Общественники требуют привлекать операторов социальных сетей за хранение и распространение суицидального контента

Ювенальная юстиция 
0
200
Время на чтение 5 минут
На следующей неделе Государственная Дума рассмотрит во втором чтении пакет законодательных инициатив Ирины Яровой, направленных на борьбу с вовлечением детей в т.н. группы смерти в социальных сетях, сообщает РИА Катюша. Ряд федеральных СМИ, со ссылками на источники в аппарате Думы, уже сообщили, что закон будет принят, несмотря на критику Правительства и общественных организаций. Между тем, при всей очевидной необходимости данного закона, он содержит массу юридических огрехов, в частности в нем не прописана прямая ответственность операторов социальных сетей за уклонение от блокировки суицидального контента. Поэтому, в случае принятия закона в таком виде, он не будет представлять большой опасности для виртуальных детоубийц — но зато вполне может создать на «ровном месте» проблемы, скажем, для родителей.

Законопроект № 118634-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» предусматривает введение новой статьи 110.1 УК, вводящей ответственность за «склонение к совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства» (наказывается лишением свободы на срок до двух лет) и «содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению, а также обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства» (влечет лишение свободы на срок до трех лет).

В первом чтении законопроект был принят единогласно. Все выступавшие депутаты и представители фракций просили только одного — скорейшего принятия данного закона. Сама Ирина Яровая, представляя законопроект, говорила о том, что ее инициатива отличается от действующих запретов (имеется ввиду, статья УК о доведении до самоубийства и закон «О защите детей от вредной информации») системным подходом: «Это принципиально новые составы преступлений, которые будут наказывать за манипуляции с сознанием ребенка, обман, угрозы». При этом депутат, ссылаясь на эксперта в области киберпреступности Наталью Касперскую, совершенно справедливо заметила: «Мониторинг соцсетей показал, что это высокопрофессиональная организованная преступная группа по вовлечению несовершеннолетних. Специалисты Института им. Сербского фиксируют факт, что алгоритм воздействия на ребенка, то, как ведется с ним диалог – это все отработанные и высокопрофессиональные программы, которые не являются случайными или действиями маргиналов-одиночек».

Таким образом, никаких сомнений в том, что данный закон будет принят во II-м и в III-м чтении в самое ближайшее время (предварительно его рассмотрение назначено в Думе на 18 мая), нет.

Между тем, согласно заключению юристов Общественного уполномоченного по защите семьи в Санкт-Петербурге, законопроект не представляет реальной угрозы для организаторов и модераторов «групп смерти» - но зато содержит ряд неопределенных формулировок, которые могут привести к злоупотреблениям на практике — в частности, широко трактоваться против родителей.

В частности, законопроект требует, чтобы действия виновного лица были направлены на формирование у жертвы осознанного желания убить себя. В реальности же интернет-подонки действуют гораздо хитрее, предлагая способы «получить удовольствие», «обрести силу феи», преобразиться в любимого героя и т.п. — что, с юридической точки зрения, сложно квалифицировать как «формирование желания себя убить».

С другой стороны, ст.110.2 УК (по тексту законопроекта) признает способом совершения преступления «распространение информации», связанной с «побуждением к суициду». В силу расплывчатости формулировки по этой статье при желании можно квалифицировать репосты в социальной сети новостей, в которых описаны случаи самоубийства, даже если лицо, совершающие репосты, имеет целью простое сообщение новости или предупреждение других людей об опасности.

Вопросы у юристов вызывает и предложение авторов законопроекта наказывать за вовлечение в «противоправные действия, представляющие опасность для жизни»: просто потому что причинение человеком вреда самому себе не является «противоправным». Иными словами, предложение ребенку включить на кухне газ и лечь спать, чтобы, проснувшись, превратиться в фею, сюда не подпадает. Зато под широкую формулировку указанной статьи могут попасть неопасные случаи (например, когда родитель, подаривший ребенку планшет, не находит в себе сил и возможностей воспрепятствовать увлечению ребенком деструктивными играми в Интернете (как «иное вовлечение в опасные действия», совершаемое «иным способом»)).

Кстати, непосредственными кураторами суицидента становятся нередко лица, не достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности, поэтому их нормы проекта УК не коснутся.

Предусмотренное частью 2 статьи 110.1 «предоставление информации», «содействующей самоубийству», вполне может охватить случаи рассказа родителем ребенку о том, что определенное его действие повлечет опасные для жизни последствия. Еще шире можно трактовать «устранение препятствий к совершению самоубийства». Сюда могут подпасть открытые на проветривание окна, забытые на столе спички, оставленные в открытом доступе лекарства и тому подобные случаи, которые, вообще говоря, «могут содействовать самоубийству».

С учетом неадекватных «норм опасности» для ребенка, распространяемых последние годы ювенальными фондами среди правоприменителей по всей стране, можно предположить, что предлагаемые нормы УК могут обернуться именно против родителей. И будут использоваться разного рода шантажистами, в том числе несовершеннолетними детьми, которых на соответствующих уроках научат тому, что грозит взрослым за «склонение детей к опасной активности».

Но самое главное — в законопроекте Ирины Яровой НЕ прописана обязанность операторов социальных сетей блокировать «суицидальный» контент с суровой санкцией за неисполнение этой обязанности. Без нее закон работать, по факту, не будет – так как сейчас у администрации того же «ВКонтакте» нет никакого стимула удалять и блокировать опасные страницы (хотя такая возможность у них имеется). Как отмечают специалисты, «техническая возможность обеспечить доступ детей только к той информации, которая для них разрешена, отсутствует. На первый план выходит задача тотального контроля за содержимым интернет-сайтов и блокировка сайтов, содержащих информацию, пропагандирующую или оправдывающую зло, насилие, смерть, противоправные действия и т.д. Только в случае такого комплексного применения различных мер и подходов можно будет говорить о защите детей от вредоносной информации во всем интернет-пространстве».

В связи с этим юристы Общественного уполномоченного по защите семьи разработали пакет поправок к законопроекту Ирины Яровой, который был направлен Ирине Анатольевне и другим соавторам законопроекта, а также сенатору Елене Мизулиной.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ювенальная юстиция
Все статьи темы
Последние комментарии
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 13:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21