На «Русской народной линии» опубликовано экспертное заключение по фильму «Гольциус и Пеликанья компания». Экспертизу провели судебно-психиатрический эксперт высшей квалификационной категории, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач Российской Федерации Федор Викторович Кондратьев и доктор юридических наук, профессор Игорь Понкин. Комплексное исследование выполнено по обращению депутата Государственной Думы Натальи Поклонской от 13.03.2017.
Для исследования была представлена на устройстве флеш-памяти аудиовидеозапись (компьютерно-читаемый видео-файл формата flv) аудиовизуального произведения (фильма) «Гольциус и Пеликанья компания» (автор сценария и режиссёр - Питер Гринуэй).
В документе говорится, что с юридической точки зрения «в фильме много сцен и эпизодов, по причине наличия которых распространение такой информационной продукции обладает признаками уголовно наказуемых деяний. Так, в исследуемом фильме есть элементы пропаганды расизма. Например, персонаж "маркиз Эльзасский" в одной из сцен фильма, показывая на ряд окружающих его лиц негроидной расы, позволяет себе сделать следующее высказывание расистского содержания: "По-настоящему хороший чёрный слуга - редок и весьма дорог. Поэтому приходится обходиться тем, что есть... Они черны не только по шею, у них чёрные даже члены, влагалища и ягодицы. Но не путайтесь с ними. С ними нельзя путаться" (00:08:00 - 00:08:06; 00:08:11 - 00:08:21). А персонаж «драматург Томас Боэций» в одной из сцен выкрикивает следующую расистскую инвективу в адрес негритянки: "Долбанная жирная черномазая сука!" (01:11:24 - 01:11:26)».
В фильме «основное содержание - показ порнографических по форме и содержанию действий и образов - сопряжено преимущественно с ветхозаветной тематикой, но при этом многократно использованы обращения или отсылки к христианской новозаветной семантике. Так, персонаж "Хендрик Гольциус" заявляет: "Да откуда им всем знать?! Они там были? Были у подножия креста?" (00:51:28 - 00:51:32). В фильме имеют место неоднократные упоминания Иисуса Христа, наличествует даже отдельная сцена с обращением к его образу (01:32:35 - 01:33:53). В другом месте фильма звучит просьба побыть "хорошей шлюхой, ради Христа" (00:41:10 - 00:41:13). В одном из представлений (показанных в фильме) идёт прямое обращение к Новому Завету (01:41:01 - 01:41:10; 01:42:30 - 01:42:35 и далее)».
Эксперты отмечают, что содержание и направленность исследуемого фильма связаны в большей мере с идеями, символами, образами, имеющими отношение к христианству, нежели к иным религиям. По их мнению, «ряд сцен может быть воспринят евреями-иудаистами как оскорбительный, например - сцены издевательств над раввином (01:29:00 - 01:29:50; 01:39:37 - 01:39:50; 01:39:57 - 01:40:05), издевательские манипуляции с Ветхим Заветом, а также заявление персонажа "Хендрик Гольциус" (в свете всего выявленного нами в этом фильме аморального содержания): "Мы представляем иудейские истории, а не христианские" (01:41:21 - 01:41:23)».
В фильме, говорится в экспертизе, есть сцена ритуала «публичного испражнения», совершаемого «ежедневно персонажем "маркиз Эльзасский" (00:02:55 - 00:03:45 и далее, со сценой-апогеем воспроизведения указанным персонажем характерных звуков, сопровождающих совершение им непосредственно акта дефекации (00:08:32 - 00:08:39), сценой его подтирания (00:08:43 - 00:08:54), сценой аплодисментов этим сценам стоящей в демонстрируемом зале толпы (00:08:56 - 00:09:03))». Сцена сопровождается речью персонажа «маркиз Эльзасский»: «Не пугайтесь. В шесть часов я обязан испражняться на публике, независимо от моего пищеварения. Дабы потешить придворных и не превращать эту церемонию в полный фарс, я приучил своё тело отвечать их требованиям» (00:02:55 - 00:03:08).
Представление публичного испражнения в качестве акта раскаяния и искупления вины вносит свой вклад в формирование у зрителей «установки на допустимость и приемлемость игнорирования практически любых нравственных границ, границ приличия при публичных действиях. Вполне предсказуемо, что определённая часть зрителей, внутренне соглашающихся с таким коммуникативным посланием, психологически становится не нейтральными зрителями, а настроенными пренебрежительно к христианству и присущим ему религиозным ценностям».
Персонаж «Хендрик Гольциус» рассказывает персонажу «маркиз Эльзасский» о своих планах, в том числе - о плане издать «иллюстрированный Ветхий Завет - известные нравственные истории, но изложенные языком новой свободы» (00:04:57 - 00:05:07). Эти слова персонаж «маркиз Эльзасский» комментирует следующим образом: «Другими словами - грязные книжонки» (00:05:09 - 00:05:11). То есть персонаж «маркиз Эльзасский» пейоративно-денигративно[уничижительный, очерняющий] именует Ветхий Завет «грязной книжонкой», что является явно оскорбительным для религиозных чувств верующих и унижающим их человеческое достоинство.
Фильм, говорится в документе, направлен на внушение зрителям и на обеспечение интроекции зрителями пейоративно-денигративных идей о том, что Ветхий Завет и Новый Завет являются «грязными книжонками», содержащими порнографические примеры и образы, истории сексуальных перверсий, а также что сексуальные (мнимые, производимые из неверных, заведомо искажённых трактовок ветхозаветных описаний) истории ветхозаветных героев могут оправдывать и вдохновлять на сексуальные действия, безотносительно норм общественной нравственности, в том числе - сексуально неразборчивые действия и в разнообразных извращённых формах. «Даже сама такая постановка вопроса крайне оскорбительна для верующих, а также всех других лиц, разделяющих традиционные нормы общественной нравственности», - справедливо отмечают эксперты.
Значительное негативное, оскорбительное воздействие фильма «Гольциус и Пеликанья компания» реализуется, помимо всего прочего, тем, что в этом фильме осуществлены крайне оскорбительные для верующих христиан умышленные манипуляции библейскими сюжетами с радикальным искажением их духовного и нравственного смысла (в том числе - манипуляции образом Иисуса Христа) с использованием гомосексуальной семантики и в целях пропаганды гомосексуализма (в частности - 01:32:35 - 01:34:31).
В фильме «Гольциус и Пеликанья компания» представлена сцена садомазохистских действий в отношении персонажа «Иоганнес Кливер, протестант-кальвинист» и последующего осуществления в отношении него гомосексуального полового акта (сношения) в его анус (задний проход) другим лицом мужского пола (01:33:12 - 01:33:50).
Особо изощрённое издевательство над религиозными чувствами верующих осуществляется посредством реализации приёма метонимической[коммуникативный приём, которым один знак заменяется другим на основании их сходства] замены отождествляется образ религиозно почитаемого верующими христианами Иисуса Христа с образом некоего сексуального извращенца, а страдания, которые претерпел Иисус Христос, отождествляются с ощущениями этого сексуального извращенца от гомосексуального сношения.
При этом в фильме презюмируются ожидаемые положительные эмоции этого сексуального извращенца (персонажа «Иоганнес Кливер, протестант-кальвинист») от таких с ним гомосексуальных действий.
В фильме демонстрируются полностью обнажённые (и при этом расписанные по голому телу надписями) мужчина и женщина, обозначающие Адама и Еву. Демонстрируется также персонаж «Бог» с гротескно-комическими наружностью, одеянием и выражениями лица (00:12:01 - 00:12:05; 00:12:09 - 00:12:13; 00:12:19 - 00:12:21; 00:13:37 - 00:13:40 и др.).
Продолжая анонсировать часть, описывающую религиозно почитаемых верующими христианами Адама и Еву, персонаж «Хендрик Гольциус» заявляет: «Мы расскажем очень-очень старую историю, в форме освящённого веками подробного повествования. Неторопливое предвкушение любовной утехи, представленной затем с полной откровенностью, заставит соски зудеть, мошонки - напрягаться, члены - подниматься, а холм Венеры - трепетать» (00:12:39 - 00:13:03).
По сюжету фильма не все его персонажи - зрители постановок (представлений) - оценивают эти постановки положительно, но эти критики изображены комичными, явно неадекватными образами. В частности, один из них заявляет: «Какая наглость! Нельзя хлопать Богу» (00:15:13 - 00:15:15), на вопрос женщины: «Почему нельзя?», он же отвечает: «Ладони будут гореть в аду» (00:15:17 - 00:15:19). «Здесь реализован метод доведения до абсурда и метод наклеивания ярлыка комичного. Такими приёмами создатели фильма стремятся добиться восприятия любых критиков этого фильма как явно неадекватных лиц, подобных тем, что изображены в фильме», - говорится в экспертизе.
Далее продолжительно вульгарно изображаются сексуальные отношения персонажа «Адам» и персонажа «Ева» (00:18:36 - 00:18:49; 00:18:52 - 00:19:02; 00:19:25 - 00:19:45; 00:19:59 - 00:21:09). Нарочито-вульгарное публичное обсуждение гениталий религиозно почитаемых в христианстве Адама и Евы, завершаемое демонстрацией сцен полового акта (сношения) персонажа «Адам» и персонажа «Ева» (00:19:25 - 00:19:45; 00:20:19 - 00:21:09), является циничным издевательством над религиозными чувствами верующих. Применение приёма совмещения сакрального и сексуально-вульгарного и приёма негативной зоосемантической метафоры сознательно и провокационно направлено на оскорбление религиозных чувств верующих и унижение их человеческого достоинства.
В фильме демонстрируется гротескная сцена псевдо-судебного разбирательства по поводу первой постановки (представления) персонажа «Хендрик Гольциус» и его людей перед персонажем «маркиз Эльзасский» (00:21:46 - 00:23:52), призванная априорно высмеять и тем самым заранее принизить, обесценить в общественном восприятии критику фильма. Таких сцен псевдо-судебных разбирательств в фильме несколько, и все они носят гротескный характер. Ряд демонстрируемых затем сцен сопровождается словами, имеющими непосредственное отношение к религии - выкрик «богохульство» женщиной, показанной в процессе куннилингуса (00:26:00 - 00:26:02). Заявляется, что «надо снабдить Бога пенисом и анусом» (00:23:03 - 00:23:05).
В фильме демонстрируется выраженно омерзительный, вызывающий отвращение образ Лота (00:28:56 - 00:29:01; 00:29:08 - 00:29:29; 00:30:43 - 00:30:48 и др.). Далее следует ряд сексуальных сцен, в том числе - вульгарных сцен половых актов (сношений) между персонажем Лот и персонажами «дочери Лота» (00:29:35 - 00:29:57; 00:30:50 - 00:31:25), завуалировано оправдывающих инцест, прикрывая это искажёнными, заведомо ложными трактовками ветхозаветных историй. При этом персонаж Лот изображается в состоянии сильного алкогольного опьянения.
В фильме есть пропаганда и оправдание педофилии (совращения несовершеннолетних). «Попытки же прикрыть эту пропаганду явно преступного деяния обращением к библейским сюжетам и образам - не более чем бесплодная спекуляция на таковых, в действительности, никак не оправдывающая исследуемого фильма», - считают эксперты.
В фильме также выявлены отсылки к зоофилии.
В фильме показана история об Иоанне Крестителе и Саломее (в искажённой интерпретации). Персонаж «Эбола Гойал, нянька Маркиза» делает оскорбительное для верующих христиан высказывание об образе Иоанна Крестителя, говоря о Саломее: «Пусть держит в руках его голову и целует его губы, пусть сосёт его член, если ей так хочется... Исполните её просьбу: его член и его голова должны быть отделены от тела... Давайте! Отдайте ей, отдайте бесполезную голову и жалкий член, которые она так жаждет» (01:47:31 - 01:47:38; 01:47:46 - 01:47:51; 01:50:29 - 01:50:38).
Анализ фильма «Гольциус и Пеликанья компания» даёт необходимые и достаточные основания для оценки этого фильма как эксплуатирующего христианскую семантику и религиозно почитаемые в христианстве образы и при этом по своему содержанию - как пейоративно-денигративно антихристианского, направленного на грубейшее унижение человеческого достоинства и жестокое оскорбление религиозных чувств верующих христиан, в силу того, что в этом фильме осуществляются крайне оскорбительные для верующих христиан манипуляции библейскими сюжетами, грубое искажение их духовного и нравственного смысла (при этом использованы явно порнографические сцены и образы).
Описанные выше сцены из фильма представляют реализацию приёма совмещения сакрального (то есть религиозно почитаемого и уважаемого, религиозно высокоценного - библейских сюжетов и библейских образов, многократного обращения в фильме к библейским смыслам напрямую или в виде отсылок) с вульгарно-низменным - обсценно-генитальным и вульгарно-сексуальным, с соответствующей скатологической, в том числе - обсценной, семантикой. Фильм содержит также оправдание и пропаганду сексуальных перверсий (гомосексуализма, зоофилии, педофилии, инцеста, некрофилии, мастубации). Используемые в фильме приёмы и средства предопределяют его воздействие на зрителей, заключающееся, в частности, в изощрённом и жестоком, крайне болезненном оскорблении религиозных чувств верующих христиан и грубейшем уничижении их человеческого достоинства.
Кроме того, фильм содержит ряд сцен, реализующих совмещение сакрального (то есть религиозно почитаемого и уважаемого, религиозно высокоценного, в данном случае - библейских сюжетов и библейских образов, многократного обращения в фильме к библейским смыслам напрямую или в виде отсылок) с вульгарно-низменным (анально-экскрементальным, в частности - ритуалом публичных испражнений), с соответствующей обсценной семантикой, что реализует один из известных приёмов изощрённого и жестокого оскорбления религиозных чувств верующих христиан и грубейшего уничижения их человеческого достоинства. Именно в указанном негативном воздействии, в том числе - в грубом унижении человеческого достоинства и жестоком оскорблении религиозных чувств верующих христиан, состоят выявленные содержательные доминанты и направленность всего фильма «Гольциус и Пеликанья компания». Практически все привлечённые в фильме библейские сюжеты и образы денигративно извращаются и литотизируются (низводятся) до уровня совершенно вульгарных, выраженно обсценно-эксгибиционистских и перверсивных сексуальных образов и отношений.
Анализ фильма «Гольциус и Пеликанья компания» даёт необходимые и достаточные основания для оценки этого фильма как порнографического аудиовизуального произведения (материала), поскольку основной сюжетный замысел фильма и использованные в нём средства направлены на демонстрацию порнографических по содержанию сцен, действий, эпизодов, образов, реплик. В фильме последовательно показаны сцены поставленных персонажем «Хендрик Гольциус» и его людьми представлений, не имеющих между собой драматургической, художественной связи за исключением отсылок к библейским историям и используемых непристойных средств, применяемых в порнографической кинопродукции. Никакого драматургически и художественно оправданного и ценного сюжета в фильме нет, а библейская семантика и изображенные в фильме условия демонстрации представлений в городе Кольмаре - являются лишь фоновым оформлением, как в любом ином порнофильме, где есть какие-то фоновые условия (антураж загородного дома, гостиницы и т.п.).
«Достаточно чётко выявляемая и определяемая главная цель создания данного фильма заключается, - полагают эксперты, - в формировании у зрителей восприятия библейских историй как откровенно порнографических сюжетов, что способствует десакрализации, девальвации религиозных символов, образов до уровня порнографии. При этом в качестве средств выступают порнографические сцены, в большинстве которых изображаются лица, описанные в библейских историях, причём применённые в данном фильме свойственные порнографическим произведениям средства (признаки порнографии) легко выявляются и идентифицируются. Бесспорным и убедительным подтверждением преимущественно порнографического содержания исследуемого фильма (и целей его создания как именно порнографического) является наличие в фильме многочисленных сцен и изображений, которые вообще не связаны с другими сценами и обособлены от имеющейся повествовательной линии фильма (которая не может быть признана целостным сюжетом)».
Цель такого массированного воздействия порнографическими образами, отмечается в документа, - эпатировать, шокировать зрителей, сформировать установку допустимости и приемлемости отношения к религиозным ценностям (в частности - к образам Ветхого и Нового Завета) как к содержащим свидетельства об оправданности неограниченного морально-нравственными норами проявления сексуальности в аморальных формах.
Персонаж «Амос Кводфри» сыгран скандально известным актёром Ларсом Айдингером, который также играет Императора Николая II в клеветническом фильме «Матильда». Роль актёра Айдингера в фильме «Гольциус и Пеликанья компания» эксперты оценивают «как в существенной мере в целом порнографическую». Весьма характерна сцена с явной отсылкой к гомосексуальным отношениям и интенциям, когда после произнесения процитированных выше слов персонаж «Хендрик Гольциус» задирает фартук на персонаже «Амос Кводфри» (тот демонстрируется без нижнего белья) и, разглядывая его обнажённые гениталии и ягодицы, выраженно эмоционально-чувственно, гомосексуально оглаживая и ощупывая ягодицы персонажа «Амос Кводфри», восклицает: «Слушай, у тебя член солидного размера. Прекрасно! И ты, ты бреешь задницу! Ну?! Ты можешь показать нам свой царственный зад со всем богатством между ног» (00:39:52 - 00:40:05). Положительная реакция персонажа «Амос Кводфри» к таким гомосексуальным действиям свидетельствует о гомосексуальности (во всяком случае - бисексуальности) этого персонажа. Айдингером воплощён порнографический образ аморального бисексуала, впоследствии кастрированного
Фильм насыщен гомосексуальной семантикой (смыслами, пропагандой и оправданием гомосексуализма).
Картина является порнографическим материалом, поскольку основной сюжетный замысел фильма и использованные в нём средства направлены на демонстрацию порнографических по содержанию сцен, действий, эпизодов, образов, реплик, при этом такая демонстрация не обусловлена каким-либо эстетически оправданным и обладающим художественной ценностью сюжетом. Одна из основных целей создания названного фильма заключается в формировании у зрителей установки на восприятие библейских историй как откровенно порнографических сюжетов, что способствует пейоративной десакрализации, девальвации религиозных символов, образов до уровня порнографии.
Фильм в высшей степени аморален и провокативен, явно и сильнейшим образом выражает грубейшее демонстративное неуважение к обществу, общественной нравственности, публичному порядку - в силу его перенасыщенности обсценной семантикой, порнографическими визуальными сценами и образами, включая действия и образы сексуально-перверсивного характера.
3. Ответ на 1., рудовский:
2. рудовский
1. Re: Провокационное, порнографическое, антихристианское произведение