«Это типичное проявление местного национального сепаратизма»

Священнослужители о намерении властей Татарстана принять закон, который позволит чиновникам на местах выписывать штрафы за отсутствие вывесок на татарском языке

Новости Москвы 
0
709
Время на чтение 11 минут

В Татарстане планируют принять закон, который позволит чиновникам на местах выписывать штрафы за отсутствие вывесок на татарском языке. Проект, инициированный вице-премьером республики - министром образования Энгелем Фаттаховым, во вторник одобрил профильный комитет Госсовета. Пока штрафы будут небольшие - от 500 до 1 тыс. руб. для должностных лиц, однако в будущем могут быть увеличены. В Госсовете ссылаются на Конституцию РФ, в ст. 68 которой говорится, что «республики вправе устанавливать свои государственные языки», пишет «Коммерсант».

Отметим, что 21 июня 2017 года в Москве состоялось очередное заседание международной общественной организации «Русское Собрание». На собрании прошло обсуждение причин и последствий татарского сепаратизма.

«Как бы вы прокомментировали разрабатываемые законопроекты, обязывающие применять национальные языки и налагающие штрафы за их неисполнение? Как вы относитесь к насильственному насаждению использования национальных языков в ряде регионов? Как можно штрафовать в России за использование только русского языка? Что будет следующим шагом - признание в этих регионах таких россиян "негражданами"? Не следует ли российскому парламенту принять закон, ограничивающий подобную законодательную деятельность региональных заксобраний и защищающий право россиян говорить, писать и работать только на государственном русском языке, если таков их выбор?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

По словам доцента кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председателя отдела религиозного образования Рязанской епархии протоиерея Сергия Рыбакова, «это формы дискриминации по отношению к государствообразующему народу, то есть русскому». «Одно из основных неписанных правил в России: малые народы берут на себя обязательство говорить или, по крайней мере, знать, понимать и использовать русский язык для межнационального общения. При этом государствообразующий народ гарантирует другим народам право использовать свой язык, развивать его. Это и есть тот консенсус, который позволяет с одной стороны русскому народу осуществлять свою государствообразующую миссию, а с другой стороны позволяет другим народам без ущерба своей этнической идентичности совершенно четко существовать в рамках единого государства во всей полноте, со своим вероисповеданием, культурой, языком», - отметил священник.

«К сожалению, сейчас складывается ситуация, и она характерна для всего мира, когда меньшинства любого характера начинают предъявлять особые права к большинству, требовать для себя каких-то преференций. И в этом отношении, конечно, необходимо государственное регулирование. Такие тенденции надо пресекать, не дозволяя дискриминации стать нормой в нашей стране», - уверен он.

«Что дальше - нетрудно вычислить, - продолжил отец Сергий. - Во-первых, возникнут неудобства для самих жителей национальных республик: житель Татарстана окажется неспособным жить вне пределов своей республики, то есть это приведет к неприницаемости языковых и культурных границ. Во-вторых, как следствие, возникнут религиозные границы. Эти условия благодатны для роста сепаратизма, который приводит к экстремизму.

Так что я подобные законопроекты отнес бы к экстремистским. Они насаждают представление о собственном превосходстве, особенно среди малочисленных групп населения».

Клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве протоиерей Андрей Спиридонов считает, что «это типичное проявление местного национального сепаратизма. И это не в первый раз в нашей истории. Если в Татарстане хотят, чтобы вывески были на татарском, тогда надо обязать, чтобы была вывеска и на русском языке в обязательном порядке. Иначе это дискриминация по отношению к русскому населению. Исходить надо из этого».

«Хотят сохранить национальный языковой колорит - пожалуйста, у нас в стране никто не препятствует этому. Но Татарстан, как и Башкирия, часть Российской Федерации, и общегосударственный язык у нас русский. Тогда надо штрафовать и за отсутствие вывески на русском языке, раз уж на то пошло. Безусловно, российский парламент должен защищать права россиян. Задача законотворцев, а потом исполнительной власти, принимать такие законы, чтобы в государстве был порядок и не было угрозы для разрушения этого государства. Но вот такие законопроекты в национальных республиках угрожают именно целостности нашей страны», - считает пастырь.

Руководителю отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии протоиерею Вячеславу Кочкину такая инициатива кажется искусственной: «Это стремление разбрестись, говоря библейским языком, "по своим палаткам". Тоска по 90-м годам, когда бывший президент Борис Ельцин говорил республикам, что они могут взять столько суверенитета, сколько унесут. Некоторые сепаратистки настроенные государственные деятели по этим временам скучают».

«Деление РФ не только на края, области, но и республики - тяжелое наследие Советского Союза, бомба замедленного действия в национальном устройстве нашего государства, которую заложил Ленин. Она до сих пор не обезврежена. На мой взгляд, нет смысла иметь в каких-то отдельных регионах дополнительные конституции, президентов, символы независимости - это расшатывает целостность государства. Это один момент. С другой стороны, если уже есть территориальное деление, мы должны уважать право людей на использование их родного языка в качестве государственного», - подчеркнул священник.

«Недавно я был в Татарстане (мои племянники учатся в Бугульме), - продолжил он. - И они спокойно изучают татарский язык, участвуют в городских олимпиадах, и даже занимают призовые места. Я только рад за них - очень плохо, если человек, который всю жизнь живет в национальной республике, не может связать двух слов на местном языке. Это тоже беда. Конечно, мы - Российская Федерация; согласно нашей Конституции, языком межнационального общения признан русский, и законное право человека, общаясь, участвуя в делопроизводстве или обучаясь, использовать именно этот язык, потому что помимо национальных объединений, которые у нас имеют свою государственность, много национальностей, которые не имеют своих национальных образований и даже не претендуют на то, чтобы где-то были вывески на их родном языке».

«Но я против того, чтобы делать что-либо насильственно. Мне кажется странным штрафовать за отсутствие вывесок на татарском языке и принимать соответствующие законы. Я также удивлен, что подобные законы существуют в других республиках. Я думаю, это прямое ущемление прав людей. Я далек от мысли, что в скором будущем люди, не знающие национальных языков и проживающие в таких регионах, будут считаться людьми второго сорта, но некий внутренний мелкий бытовой национализм всегда существовал и существовать будет - от этого никуда не денешься. Главное, чтобы он не принимал устойчивые угрожающие формы, при которых людей начинают делить на тех, кто знает язык, и тех, кто не знает. И третий момент - нужно уважать культуру, язык того народа, среди которого живешь. К сожалению, русский человек плохо изучает другой язык, другую культуру. Это тоже неправильно», - заявил он.

«Суммируя сказанное, скажу: все граждане нашей страны, независимо от национальности и религиозной принадлежности - полноправные ее члены, каждый имеет право говорить на своем родной языке, но обязан знать язык межнационального общения. Никаких насильственных действий для этого, особенно, со стороны власти, предприниматься не должно», заключил отец Вячеслав.

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области протоиерей Алексий Новичков напомнил, что «в основном законе гарантированы определенные права - следовательно, все, что вытекает из этого основного закона, без сомнения, должно приниматься».

«С другой стороны, - продолжил он, - мы прекрасно понимаем: когда начинаем что-то новое, у нас всегда возникает соблазн отказаться от уже имеющегося хорошего. Зачастую в угоду каким-то новым явлениям, которые принимает общество, мы вдруг начинаем бороться с уже сложившимися основами жизни. Вначале нам кажется, что они не представляют большой значимости, а потом, как выясняется, имеют решающее значение для многих. Если в Татарстане после появления каких-то названий на татарском языке не последует запретов на употребление русского языка, кириллицы, не начнется притеснение русской культуры в угоду татарской, в происходящем не следует усматривать угрозу. Главное - соблюдать разумный баланс и правильно расставлять приоритеты. Ценность татарской культуры будет только возрастать - по мере того, как будет утверждаться ценность русской культуры, того основного, цементирующего всю нашу огромную страну явления, которое позволит нормально развиваться любым народам, людям, культурным явлениям на нашей территории под эгидой культуры русской».

«Если никто не будет менять приоритеты и расстановку ценностных ориентиров, мы с вами сохраним себя, и любое развитие пойдет нам на пользу - тем более что сейчас нам необходима понятная всем постановка вопроса. Если мы не хотим включаться в мировые процессы, которые ведут к разрушению самостоятельности государства, основ этой самостоятельности - национальных культур, единственный способ противостоять этому - развивать национальные культуры, самоидентичность. Единственная культура, которая обеспечивает развитие национальности на территории РФ - культура русская. Только Русский мир способен обеспечить развитие и процветание малых наций, малых народностей, языков, - всего, что с этим связано. Если мы об этом забудем, конечно, нам грозит опасность. А если в Татарстане не перегнут палку, ничего плохого в происходящем там я не вижу. Это противостоит мировой тенденции по отказу от суверенитета, от самоидентичности в угоду непонятным новым нежизнеспособным культурным явлениям. Мы должны это всячески поддерживать», - уверен священник.

«Я был в Татарстане один раз - меня приглашали в Казань на «НеФорум блогеров». Это особый регион, который имеет такую специфику. Там мечети находятся рядом с православными храмами», - вспоминает председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии иерей Святослав Шевченко.

«Лично я не усматриваю в происходящем там сейчас никакой опасности, - признался священник. - Все вывески, которые я видел на госучреждениях, уже на двух языках, названия улиц тоже. Если бы это ввели резко, наверное, русскоязычное население было бы шокировано. Хотя к таким вещам отношение двойственное: все татары в Казани общаются на двух языках. Они легко разговаривают на русском, понимают русские тексты. Думаю, это попытка как-то зацементировать свою национальную гордость, но в этом, на мой взгляд, татарам нельзя отказывать - если такое позволяет закон. Мы все знаем, что произошло на Украине, в Конституции которой были прописаны и украинский и русский языки, но права последнего решили ущемить. Последствия этого хорошо известны».

«Власти Татарстана приняли такое решение на основании законов РФ, и ничего страшного я в этом не вижу. У меня, кстати, служит в Казани знакомый священник, и он говорит, что большинство членов правительства Татарстана - этнические татары. Но такое, я думаю, и в Якутии, и в Башкортостане. Это особая специфика таких регионов. Думаю, бояться не нужно - сотни лет татары замечательно уживаются с православными. Устраивают совместные богословские конференции, спортивные турниры. Там нет конфликтов - по крайней мере, я этого не наблюдал, и спокойно ходил по улицам. И чинить какие-то препоны, тем самым искусственно накаляя межнациональную напряженность, неразумно. Вот если бы там так же, как на Украине, стали настаивать, чтобы все таблички и документы были исключительно на национальном языке, тогда надо было бы бить тревогу», - полагает отец Святослав.

Как отметил клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент священник Филипп Ильяшенко, «за большинство проблем современной России мы должны "поблагодарить" тех людей, которые сто лет назад бандитским способом захватили власть в стране».

«Сто лет назад Российское государство существовало как некое единое сообщество народов с титульной русской нацией. И все народы, проживавшие в империи, имели равные права, статус и фактически возможности - за исключением, быть может, евреев. Более того - на национальных окраинах в ряде случаев по тем или иным причинам населению жилось даже лучше, чем в великорусском центре. И в таком немного дремотном, сонном котле все национальные противоречия переплавлялись в единое население единой страны. И вот в противовес этому единству было объявлено о праве наций на самоопределение. Это стало одной из причин Гражданской войны, когда оказалось, что все мы - не единый народ единой страны, а нации. Смысл нашего существования в том, что мы особенные, а раз так, и между нами есть какие-то особенности, претензии, в условиях революции единственный способ разрешить эти проблемы - гражданская война. Это сделало свое дело, как и известная ложь о земле, которая достанется народу, если он поддержит власть большевиков», - напомнил пастырь.

«Эта власть осталась, - продолжает он, - и основой создания нового государства стал принцип национальный. Государство составляется как некий союз национальных государственных образований. Ну и последствия, которые мы наблюдаем сейчас, в том числе приведшие к распаду Советского Союза - это, несомненно, национальные противоречия, которые были заложены в основу «великого государства Советский Союз».

«В свою очередь, можно утверждать: принятие законов, подобных действующим в Бурятии, Кабардино-Балкарии, Якутии и как внесенный законопроект в Республике Татарстан - меры, которые никоим образом не укрепляют единство страны, а наоборот, жестче обозначают внутренние границы. На уровне Конституции должно быть обозначено, что государственный язык в нашей стране - русский. Региональные государственные акты могут быть на национальных языках, но национальные языки не могут быть обзязательными языками официального делопроизводства. Возможно, есть такой мировой опыт, когда в отдельных регионах страны существуют отдельные языки, но настаивать на распространении, укреплении языка посредством вывесок невозможно. Мне кажется, это дискриминация русского языка и его носителей», - заявил священник.

«Если я, будучи гражданином России, еду в субъект РФ Республику Татарстан и занимаюсь там каким угодно делом, при этом вешая табличку, что я, Иванов Иван Иванович, живу в этом доме, а меня штрафуют за то, что это не написано по-татарски, - такое, конечно дискриминация русского языка. Очевидно, что за этим последуют и другие шаги. Сначала признается равенство языков, потом обязательность использования второго языка, национального, потом преимущество национального языка, которое так или иначе будет проявляться. А потом будет поражение в правах не-носителей национального языка. Мы видим, как это происходит на постсоветском пространстве. Если подобные законы принимаются в региональных парламентах, ответной мерой могло бы стать принятие закона, который запрещает, например, использование не русского языка в устной речи на территории исторических русских губерний. Это такое же по своей абсурдности требование», - справедливо отмечает отец Филипп.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии