Когда исчезают границы компромисса: готовы ли православные оправдать палачей Новомучеников?

Представители Сербской Православной Церкви обсудили с католиками вопрос «святости» «архиепископа геноцида» Алозия Степинаца

Генассамблея ООН по Украине  100-летие революции 
0
974
Время на чтение 8 минут

Неделю назад в Славонской Пожеге (Хорватия) приключилось вот какое событие: католические епископы Хорватии совместно с архиереями Сербской Православной Церкви обсуждали вопрос «Отношение архиепископа Степинаца к Сербской Православной Церкви с 1941 по 1945 год». На заседаниях, проводившихся 20 - 21 апреля, председательствовал в качестве официального представителя Ватикана французский кюре Бернард Ардура (Bernard Ardura), президент Папского комитета исторических наук.

По итогам встречи обе стороны опубликовали общее коммюнике, размещенное на официальном сайте Сербской Православной Церкви, в котором, однако, ничего не сообщается о выводах, к которым пришли участники встречи. Тема очередного (пятого) заседания Совместной комиссии будет звучать так: «Архиепископ Степинац и коммунистического преследование с 1945 по 1960 год». Учитывая это, можно сделать вывод, что в задачи Комиссии входит вопрос, так сказать, закладывания методологических основ «переосмысления отношения сербов к католическому архиепископу, чьё имя давно уже стало нарицательным».

Конечно, в сербской православно-патриотической среде весьма болезненно отреагировали и на само это событие, и на тенденции, и на фигурантов дела.

Со стороны Сербской Православной Церкви во встрече приняли участие митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович), митрополит Загребский и Люблянский Порфирий (Перич), епископ Бачский Ириней (Булович) и епископ Славонский Иоанн (Чулибрк). Некоторых этих владык в сербской ревнительской среде давно уже почитают чуть ли не тайными кардиналами, явными экуменистами и т.д. и т.п.

Ну, о тайных титулах рассуждать сложно, тут нужны факты, реконструкции могут привести к ошибочным выводам. Что же касается вульгарного экуменизма (т.е. политкорректной присяги на тему того, что все конфессии являются т.н. «ветвями»), то я убеждён, что означенные владыки никогда не исповедовали столь примитивной ереси. Все они прекрасно отдают себе отчёт в еретичности идеологов экуменизма, но ведь одно дело - принять идеологию, другое - решать конкретные вопросы с конкретными - подчас вполне симпатичными - людьми. Одно дело - катехизисы, другое дело - политические манёвры и учет реалий.

Говоря о политических манёврах, я не имею ввиду некие формы карьеризма, напротив, речь идёт о тех благих делах, которые, увы, порою становятся брусчаткой, мостящей путь в известном направлении.

С епископом Йованом (Невеном Чулибрком) мне довелось познакомиться ещё в сентябре 1999 в монастыре Печь Патриаршия (Косово и Метохия), на тот момент - сектор оккупации West. Иеромонаха Йована сёстры недолюбливали. Он напоминал «сербского о.Кураева», т.е. человека, способного к инкультурации некоего сообщения. Иеромонах Йован не просто свободно общался с представителями ведомства Бернара Кушнера (переходной администрации ООН на Косово), НАТОвцами и журналистами на пресс-конференциях, но мог говорить именно на языке собеседника, выстраивая аргументацию именно исходя из мировоззренческой матрицы собеседников. Можно сказать, что иеромонах Йован некоторое время был своего рода «министром иностранных дел» монастыря Печь Патриаршия. Он неплохо знал современную западную культуру, причём речь идёт не о попсе, а о серьёзных вещах, были у него кое-какие связи ещё по богемному прошлому, в молодости Невен Чулибрк был рок-критиком, был близок с великолепной группой из Македонии «Анастасия», сочетавшей в музыке электронику, славянский фольклор и православные византийские песнопения.

Особая заслуга иеромонаха Йована заключается в том, что он сумел выстроить поистине дружеские отношения с офицерами итальянской парашютной бригады «Folgore», что позволило потом активно заниматься спасением тех сербов, кого ещё можно было спасти, а также опознанием тел погибших страшным летом 1999 года.

Пользуясь случаем, в очередной раз повторюсь, что Косово является ярким примером того, как грязные дела делаются чистыми руками. Т.е. сами по себе НАТОвцы (в данном случае я говорю конкретно об итальянцах, португальцах и испанцах, с которыми много доводилось общаться, решая конкретные обыденные вопросы) оказались весьма симпатичными ребятами, вовсе не такими прожженными пройдохами, как представители разнообразных гуманитарных миссий. Но именно посредством этих чистых рук и возникает возможность реализации грязных дел.

К чему я всё это говорю. Наши сербские братья, в частности, мой друг, переводчик и издатель Ранко Гойкович, реагируют на происходящее очень эмоционально (впрочем, хорошо быть бесстрастным на расстоянии). В том, что сейчас происходит, они обвиняют конкретных действующих лиц, полагая оных ставленниками разнообразных неприятельских сил. Наверное, по большому счёту, так оно и есть. В одних ситуациях власть имущие дают зелёный свет лицам, страдающим тем или иным тайным недугом души, что делает ставленника марионеткой, в другом случае - открывается простор для творческой и плодотворной работы на благо ближних своих, но предполагается, что за возможность реализации этого доброго и полезного, придётся кое-чем поступиться.

Вопрос в границах допустимого компромисса. Когда наши сербские друзья начинают рассказывать о том, что митрополита Амфилохия сломали, шантажируя тем, что во время войн 1990-х годов он занимал последовательную «великосербскую» позицию, то я неизменно не соглашаюсь вот в каком вопросе. Глубоко убеждён, что владыка Амфилохий - как монах - не задумываясь взошёл бы на Голгофу личных страданий и не стал бы участвовать ни в каких торгах. Но, по всей вероятности, его поставили примерно в такие же условия, в какие поставили летом 1941 пленённого генерала Милана Недича.

У нас Недича привыкли обзывать и Квислингом, и Власовым и т.д. и т.п. Между тем, он служил гитлеровцам вовсе не ради каких-то «бочек с вареньем, корзины с печеньем», и даже не ради спасения шкуры. Находившийся в заключении пленённый генерал Недич получил ультиматум, суть которого сводилась к тому, что в том случае, если бы на оставшейся сербам части поверженного Королевства Югославия не был бы водворён порядок, то часть этих краёв будут переданы под управление усташам, часть - албанцам, часть - болгарам, Белград - непосредственно Рейху. Трудоспособное население будет депортировано и переселено в трудовые сельскохозяйственные лагеря, нетрудоспособное - депортировано в концентрационные лагеря. И вот генерал Недич посчитал, что в сложившейся ситуации гранью допустимого компромисса может стать сотрудничество с гитлеровцами в качестве управляющего на оккупированных территориях.

Что предлагали (и предлагали ли вообще) владыке Амфилохию, никто не знает и вряд ли узнает. Скорее всего, показали, что в случае его устранения Черногорско-Приморская Митрополия СПЦ быстро и без особых затей превратится в автокефальную Церковь государства Monte Negro. Со всеми вытекающими. Видимо, в сложившейся ситуации, мудрый и аскетичный владыка решил, что сотрудничество с условными глобалистами, выражающееся в некоторых показательных шагах, является допустимым компромиссом.

И вот уже мы видим фотографию, где четыре сербских архиерея заседают в зале, где на стенах висят портреты, изображающие человека, которого в православном мире именуют не иначе как «архиепископом геноцида», причем на портретах Степинац изображается с нимбами, что позиционирует эти картины в качестве подобия икон.

Представители Сербской Православной Церкви обсудили с католиками вопрос *святости* *архиепископа геноцида* Алозия Степинаца

Вот, что по этому поводу пишет Ранко Гойкович:

«У нас есть не только огромные подземные мегаполисы, наполненные телами зверски убитых сербов, но и грандиозные города «над Небом Голубым», наполненные сонмом живых душ.

Чтобы история не повторилась, нужно извлекать уроки. Сербы обязаны почитать своих умерших, которые погублены были только за то, что были они православными христианами. И коль уж мы считаем себя православными, то должны понимать, что по всякому лучше быть на стороне пострадавших за Христа, нежели на стороне убийц христиан. Если знаем это, то знаем и то, что мы не одни - за нами непобедимое войско сербских святителей и мучеников в Небесной Сербии.

И будет оно с нами до тех пор, пока мы не отречёмся от этого Св.Воинства».

Что тут ещё добавить...

Только одно. Мы, подобно нашим сербским братьям, тоже порою теряемся, пытаясь определить границы допустимого компромисса.

Позавчера мы искренне согласились с тем, что не всё при Советской власти было так уж плохо. Вчера признали то, что Россия дореволюционная была больна, и Революция стала своего рода хирургическим вмешательством. Это всё верно, отрицание этих вещей сужает наш горизонт и не позволяет делать выводов из истории. Никаких, кроме тех, чем были наполнены православно-патриотические издания 90-х годов, оказавшие определённое влияние на формирование картины мира, корпоративной, так сказать, нормы отношения к некоторым принципиальным предметам.

Потом мы начали мало-помалу переосмыслять отношение к некоторым вещам, которые на заре нового воцерковления России виделись совершенно бесспорными и знаковым.

Аккуратно и с оговорками признавая реальные социальные и культурные достижения Союза ССР; признавая наличие неизлечимых болезней в социо-культурном теле Российской Империи мы, всё-таки, благоговейно озирались на лики святых Новомучеников, на крови которых и возродилась на краткое время Русская Церковь.

Но вот когда наступил тот момент, что большевизм перестал восприниматься в качестве скальпеля Хирурга, а стал едва ли не воспеваться - как инструмент, поддержавший в относительной сохранности стены дома Российского, тут, видимо, что-то и произошло. Потому что как ни дороги нам стены дома, души жильцов всегда дороже стен жилища. Никто в добром здравии не станет нахваливать убийцу только лишь за то, что тот не дал развалиться жилищу убиенных.

Но, в жизни всё не так однозначно как в звучных притчах. Притчи, впрочем, хороши тем, что показывают ясное понимание иерархии ценностей.

Пока иерархия эта не будет подменена какими-то комбинациями, можно не переживать: благие намерения не станут брусчаткой, вымащивающей путь в известном направлении.

Представители Сербской Православной Церкви обсудили с католиками вопрос *святости* *архиепископа геноцида* Алозия Степинаца

Православные давно бьют тревогу в связи с попытками канонизации архиепископа Степинаца.

28 октября 2010 года в Санкт-Петербурге состоялась международная историко-богословская конференция «Православно-католический диалог после Ясеноваца». Конференция, организатором которой выступил исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, а информационную поддержку оказала «Русская народная линия», прошла в Петровском зале главного здания прославленного вуза (историческое здание Двенадцати коллегий). С докладами выступили ученые из Сербии, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Украины, Москвы и Санкт-Петербурга. Конференция была приурочена к выходу в свет русской версии книги итальянского историка Марка Аурелио Ривели «Архиепископ геноцида: монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941-45 г.».

К сожалению, опасения, выраженные на этой конференции почти семь лет назад, до сих пор актуальны. Опасность, увы, не миновала. Вот уже и в лоне Сербской Православной Церкви, похоже, нашлись апологеты «архиепископа геноцида».

Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»

Представители Сербской Православной Церкви обсудили с католиками вопрос *святости* *архиепископа геноцида* Алозия Степинаца

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
А так же о «Христианах без Христа»
17.04.2024
Американские христиане выбирают из двух зол
«Евангелизм трампистов или католицизм байденистов?»
16.04.2024
«Десантный батюшка»
О новой книге нашего постоянного автора
12.04.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
100-летие революции
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35