Пожалуй, самым алармистским, острым был доклад исполнительного директора Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Романа Силантьева «Прогностика террористических угроз в России». Докладчик рассказал о множестве примеров терроризма в России, связанных с экстремизмом запрещенной в РФ террористической организации ИГИЛ и других псевдоисламских организаций, извращающих традиционный ислам. Он говорил о том, что, как и в других странах, не обо всех случаях терроризма сообщают наши СМИ, о том, что количество терактов нарастает, что регионы, которые ранее не были затронуты этой бедой, как, например, Петербург, теперь также становятся опасными. Рассказал о практике вербовки и зомбирования будущих террористов, которых чаще всего ищут среди посетителей мечетей. По его мнению, эти опасные процессы будут и дальше нарастать во всём мире, в том числе в нашей стране.
К сожалению, докладчик не дал никаких рецептов избавления от этой угрозы, кроме дальнейшего совершенствования деятельности спецслужб. Однако, мне думается, что самая глубокая причина терроризма, тем более, связанного с религией, лежит в духовно-нравственной сфере, прежде всего, в понимании социальной справедливости и морали. Если в обществе царит вопиющая несправедливость, попираются нормы традиционной морали, угнетаются какие-то социальные и этнические группы, терроризм будет развиваться. Понятно также, что терроризм внедряют и поддерживают враждебные политические силы, но основная причина, всё-таки, несправедливое устройство общества, пропасть между богатыми и бедными, культ денег, потребления и гедонизма, пренебрежение именно религиозными ценностями веры, совести, добра и любви.
Кстати, в моем докладе «Тенденции изменений в духовно-нравственных ценностях российской молодежи» на основе данных социологических исследований последних 15-ти лет, выполненных под моим руководством, я обратил внимание на повышение значения именно ценности справедливости среди молодежи. Вместе с тем, несмотря на признание себя религиозными большинством молодых людей, вера среди других важнейших ценностей находится у них на последнем месте. Зато ценность семьи остается на первом месте, несмотря на сокращение числа официальных регистраций браков ( а «семья, как известно, малая церковь»). Сознание молодежи весьма противоречиво, например, дружба является одной из трех важнейших ценностей (наряду с семьёй и здоровьем), но число индивидуалистов уже повсеместно превышает число коллективистов. А прагматизм и рационализм уживаются с инфантилизмом.
Ещё одной тенденцией, как следует из докладов кандидата философских наук, доцента РГПУ им. А.И. Герцена Алексея Гайдукова (СПб) и Романа Шиженского, Екатерины Суровегиной из НГПУ им К. Минина (г. Нижний Новгород), является распространение движения русских неоязычников. Правда, докладчики подчеркивали, что для большинства участников это скорее игровое, досуговое времяпрепровождение. Но здесь есть и несомненное желание сохранить какие-то народные традиции, национальную идентификацию. Причем отношение к другим религиям и конфессиям у неоязычников весьма разнообразное. Поэтому к этому явлению следует относиться, как к неоднозначному противоречивому феномену, переплетению положительных и отрицательных элементов.
Таким образом, при общем благополучии религиозной, конфессиональной жизни на нашем Северо-Западе, существуют и противоречивые, и откровенно тревожные явления, которые нельзя оставлять без внимания.
Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России
49. Ответ на 43., Lucia:
48. Ответ на 11., Углич:
47. Ответ на 43., Lucia:
46. Ответ на 22., Георгий Н.:
45. Ответ на 29., Олег В:
44. Ответ на 41., М.Яблоков:
43. Ответ на 41., М.Яблоков:
42. Ответ на 41., М.Яблоков:
41. Ответ на 37., Lucia:
40. Ответ на 35., Георгий Н.: