itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Время выбора: в чьих руках сосредоточена мировая власть?

Профессор Валерий Расторгуев о критике Патриархом современного демократического мироустройства

Новости Москвы 
0
942
Время на чтение 5 минут
Как сообщалось, 8 июня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главами дипломатических миссий стран Латинской Америки в России.
В частности, Предстоятель Русской Православной Церкви негативно высказался о демократии и глобализации.

Заявление Первосвятителя проанализировал в интервью «Русской народной линии» доктор философских наук, профессор МГУ, заместитель главного редактора журнала «Трибуна русской мысли» Валерий Николаевич Расторгуев:

Святейший Патриарх Кирилл последовательно в течение многих лет проводит очень важную мысль о том, что само направление, в котором идет глобализация, разрушает не только основы традиционных укладов жизни всех без исключения народов. Глобализация унифицирует, обезличивает все сферы бытия на основе неких декларируемых идеалов демократии, но на деле деформирует до неузнаваемости сами эти представления о демократических ценностях и идеалах. Поэтому люди, полагающие, что они борются за установление демократии, на самом деле служат прямо противоположным целям.

На встрече с главами дипломатических миссий стран Латинской Америки в России Предстоятель Русской Православной Церкви обратил особое внимание на тот факт, что мир неоднороден, и эти деструктивные процессы совершенно по-разному протекают в различных регионах. Поэтому преждевременно говорить и о необратимости духовного разложения. Если кризис христианской веры наиболее разрушительно и злокачественно протекает в странах Западной Европы и Северной Америки, в результате чего именно эти страны, считавшиеся как бы лидерами христианского мира, уже перестают быть таковыми, то из этого не следует, что и другие народы попадут в эту ловушку: «В отличие от них, в Латинской Америке не продаются церкви для того, чтобы там были какие-то светские учреждения, так же, как церкви не закрываются, а, наоборот, во множестве строятся в России. У нас на подъеме религиозная жизнь ― и это тоже общее между Россией и латиноамериканскими странами».

Указал Святейший и на основную причину, превращающую глобализацию в процесс сугубо разрушительный. Эта причина – небывалая концентрация богатств в руках нескольких семейств и воистину чудовищное социальное расслоение. Добавим от себя, что такая диспропорция проявляется повсеместно, она не имеет отчетливо выраженного «национального лица», но чревата особыми социальными и политическими рисками для стран, не входящих в «клуб избранных». Сей закрытый «клуб» еще способен сохранять относительную устойчивость, поскольку высасывает соки планеты. Механика известна: это и неравноценный «обмен рент» (природной и интеллектуальной), что связано с скупкой патентов и «мозгов», и все та же нестабильность «стран-доноров», порождаемая социальным расслоением.

Поэтому «страны-доноры» можно в любое время погрузить в ситуацию «управляемого хаоса», спровоцировав потрясения и даже гражданские войны. За примерами далеко ходить не надо… Данное обстоятельство тоже служит предостережением и для России, и для латиноамериканских стран, и для так называемого «третьего мира». Впрочем, с ликвидацией биполярной системы, распадом Советского Союза и демонтажем стран «народной демократии» само понятие «третьего мира» потеряло былой смысл. Но осталось отношение к нему как к «третьесортному» со стороны «самоизбранных».

Это делает остроактуальным призыв Патриарха к диалогу между нашими народами и церквами. Это диалог может быть особо продуктивным, поскольку «проблемы, которые возникли в отношениях Церквей Востока и Запада, православных и католиков, во многом были связаны с историческим европейским контекстом. Но они не имели прямого отношения ни к России в то время, ни к Латинской Америке». Благоприятствует и тот факт, по словам Его Святейшества, что «руководители этих стран имеют горячее желание обеспечить поступательное развитие своих государств и обществ».

Однако Святейший обратил внимание на еще одну угрозу, которую не следует недооценивать. Речь идет о том, что невероятная концентрация собственности порождает и абсолютную концентрацию власти, что превращает демократию в откровенную фикцию: «Совершенно очевидно, что современная глобализация укрепляет позиции сверхбогатых людей, в руках которых сосредоточены колоссальные материальные ресурсы, а поэтому — и огромная власть, не подконтрольная ни правительствам, ни народам. И тогда возникает вопрос: а что такое демократия, если реальная власть не находится под контролем народа, и даже ни под контролем правительства».

Вывод, который можно сделать из сказанного Патриархом, заключается в необходимости поиска стратегии социального развития, основанной на принципах социально ориентированной экономики. Сама эта идея, казалось бы, ясно прописана к Конституции – это известный принцип построения социального государства. Но принцип этот существует пока только на бумаге, да и то поддается совершенно произвольному толкованию. Вероятно, по этой причине сам этот принцип все реже упоминается…

Сошлюсь на позицию Александра Сергеевича Панарина, на труды которого, кстати, Святейший неоднократно уважительно ссылался. Панарин утверждал, что в действительности во всем мире мы видим сегодня демонтаж самой идеи социального государства: «Социальное государство рухнуло, а торжествует новый феномен наглой социальной безответственности класса собственников, живущих по иному принципу: «Мы вам ничем не обязаны!» Это резкое суждение полностью подтверждается ныне. Не случайно наш президент все чаще говорит о кризисе концепция социального государства, сложившейся в XX веке, которая сегодня «не только не способна обеспечить устойчивый рост благосостояния, но порой и удерживать его на прежнем уровне».
Но именно сегодня, как никогда, нужна согласованная позиция светской власти, гражданского общества и церкви по отношению к социальному государству, основанная на глубоком понимании проблемы, имеющей явно выраженный духовный аспект. Это предполагает расширение горизонта, ибо идея построения социального государства – это не сугубо национальная идея, а планетарная, предполагающая смену ориентиров – от принципа «Мы вам ничем не обязаны!» («Ели Бога нет, то все можно») к признанию коллективно ответственности и высших ценностей, к социальному сложению.

При этом надо учитывать, что сосуществуют самые различные модели социального государства, отражающие этнокультурную и конфессиональную специфику, исторический путь и экономический потенциал различных стран и регионов. Необходимо выявить общие тенденции и общие угрозы, определить источник этих угроз и выработать общую стратегию. А уже на основании этой стратегии (программа-минимум) провести ревизию национального законодательства и всех социально значимых программ. И очень хорошо, что инициатива вновь исходит от Русской Православной Церкви. Напомню, что отсчет Третьего тысячелетие был ознаменован не только предощущением глобальной катастрофы, но и принятием Социальной концепции Русской Православной Церкви.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Время выбора: в чьих руках сосредоточена мировая власть?

Чем мерить будете? Вот вопрос.
Бондарев Игорь / 15.06.2017, 06:20
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Расторгуев
Политические игры в классиков и судьба учения Макса Вебера
О превращении рядового немецкого профессора в «классика по договорённости»
16.06.2021
Уйба ощутил себя отцом народа Коми
Слова главы Коми к жителям республики «у вас я — Путин» напоминают о забытом отеческом статусе русских губернаторов
28.05.2021
Как назовут эпоху Путина?
21 год назад Владимир Путин вступил в должность Президента России
07.05.2021
Выборы есть, а выбора нет?
Об особенностях российской партийной системы и о причинах снижения доверия к выборам
28.04.2021
Вождь — мой советчик
Как меня однажды спас Владимир Ильич
22.04.2021
Все статьи Валерий Расторгуев
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии