Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Будет сила в руках, будут жить славяне в веках»

Юбилейный Всеславянский съезд (26 мая–3 июня 2017 г.) / 31.05.2017


Заметки игумена Кирилла (Сахарова) с Юбилейного Всеславянского съезда …

Съезд открылся гимном славян. В нем есть такие слова: «Будет сила в руках, будут жить славяне в веках». О.А.Платонов, вспоминая Пражский съезд 1867 года, подчеркнул, что он проходил в то время, когда активно шли объединительные процессы германских княжеств и на Апенинском полуострове. Процитировал Каткова, что Россия, инициируя съезд, не стремилась ни к расширению территории, ни к увеличению территории. Речь шла о Федерации и Содружестве независимых славянских государств. До политического объединения, однако, дело не дошло. Вопрос о консолидации славянского мира, экономика которого переживает не лучшие времена, остается по-прежнему актуальным. Необходимы усилия по преодолению искусственного разделения славянских государств. Их на сегодня 13 с 300 миллионов человек. 

«Да здравствует великая любовь славян друг другу и к России!» - пафосно закончил Олег Анатольевич свою речь. 

Президент Международной Славянской Академии С.Н.Бабурин сетовал на разрозненность славянского мира: «Славяне есть, а славянства нет. Нужно не просто поговорить, а осуществить славянское единство». Сергей Николаевич предупредил, что уход на Запад приведет к потере славянства. 

Запомнились выступления делегатов от Донбасса – лидера партии «Левый фронт» А.В.Смекалина и лейтенанта Народной милиции Р.В.Разума. Первый назвал Донбасс оплотом славянства, а второй подчеркнул, что в отличие от Украины, где было захвачено несколько десятков храмов Московского Патриархата, в Донбассе не был закрыт ни один православный храм. Роман Владимирович призвал присутствующих способствовать признанию ДНР и ЛНР. 

После завершения первой части пленарного заседания я направился в Храм Христа Спасителя для совершения молебна у мощей свт. Николы Чудотворца. У часовни напротив галереи Шилова, меня поджидала большая группа прихожан нашего храма. На молебне мы усердно молились об успешном проведении съезда. На следующий день участники съезда на теплоходе «Княжна Анастасия» продолжили свою работу. В конференц-зале теплохода на одном дыхании прошел молебен о путешествующих. Затем состоялся концерт, на котором особенно ярко выступил Р.Разум. Поздно вечером за всенощное бдение был прочитан чин 12 псалмов. Утром в воскресенье читали часы и пели обедницу. По окончанию службы к молящимся обратился священник из Черногории о.Иоанн. 

На секции «Славянская литература и журналистика» первым довелось выступить мне с рассказом о том, как живет моя малая родина – Луганщина. Я познакомил собравшихся с фактами геноцида жителей Донбасса, которые проживают на территории, занятой ВСУ. Эту информацию я почерпнул из своих многочасовых бесед с беженцами из казачьих станиц. На секции выступили президент Российского Фонда образования - Комков С.К., главные редакторы журнала славянского единства Линник «Слово» и «Молодой гвардии» Хатюшин. Главный редактор «Русской народной линии» А.Д.Степанов отметил очень большую российскую проблему – отсутствие идеологии. «Необходимо предлагать власти образ будущей России», - призвал он. Интересным был рассказ председателя Русско-сербского братства  И.М.Числова о свт. Николае Сербском. Илья Михайлович является главным редактором собрания его сочинений. 

В свободное время я старался как можно больше общаться с участниками съезда. Особенно запомнилось общение с белорусами и русинами. С белорусами прошлись по истории, много говорили о современном положении дел в их стране. По их словам, Беларусь переживает кризис: скрытая безработица, рост цен и т.п. Русины не теряют надежду на присоединение к России. «Момент, однако, был упущен. Надо было еще в советское время делать ставку на общерусское единство. Россия бездарно проспала Украину. Жители Закарпатья, хотя по-прежнему и не любят галичан, но многие из них перешли на украинские политические позиции».

Первую остановку мы сделали в городе Углич в воскресный день. Город сугубо праздновал память благоверного царевича Димитрия. На пристани нас приветствовали три священнослужителя во главе с игуменом Николаем. Олег Анатольевич вручил ему плащаницу, освященную на мощах свт. Николы. Основан город был в 937 году. Располагается он в 240 км от Москвы. Население его – 34 тыс. человек. Угличский Кремль в 7 раз меньше Московского. Стенами он не огражден – деревянное ограждение было разобрано в середине 18 века. На территории Кремля располагается 6 памятников архитектуры. Среди них церковь царевича Димитрия. Построена она была в 1692 году на месте его гибели. Западная стена четверика храма расписана сценами гибели царевича. 

Посетили Богоявленский женский монастырь. Обитель занимает целый квартал. Купола большого собора усеяны звездами. Строил Богоявленский собор (1843-1853 гг) К.Тон – архитектор Храма Христа Спасителя. Кроме собора есть еще Смоленская церковь (1710 год) и Преображенская (1713 год). Восстановлена монастырская колокольня. 

Вечером в конференц-зале В.Крупин читал свои короткие рассказы. Аудитория принимала их на «ура». 

Большая экскурсионная программа была по Ярославлю. В 2010 году город отметил свое тысячелетие. В длину он протянулся на 30 км, а в ширину на 20 км. На сегодня в нем проживает 604 тыс. человек. В Ярославле есть своя Красная площадь. Рядом с площадью стояла церковь прп. Симеона Столпника. Сейчас на ее месте памятник Ленину… До революции в Ярославле было 117 церквей. К настоящему времени сохранилась 70 из них, в том числе 38 действует. 40 городских храмов были построены в 17 веке, 16 из них сохранились, в частности Сретенская, Богоявленская (она построена в стиле московского барокко; ее называют «ярославской невестой»), Вознесенская, Архангела Михаила («гарнизонная») и Спасская. Когда-то город опоясывал вал с 16 башнями. Теперь на месте вала липовый бульвар. Сохранилась одна башня со Знаменской часовней на ней. Под башней проходил тоннель, где стояли стрельцы, следящие за отсутствием бород и длинных платьев у горожан. 

В Смутное время в Ярославле собиралось Народное ополчение во главе с князем Д.Пожарским и старостой К.Мининым. В течение четырех месяцев город был фактическим центром Руси во главе с Советом всея Земли. 

Побывали в Преображенском монастыре – его открытие намечается на будущий год. В Смутное время его пытались захватить поляки. 24 дня они безуспешно осаждали обитель. Под Преображенским собором и церковью Ярославских чудотворцев в подклетьях находятся усыпальницы. До закрытия обители в 1918 году в ней проживало полторы сотни монахов. В монастырской библиотеке было около 5 тыс. книг - именно здесь в 1800 году Мусин-Пушкин обнаружил рукописный список «Слова о полку Игореве». В 1918 году после подавления антибольшевитского мятежа часть монахов были расстреляны за то, что укрыли в монастыре 40 офицеров. В 50-е годы в обители открылся краеведческий музей. Вот уже 28 лет за монастырскими стенами проживает медведица. Вполне возможно, что она будет внесена в книгу рекордов Гиннеса. Рост ее – 2 метра, вес – 200 кг. Очень любит фрукты, овощи, вяленную рыбу, семечки и мед. Самое древнее сооружение обители - это его врата (1516 год).  Нижний ярус звонницы, где располагается церковь во имя Происхождения Честнаго Древа Креста, построена в 16 веке. Два верхних яруса в 19 веке. На колокольне находятся часы – их привез из Голландии для Москвы Петр I. Когда они пришли в негодность, их в качестве металлолома купили ярославцы и использовали для устройства своих часов. Нынешние часы были изготовлены в 1985 году по образцу старых. Зимой из-за опасения, чтобы не треснули колокольчики, часы не работают. Первые годы после закрытия монастыря часы отбивали мелодию Интернационала. 

Напротив монастыря находится Казанская часовня в память о Народном ополчении. Освящал ее Патриарх Алексий II. В 1994 году в Ярославле вновь открылся Казанский женский монастырь (до открытия в нем располагался областной архив). Есть еще Кирилло-Афанасьевский мужской монастырь – его я посетил последним, когда уже сам, покинув теплоход, в течении семи часов осматривал город. В действующем монастырском храме обратил на себя внимание чтимый список иконы Спасителя в прекрасном деревянном киоте современной работы и образ покровителей монастыря свв. Кирилла и Афанасия, перед которыми в искусно изготовленных ковчегах были частицы их мощей. 

На дверях одного из храмов обратил внимание на плакат с группой мужчин в кафтанах. Подумал: наверное, это из старинной фотографии взято. Оказалось, что в Ярославле имеется небольшая единоверческая община, активисты которой проводят занятия по знаменному пению. 4 раза в Ярославле был Иоанн Грозный. Приезжали Екатерина II (она жила здесь 2 недели) и Павел I. Дважды был Николай II. Здесь закончил свой земной путь опальный Патриарх Никон. 

Большое впечатление произвел восстановленный Успенский кафедральный собор города. Из всех восстановленных соборов, которые довелось видеть, он произвел на меня наибольшее впечатление. Восстановлен собор был к празднику 1000-летия Ярославля. Первоначально он был построен в начале 13 века. В 1501 году случился пожар уничтоживший храм. Главная соборная реликвия – мощи Василия Всеволодовича и Константина Всеволодовича, ярославских князей 13 века, обнаруженные при восстановлении и разборе завалов храма после пожара. В 1937 году боровшиеся с Церковью большевики взорвали храм (до его разрушения в нем был устроен склад зерна). При взрыве не обошлось без жертв: от сдетонировавшего снаряда, не взорвавшегося во время антисоветского восстания, погибло несколько человек. Предстоит еще восстановить колокольню (ее высота была 68 метров), а также расписать сам собор. Архитектор собора – Денисов – тот самый, который строил Храм Христа Спасителя. Высота собора 40 метров, вмещает он около 4 тыс. человек. 

В ограде собора современное скульптурное изображение Троицы, причем персты у каждого Лица в двуперстном сложении.

Очень понравился архитектурный ансамбль в Коровниках – он был передан в 90-е годы старообрядцам. Ансамбль состоит из двух храмов – святителя Иоанна Златоуста и Владимирского, святых ворот и колокольни (ее называют «ярославской свечой»). 

Посетил еще церковь св. Иоанна Предтечи (1671 год) – 16 лет он строился на народные деньги и церковь Спаса на Городу. В 2003 году этот храм освободили от склада и передали Ярославской епархии. Храм порадовал своей ухоженностью. Внутри храма обратили на себя внимание икона Всех Святых с частицами мощей 130 угодников Божиих и икона Богородицы «Умягчение злых сердец» так же с частицами мощей ростовских и ярославских чудотворцев. С внешней стороны храма два мозаичных изображения – Спасителя и Всецарицы. В притворе храма - назидательный стих, в котором были такие четверостишья: «Хоть ты парень, хоть девица – не посматривай на лица. Очи в землю опусти, о грехах своих грусти. Слушай пение и службу, разорви с бесами дружбу. Козни их не принимай, Слову Божию внимай».

Рядом с храмом св. вмч. Димитрия Солунского – церковь Похвалы Богородицы. В этом храме приложился к частице мощей великомученика. 

Церковь св. пророка Илии (1647-1650 гг). Закрыта она была в январе 1920 года и передана в ведение музея. С 1938 по 1941-е годы в ней находился областной антирелигиозный музей, в котором, в частности, находилась икона Толгской Божией Матери. 

Бывший Кафедральный собор. Рядом с ним Никольская церковь и крестильный храм во имя св. равноап. Князя Владимира. В ограде собора могилы ярославских архиереев – митрополита Иоанна и архиепископа Михея. 

Побывал в музее города. Запомнилась скульптура Ярослава Мудрого (1888 год, скульптор Антокольский). Запомнилось, что накануне революции Ярославль был одним из крупнейших промышленных центров России и одним из самых благоустроенных городов ее. Один из предков митрополита Филарета (Вахромеева) – И.А.Вахромеев особенно много сделал для города. 5 раз он избирался городским главой. 7 лет ярославским архиепископом был будущий Патриарх Тихон (в экспозиции музея находится его прекрасный портрет); владыка был почетным гражданином Ярославля. В июле 1918 года, когда подавлялся антибольшевистский мятеж, треть города была разрушена. Погибло много памятников, храмов, разгромлен Юридический лицей, где был штаб восставших. 

На подавление восстания было направлено, в частности, 22 отряда латышских стрелков. В годы Великой Отечественной войны немецкая авиация совершила 13 налетов на город. В общей сложности было сброшено около 5 тыс. бомб – пострадали все предприятия города, погибло 355 человек. Особенно мощным был авианалёт в июне 1943 года – тогда на город было сброшено полторы тысячи бомб. Из блокадного Ленинграда в Ярославль было эвакуировано около 600 тыс. человек. Уроженцем города был знаменитый певец Собинов – «первый тенор среди юристов и первый юрист среди теноров» - как называли его современники. Ныне на 110 га центральной части Ярославля имеется около 300 памятников.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России 
 
Владимир Крупин и игумен Кирилл 
 
Храм Илии Пророка 
 
Заметки игумена Кирилла (Сахарова) с Юбилейного Всеславянского съезда 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : автору
2017-05-31 в 14:27

Дорогой отец Кирилл!
Вы написали: "На секции «Славянская литература и журналистика» первым довелось выступить мне с рассказом о том, как живет моя малая родина – Луганщина. Я познакомил собравшихся с фактами геноцида жителей Донбасса, которые проживают на территории, занятой ВСУ. Эту информацию я почерпнул из своих многочасовых бесед с беженцами из казачьих станиц".
Отвечаю. Позор для казаков: бежать от врага!
Какое-то время были эти засратые "казаки" и в нашем городе. Придут здоровые мужики вместе с их бабами в женскую консультацию и рассядутся нагло на кушетках. А наши, местные беременные женщины, стоят. На замечания не реагируют. Только смеются. Этим... все условия, а наши. Так кого геноцид?
Помните, Вы же Вы были тогда ещё у нас в доме тогда, когда у нас работали ещё шахты. Помните, как Вы спускались в шахту "Зенковская"?
Так вот, шахт уже нет.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме