Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Тайна Святой Троицы

05.06.2017


Благодаря сошествию Святого Духа люди стали носить закон Божий в сердцах своих …

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Именно так мы начинаем всякую божественную проповедь. Именно с этими словами возрождаем в Таинстве Святого Крещения всякого приходящего от тленной, исключительно плотской, жизни, которую однажды наш Спаситель наименовал смертью (Лк. 9, 60), к жизни духовной, вечной.

В этих словах - преддверие непостижимой для плотского ума Тайны. Мы разумеем Тайну Святой Живоначальной Троицы, единосущной и нераздельной. Действительно: как единица может равняться трем? Почему тройственная Сущность неделима? Не нужно даже пытаться давать здесь какие-то однозначные и упрощенные ответы. Потому что в данном случае всякое упрощение будет граничить с кощунством и богохульством.

Нужно просто смирить свою человеческую гордыню перед величием Тайны и постигать ее не механистическими умственными манипуляциями, уподобляясь бездушному компьютеру, но особенным душевным чувством, называемом верою.

Что означают слова святой Библии: человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1, 27)? Бог по Своей природе бестелесен, а мы телесны. Да, вторая Ипостась Божества, Слово Божие облеклось в нашу бренную плоть. Но это было уже много позднее сотворения первого человека.

Что значат пророчественные слова праотца Адама, когда он впервые увидел Еву: «будут /два/ одна плоть» (Быт. 2, 24)? Откуда и здесь это странное тождество единицы и двойки, как в сокровенной жизни Божества имеется тождество единицы и тройки?

Вопросов великое множество. На один из них, однако же, дает ответ настоящий праздник. А точнее, кондак праздника, где присутствуют следующие слова: «Егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва». Единство людей в Боге – конечная цель божественного промысла о человеческом роде. Как Бог един в трех Ипостасях, так человечество призвано к единству в Боге во множестве ипостасей (то есть личностей). Это единство обеспечивается Святым Духом, Который сошел в виде огненных языков на святых апостолов на 50-й день от Воскресения Христова и Который призван пребывать в сердцах верных христиан до скончания века.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух, и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1 Ин. 5, 7-8).

«Дух, вода и кровь» - свидетельство жертвенного служения второй Ипостаси Божества ради спасения человеческого рода. Любовь Создателя к падшему созданию сделалась причиною столь великой жертвы. Не имевший греха Сын Божий восприял крещение от Иоанна в Иордане, пролил кровь на Кресте, предал Свой человеческий дух в руки Бога Отца.

Любовь – воистину ключевое слово для уразумения подвигом веры некоего начала Тайны Святой Троицы. В уже процитированном нами Первом Соборном послании Иоанн Богослов утверждает: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16), сообщая и этими словами тайну. Вообще, любовь есть чувство или состояние, присущее разумному и свободному существу. Почему это слово стало именем Божества? Не потому ли, что оно наиболее совершенным образом объясняет взаимные отношения трех Ипостасей Живоначальной Троицы? И не потому ли, что человечество, созданное по образу и подобию Божию, призвано к единству, достигаемому любовью, имея вечный и никогда не достижимый образец в Троице, единосущной и нераздельной?

Да, образом Божиим в человеке можно назвать и разум, и свободу воли, и бессмертие, и власть над сотворенным миром. Да, мы призваны стремиться уподобиться, насколько для нас возможно, Богу в святости, каковой призыв звучит, как в Ветхом, так и в Новом, Завете: «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 19, 2; 1 Петр. 1, 16).

Однако главенствует над всем промысл Божий о судьбе человечества в вечности, в Царстве Славы, в Горнем Иерусалиме, завесу над тайной которого лишь слегка приоткрыл Иоанн Богослов в своем Откровении. Живоначальная Троица будет вечным солнцем Нового Иерусалима. Бог будет вечно пребывать в людях, а люди – в Боге.

Неведомыми нам судьбами Божиими праздник Пятидесятницы, или день сошествия на апостолов Святого Духа, стал нарицаться на Руси Днем Святой Троицы. В этом наименовании заключается глубокая мысль. Потому что, благодаря сошествию Святого Духа, люди стали носить закон Божий в сердцах своих, сделались единомысленны в главном даже без порой взаимного друг с другом внешнего общения. Дарованное Церкви Христовой единство личностей в Боге призывает размышлять над Тайной Святой Троицы и, постигая эту Тайну, бесконечно приближаться к Божеству.

Плодом размышлений русского народа над обозначенной Тайной стал Свято-Троицкий Сергиев монастырь, а в особенности глубочайший богословский труд, выполненный, правда, не чернилами, а красками, одним из людей, в душу которых упал луч духовного света через великого Сергия, - иконописцем преподобным Андреем Рублевым.

Здесь три Ипостаси Божества явлены в образе трех ангелов. Хотя в качестве основы изображения взято земное событие, происходившее с определенными людьми (Авраамом и Саррой), в определенном месте (в дубраве Мамре) и в определенное время (перед гибелью Содома и Гоморры), можно сказать, ничего земного в иконе не осталось. Все земные вещи, превратившись в символы, неожиданно стали Небом. Вместо беседы о потомстве Авраама и о казни, грядущей на нечестивых, всякий, взирающий с верою на икону, становится созерцателем предвечного совета трех Ипостасей Божества о судьбе еще не сотворенного мира. Посреди Держащих совет – престол, а на нем чаша с закланным агнцем.

Здесь изображена та самая чаша, о которой молился Господь в Гефсиманском саду. Здесь - та самая чаша, из которой мы приобщаемся святых Христовых Тайн на божественной литургии. Вот она – связь с вечностью.

Вновь обратимся к Первому Соборному посланию апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: «Бога никто никогда не видел» (Ин. 4, 12). Это говорит свидетель славного Преображения Господня на Фаворской горе, это говорит свидетель Воскресения Господня и созерцатель тайн будущего века. Почему же он не только за себя, но и за всех людей вообще говорит такое? Потому что Бог настолько открывает Себя людям, насколько они способны принять бесконечный блеск Его славы. Существа же Божия увидеть просто невозможно.

Однако тот же Иоанн Богослов предлагает вернейший путь приближения к Богу и постижения Тайны Живоначальной Троицы: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4, 12).

Будем же единодушно, простив взаимные обиды, в этот святой день молиться Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому о нашем братстве во Христе, дабы в нас самих вновь и вновь, как в прежде нас бывших поколениях, осуществлялась и выражалась Тайна Живоначальной Троицы. Аминь.
 
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. М.Яблоков : Re: Тайна Святой Троицы
2017-06-05 в 11:13

"человечество, созданное по образу и подобию Божию"...

Человек создан по образу и подобию Божию. Т.е. каждый человек в отдельности, а не все человечество вместе. Где у отцов сказано, что все человечество - образ Божий? Весьма сомнительное утверждение.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме