Резервный фонд в 2017 году истратят полностью, сообщил журналистам министр финансов Антон Силуанов, передает РИА Новости.
«Мы начнем использовать средства Фонда национального благосостояния, это в бюджете прописано», - добавил он.
По словам Силуанова, Минфин предусматривает восстановление Резервного фонда в следующем году. Фонд пополнят 623 миллиарда рублей нефтегазовых доходов за 2017 год.
Накануне сообщалось, что Минфин в этом году планирует направить на покрытие дефицита бюджета 1,061 триллиона рублей из Резервного фонда и 663,5 миллиарда рублей из ФНБ.
По данным на начало мая, объем Резервного фонда составлял 931,25 миллиарда рублей, или 16,34 миллиарда долларов.
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук профессор Олег Сергеевич Сухарев:
Еще в 2015 году эксперты предупреждали, что подобная скорость расходования резервных средств приведет к тому, что казна Резервного фонда опустеет к 2017 году. Министр А.Силуанов выступал с подобными заявлениями также примерно два года тому назад. Ныне он подтвердил свою прошлую прогнозную оценку.
Исчерпание Резервного фонда является символом того, что изначально организованная модель экономики в режиме откладывания на худой день каких-то средств («режим гобсека») себя не оправдала. Все эти годы часть нефтегазовых доходов откладывали в Резервный фонд вместо укрепления и развития экономической системы России. И когда наступили организованные ими же кризисные годы (2014-2015-2016гг.), Фонд не смог обеспечить затыкание образовывающихся дыр в полном объёме. Модель такого накопления («сберегательная модель») себя не оправдала. Спровоцированный кризис усугубил бюджетные проблемы, которые также надо было закрывать, сводя концы с концами. Все эти действия повлияли на расходование средств Федерального фонда без его добавочного пополнения.
Обратите внимание, что министр связывает свои ожидания пополнения фонда с сырьевым сектором, а не с реальными производствами, отдельные из которых показывают вполне приличные результаты - сельское хозяйство и оборонная промышленность. Почему? Не до жиру - быть бы живу. Даже не смотря на показатели роста, эти секторы развиваются на пределе возможного или «впритык». Иными словами, они не дают ощутимого темпа по возобновлению основного капитала и демонстрируют проблемы с наполнением оборотных средств. Наблюдаемая динамика - это развитие без запаса прочности, поэтому они не создают добавочного дохода, который можно было бы откладывать. Поэтому министр Силуанов справедливо связывает пополнение Резервного фонда с нефтегазовым комплексом. Пока ситуация не катастрофична, но мы получили серьезный сигнал, что модель экономики накопительства («гобсека») себя не оправдала. Это надо учитывать при расширяющейся риторике о новой сберегательно-инвестиционной модели экономического роста (анонсируемой отдельными чиновниками). Когда инструменты денежно-кредитной и бюджетной политики не позволяют преодолевать кризис и выйти на траекторию нового роста, то режим такого накопительства оказывается нецелесообразным. Сейчас Фонды почти пусты, а режим позитивной динамики пока не создан. И перспектива до конца 2017 года четко не прорисовывается.
Эти итоги являются плачевными и настораживающими. Кроме того, за 27 лет Россия не возобновила базовых макропоказателей 1990 года - объем промышленного производства, реально располагаемых доходов населения и объем инвестиций в основной капитал. В 2020 году мы нарастим только 10-12% по сравнению с 1990 годом по объёму сельскохозяйственного производства. Разумеется, это не результат развития великой космической и атомной державы, охватывающей 11 временных поясов.
Мне кажется, что повестка дня сегодня - кардинальная смена философии экономической политики и системы управления страной. И вновь Россия оказывается у черты: если в ближайшее двадцатилетие мы этого не сделаем, то нас сомнут. Похожую фразу однажды произнес Иосиф Виссарионович Сталин (применительно к десятилетнему промежутку времени). Но с 1928 по 1940 гг., в разы улучшили параметры развития страны и подготовились к Великой Отечественной войне, даже с учетом сильной неготовности, как сегодня принято говорить, но за двенадцать лет прогресс в развитии страны (и её обороны!) был весьма ощутимым. Сегодня, надо отдать должное, в области обороны, имеются хорошие подвижки, что именно связано с добротной системой управления, организованной С.К.Шойгу и его коллегами по Минобороны.
К глубокому сожалению, Россия подходит к выборному 2018 году в состоянии, когда надо менять кадровый и политический состав, институциональную базу развития, философию макроэкономической политики, структуру экономики и систему управления.
Фондирование экономики - это определяющий стратегический вопрос развития. Каким должен быть резерв и как распределить ресурсы между сбережением и использованием на развитие экономики. Если быть справедливым, то Антон Силуанов верно, по большому счёту, предупреждает, ибо ему, как должностному лицу, требуется защитить свои позиции. Ибо в первую очередь спрашивать будут с него. Его прямая ответственность - бюджет, поэтому он заранее предупреждает: ребята, не работает экономика. В этом смысле Минфин является подневольной организацией. Мне вспоминается поговорка: не стреляйте в пианиста - он играет, как умеет. Я прекрасно понимаю А.Силуанова, ведь исчерпываются резервные фонды, а пополнять их особо нечем - и он закономерно бьёт тревогу. Опять надежда на сырьевой комплекс? По крайней мере, это звучит. Где же успехи и рапорты о несырьевом развитии? С другой стороны, реальным секторам производства оставляют их доходы, чтобы часть их пошла на развитие.
Ситуация не проста и требует системных и систематических изменений, но без головотяпства и «новых либеральных фетишей».
1. Лукавый раб и лениаый