериями определения апостасийности.
Теперь вижу бОльшее зло в младостарческих выходках некоторых пастырей, а также в мании строительства, нежели в экуменизме или модернизме.

Уверен, и экуменизмы и можернизмы могут по Божьей милости в конечном итоге превратиться в нечто полезное как уже бывало в истории.

А вот последствия того, что нормой становится превращение пастырей в младостарцев-фрэйдистов или же в "строителей", убеждающими людей в спасительности того, что является откровенно говоря аналогом печальноизвестных индульгенций - это несравненно опаснее.
6. Павел Тихомиров : К сведению Ивана Ледоруба
2017-07-06 в 13:18

1 - Те, кто выступает против экуменизма и сближения с католиками, не считают себя ушедшими из Церкви Христовой, а, стало быть, не раскольники и не катакомбники. (с)

Старообрядцы тоже «не считают себя ушедшими из Церкви Христовой, а, стало быть, не раскольники и не катакомбники».

2 - "Вера без дел мертва": дела православного христианина (помимо внутреннего покаяния) - в стоянии за апостольское и святоотеческое предание, что не имеет ничего общего с чисто внешней юридической подоплёкой католиков и протестантов. (с)

Вы что, всерьёз полагаете, что все римокатолики и протестанты прямо такие уж «теплохладные»? Западные братья наши подчас столь горячи, пребывая в духе «харизмы обличения», что хоть святых выноси… «Вера без дел мертва», но дела важны не для того, чтобы подменять собою собственно веру. Не «усвоение информации о свойствах Божиих» под «верой» тут я подразумеваю, а правильную молитву – не вычитку, но и не мистические состояния прелести.

3 - У тех, кто не поминает патриарха Кирилла, нет ничего общего с персонажами типа Митрофанов, Кураев и иже с ними. (с)

Есть. Самодержавие валили не только марксисты, но и те, кто искренне почитал себя патриотами Русскими. надеюсь, аналогия понятна.
5. М.Яблоков : Ответ на 4., Павел Тихомиров:
2017-07-06 в 13:17

Я понимаю, что вы говорите о психологии. Но психологию к канонам не пришьешь. Церковь руководствуется именно канонами, а не психологией.
Действительно, смирение - это основная христианская добродетель, но нельзя смиряться перед беззаконием. Апостасия ведь налицо. Как проявить свое несогласие с этим? Вот это все решают по-разному. Я считаю, что надо поминать патриарха Кирилла; кто-то считает, что уже нет. А дебильных полно и среди поминающих, как и среди непоминающих, - это не является критерием истинности )))))
4. Павел Тихомиров : Ответ на 1., М.Яблоков:
2017-07-06 в 13:03

Это пока не раскол.


Михаил, понимаете, я же тут обращаю внимание не на формальные признаки раскола, которые Вы отмечаете как обычно весьма корректно, но на некоторые психологические черты, которые приходилось наблюдать и у наших ИПЦ-шников, и в Сербии в среде "артемиевцев", и сейчас среди наших "непоминающих".
Роднит их всех тот момент, что собственно борьба за веру - как один из видов благой деятельности - становится в центре всего. Инструмент превращается в цель.

(Конечно, это касается далеко не всех, есть люди, которые просто дистанцируются от всего того, что может пониматься в качестве соучастия в делах баззаконных.
Оговариваю это для того, чтобы не выглядеть эдаким апологетом "властецентричности").

Что же касается подмены цели инструментом, то позволю себе в энный раз напомнить хороши известную Вам формулу прп. Исаака Сирина: "Воздаяние бывает не добродетели и не труду, но рождающемуся от них смирению. И если такового не бывает — напрасны все труды и все добродетели».

И в психологическом смысле вот что, на мой взгляд, роднит как «экуменистов», так и «анитэкуменистов»: искренняя убеждённость в том, «что цель оправдывает средства».

Ведь т.н. «экуменисты» - они же, (за редким исключением совсем бессовестных людей, затесавшихся в ряды церковнослужителей), - чаще всего полагают, что ради достижения той или иной вполне благой цели можно так сказать «пересмотреть границу допустимого компромисса». Компромисса как с иноверными, так и с неверующими.
Так и «антиэкуменисты» полагают, что à la guerre comme à la guerre. Главное – побороть тех, кто учит неправильному образу спасения, а потом уже можно будет и самим выстраивать духовный настрой. А на практике получается так, что искренние борцы с лукавством просто утрачиват мир в своей душе.
(Таких людей – православных до мозга кости – мне частенько приходилось встречать ещё во времена занятий практической политикой, когда издёрганные православные активисты простодушно признавались, что «молиться некогда, даже на простейшее правило нет ни времени, ни сил»).

Я не хочу сказать, что наши «непоминающие» или сербские «артемиевцы» не молятся. Конечно молятся. Но по свидетельству людей, которые 7 лет назад горой стояли за гонимого архипастыря, сейчас в кругу представителей «Рашко-Призренской епархии в Изгнании» установился ненормальный дух взвинченности, подозрительности и т.д. и т.п.

Мы всё это проходили ещё во времена старообрядческого раскола.
3. vlad7 : Re: О духе раскола
2017-07-06 в 12:01

//Налицо совершенно внешнее, простите, юридическое отношение как ко греху, так и ко спасению. Грех - это нарушение чего-то, спасение - оправдание от чего-то.//
А есть еще Чин чего-то Православия и там такие слова:
Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
2. Иван Ледоруб : к сведению автора
2017-07-06 в 11:38

1 - Те, кто выступает против экуменизма и сближения с католиками, не считают себя ушедшими из Церкви Христовой, а, стало быть, не раскольники и не катакомбники.
2 - "Вера без дел мертва": дела православного христианина (помимо внутреннего покаяния) - в стоянии за апостольское и святоотеческое предание, что не имеет ничего общего с чисто внешней юридической подоплёкой католиков и протестантов.
3 - У тех, кто не поминает патриарха Кирилла нет ничего общего с персонажами типа Митрофанов, Кураев и иже с ними.
4 - Сербский епископ Артемий и его сподвижники не являются раскольниками, но противостоят лукавому сервильному священноначалию, что является, увы, знамением времени.
Автору данной статьи хочется напомнить, что всё сказанное нами остаётся на нашей совести и будет судить нас...
5 -
1. М.Яблоков : Re: О духе раскола
2017-07-06 в 10:35

А вы разве не знаете, Павел, что у нас многие "непоминающие" из Новомучеников причислены в лику святых? Все-таки "самочинное сборище" - это еще не раскол. У свт. Василия Великого в 1-м каноническом правиле говорится, что безлагодатен раскол, про самочинное сборище такого не сказано. Так что рано еще делать выводы. Я лично считаю, что эту однозначно каноническую меру - непоминание - еще рано пока применять. Однако не осуждаю тех, кто считает что уже пора. Это пока не раскол. Раскол - это не просто непоминание, это создание параллельной церковной структуры с синодом, архиерейскими хиротониями.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме