Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Власть – это Божие установление

03.07.2017


Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице …

Вчера мы слышали Евангелие об исцелении слуги сотника Господом Иисусом Христом.

Сотник - римский офицер - приходит ко Христу и говорит, что слуга его болен. «Я приду и исцелю его», - сказал Господь. На эти слова сотник отвечает: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». И Христос с удивлением говорит о том, что и в Израиле не нашел Он такой веры. «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». И исцелел слуга сотника в тот же час.

Вот такое простое повествование, которое Христос завершает словами о том, что многие народы придут с востока и запада - язычники, не знающие Бога, - и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царствии Небесном, а сыны царства будут изгнаны вон, во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Нас поражает смирение римского офицера - язычника, который принимает то, что книжники и фарисеи - учители Израиля - не могут принять: власть Христа. «Ибо я и подвластный человек, - рассуждает сотник, - но имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». На основании этого сотник делает вывод о том, что власть Христа распространяется очень широко. Он понимает, что власть, которую имеет он, римский воин, дана ему от римского кесаря, и он не своей властью исполняет то, что с такой готовностью в свою очередь исполняют его подчиненные. Слыша о чудесах Христовых, о Его власти над болезнью, разрушительными стихиями, над самой смертью, этот человек задумывается о том, как велика должна быть власть Того, Кто силой Божией совершает невозможное. Он простирает эту власть до тех пределов, где действует власть Самого Бога.

Сегодняшний рассказ об исцелении слуги сотника заставляет нас задуматься, как должны вести себя те, кто находится под властью, и как должны вести себя те, кто облечен властью. Это Евангелие говорит о значении власти, государства - о чем непрестанно напоминает нам Священное Писание.

Как мог этот сотник-язычник понять то, что не постигли учители Израильские? Почему Христос говорит: «И в Израиле не нашел Я такой веры»? Как понимает римский офицер то, о чем пишет апостол Павел: власть государственная, в частности римская власть, установлена, чтобы быть орудием в руках Промысла Божия, чтобы спасти мир от хаоса (Рим. 13, 1-6). «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано» (Кол. 1, 16). Если бы не было государственной власти, учит апостол Павел, то мир разлетелся бы вдребезги. Это очень хорошо знают те, кто хочет разрушить какое-нибудь государство, а затем погубить народ. Разрушить власть - значит допустить в мире хаос.

Священное Писание учит нас, что всякая власть установлена Богом. Противящийся власти противится Самому Богу и навлекает на себя гнев Божий. То есть независимо от того, кто находится у власти, христиане призываются к послушанию этой власти как Божию установлению. И неважно, сознательно или бессознательно действует власть в исполнении этой Божественной функции - хранении мира от хаоса - христиане призваны помогать ей в этом очень важном служении. Даже если у власти Нерон - гонитель христианской Церкви.

Когда же власть заставляет христианина поступать против веры и правды, справедливости и совести, то подобает нам услышать слово Божие, которое говорит, что мы должны слушать более Бога, нежели человека. В подобных случаях послушание власти становится непослушанием Богу. Во всех остальных случаях мы призваны быть послушными. Когда это послушание подлинно, Бог открывает Самого Себя за исполнение Его заповеди. Именно это произошло с простым офицером-язычником - за его глубокое понимание и смирение.

Евангелие об исцелении слуги сотника заставляет нас задуматься также и об ответственности тех, кто у власти, потому что офицер-сотник сам облечен властью и понимает, как распространяется эта власть. Все мудрецы говорят о том, что прежде чем управлять другими людьми, нужно научиться управлять своими собственными страстями. Это понимают даже язычники. Христиане же говорят об этом более глубоко: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5, 24-25). Кто Христов, тот должен плоть свою распять со страстьми и похотьми, если он хочет исполнять власть по-настоящему, в Боге, по-христиански.

Совершенно ясно, что недостаточно высокой личной нравственности, чтобы облеченный властью (например, в Церкви) мог ее осуществлять. Недостаточно священнику или епископу быть просто благочестивым. Он должен иметь еще другие дары, потому что от него зависят пути других людей. Требуется и рассудительность, и такое послушание Божией власти, знание воли Божией, которое обретается подвигом.

Велика ответственность облеченного властью за то, что происходит с народом. Святые отцы говорят, что правитель даст ответ перед Богом за то, что, например, он не защитил свой народ во время опасности по малодушию или еще по каким-либо причинам. Он даст ответ перед Господом, если вовлечет свой народ в несправедливую войну. Как страшно бывает наказание за пролитие невинной крови даже одного человека! Сколь более страшное наказание бывает, когда льется кровь многих и целого народа, именно потому, что несправедливо, безответственно поступает правитель этого народа! Власть, данную ему Богом, он обращает против Бога и против людей, которые вверены ему. За злоупотребление властью приходит новое зло, по этой причине бывают восстания, взрывы народной ярости. Даже сама природа иногда, кажется, восстает пожарами, землетрясениями, бурями и предупреждает о том, что власть попирает основы жизни, справедливости, порядка, на которые она должна опираться.

Безбожный правитель причиняет зло не одному только человеку, а целому народу. Этим злом может быть растление - уготовление вечной гибели для миллионов человеческих душ. И здесь ответственность правителя возрастает в еще большей степени, чем когда льется невинная кровь.

Святитель Тихон Задонский пророчески говорил, что не только власть, но и те, которые подвластны, ответственны за все, что происходит в отечестве и в мире. Приходит время, говорит он, когда не только каждый человек должен молиться о своих личных грехах, принося Богу покаяние, но весь народ должен сказать: «Мы согрешили пред Тобою, Господи. Все мы совершили беззаконие. Все мы виновны пред Тобою». В чем виновны? В убийстве царя - помазанника Божия. Именно поэтому мы получили власть, которая попирает все основы правды и справедливости. Вместо помазанников Божиих мы получили помазанников сатанинских, которые сменяют друг друга. Пока не будет в нас осознания тех простых истин, которые осознал язычник-сотник, пока не будет в нас никаких перемен, мы не приблизимся к Богу.

Власть - это Божие установление. И дай нам Бог молиться о том, чтобы Господь просветил наш ум и нашу волю. Чтобы мы, молясь святому царю-страстотерпцу, принося покаяние вместе с нашими отцами, как говорит святитель Тихон, с которыми мы согрешили, получили от Господа великий дар исцеления и помилования отроков наших и всего нашего народа.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. : Грех на русском народе есть - предательство. Но не цареубийство
2017-07-04 в 08:29

Уважаемый о.Александр! Вы пишите после слов святителя Тихона Задонского такую фразу без кавычек и судя по всему она лично Ваша, но не цитата святителя:
"В чем виновны? В убийстве царя - помазанника Божия. Именно поэтому мы получили власть, которая попирает все основы правды и справедливости. Вместо помазанников Божиих мы получили помазанников сатанинских, которые сменяют друг друга."

Тяжелое обвинение русского народа берете на себя. А ведь Вы - не Судья.
Когда приходит на суд невинный и, чтобы спасти убийцу из любви к нему говорит: "Это я убил, а не он!" То что делает судья? Разве прощает, разве оправдывает? Нет, он выносит приговор невиннному ВМЕСТО убийцы - за чистосердечное признание.

Так поступил невинный Христос. Это была Его воля.
Так поступил - и пошел на Крест ВМЕСТО своего русского народа - русский Государь. Это была Его воля.

А толпа всегда выясняла - кто прав, кто виноват, всегда обвиняла, распинала, а потом осознавала, искупала и каялась.
Много лет в Тайнинском русский народ кается по Чину покаяния, установленному РПЦ МП по 34 пунктам иудейских грехов от Царя Гороха. Вы этот чин знаете. И что же вы думаете, эти люди были прощены, оправданы и им был подарен просимый Царь? Однако! Смею Вас уверить, что все они - до единого! пошли в ад ВМЕСТО убийц, ритуально исполнивших злоейство.

На свою голову - чужое - в том числе и роль судьи - не ьерите и других к тому не призывайте.
Русский народ Царя не убивал. Власть, которую вы верно назвали сатанинской - и убила.
Грех на русском народе есть - предательство. Иудин грех. Не раскаемся - повиснем не на осине, так на газовой трубе. Это уж не нам решать теперь, а - СУДЬЕ.

Елена Родченкова-Кир
1. Серёга Чудиса : Власть – это Божие установление
2017-07-03 в 20:21

Согласен с тобой о.Александр. Добавлю. Может ли сейчас Россия считать себя приемницей святой Руси? Нет. Святую Русь начатую равноапостольным князем Владимиром мы прервали в 17 году отвергнув священодействующее коронование, литургию с миропомазанием и причащением по царскому чину. Зато сейчас наш президент зачитывает присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу." Колоссальная разница. Даже президент США клянётся на библии. И этого у нас нет. Не говоря о том, что текст присяги противоречит Новому завету.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме