Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Египет глазами Цесаревича

29.03.2017


Заметки писателя Андрея Хвалина о вечере в Культурном центре Посольства Арабской Республики Египет в Москве …

В культурном центре (Бюро культуры) Посольства Арабской Республики Египет в Москве 24 марта 2017 года прошел вечер, посвященный визиту в Египет Наследника Цесаревича, Великого Князя Николая Александровича, будущего святого Царя-страстотерпца, в ходе своего большого восточного путешествия 1890-1891 годов. Организаторами выступили Посольство АРЕ в Москве и Юбилейный комитет к 130-летию путешествия на Восток Великого Князя, Наследника Цесаревича Николая Александровича 1890/91-2020/21.

На встречу пришли сотрудники египетского посольства, книгоиздатели, киноведы, востоковеды, арабисты, профессора и студенты различных московских вузов, в том числе - представители иностранных государств. Были искусствоведы, художники, преподаватели, журналисты, представители международных общественных организаций, в том числе - при ООН, одним словом, те, кто занимается профессионально или кого интересует история взаимоотношений между Египтом и Россией. Зал был полон.

Пока гости собирались, особую атмосферу Египта конца девятнадцатого века создавал показ слайдов: фотографий того времени, а также рисунков и гравюр художника Н. Каразина, сопровождавшего Цесаревича в путешествии на Восток. Открывая вечер, советник по вопросам культуры Посольства Арабской Республики Египет в Москве доктор Осама Э.М. Эльсерви передал приветствие посла Египта в России д-ра Мохаммеда Абдельсаттар Эльбадри и отметил особую значимость и уникальность повода собравшего в тот день людей в гостеприимном зале египетского Бюро культуры.

Надо отметить важную роль доктора Осама Э.М. Эльсерви в том, что этот вечер в рамках «народной дипломатии» состоялся. Он сразу же откликнулся на предложение Юбилейного комитета о сотрудничестве, почувствовав, как тонкий художник, уникальность и перспективность темы об историческом визите Наследника Цесаревича Николая Александровича в Египет для развития современных взаимоотношений между нашими странами. Будучи, с одной стороны, карьерным дипломатом, а с другой - профессиональным художником и скульптором, д-р Осама знакомит народы России с культурой Египта, а египтян с выдающимися деятелями культуры нашей страны. Например, в Твери установлен созданный им памятник Таха Хусейну - египетскому историку, крупному писателю XX века. Другой памятник, в МГИМО, посвящен востоковеду, составителю первого русско-арабского словаря - Х.К. Баранову (1892-1980) - создателю московской школы арабистики. Ряд скульптур д-р Осама посвятил выдающимся деятелям русской культуры: Петру Ильичу Чайковскому на территории театра Оперы в Каире; Николаю Римскому-Корсакову был открыт совсем недавно 6 декабря 2016 года в Каире. Там же установлена скульптура Антона Павловича Чехова на территории Российского центра культуры. Перед Египетско-российским университетом в Каире стоит памятник Дмитрию Ивановичу Менделееву. Бюст А.С. Пушкина поставлен на факультете языкознания того же университета, бюст Владимира Семеновича Голенищева, знаменитого египтолога, на факультете археологии Каирского университета. В Союзе писателей России - памятник египетскому прозаику и общественному деятелю, члену Академии арабского языка в Каире, Тауфику Аль-Хакиму Хусейну и др.

В России установлено много памятников авторства д-ра Осама, посвященных деятелям египетской культуры, таким как Аббас Махмуд аль-Аккад в Казани (копия в Белгороде). Памятник в бронзе выдающемуся мыслителю арабского Востока Ибн Хальдуну стоит под открытым небом перед Библиотекой иностранной литературы в Москве. В Центре восточной литературы в Москве на Моховой стоит подаренный д-ром Осамой памятник Сайеду Дарвишу - основоположнику современной музыки и автору гимна Египта (1892-1932). Всего же насчитывается около полусотни памятников, установленных в обеих странах.

Египетскому и российскому зрителю хорошо известна и живопись О. Эльсерви. Его выставки проходили неоднократно в Москве, Белгороде и др. Им написаны на русском языке книги о египетском искусстве, а на арабском - монография в четырех томах о русской скульптуре. За свою выдающуюся деятельность д-р Осама Эльсерви был награжден медалью Александра Сергеевича Пушкина, которую ему вручил Президент России В.В. Путина в Кремле в 2015 году в День народного единства.

Прекрасно, что такой незаурядный дипломат, талантливый скульптор, художник, видный деятель культуры пошел навстречу инициативе Юбилейного комитета провести вечер «Египет глазами Цесаревича». Д-р Осама считает, что «наши двусторонние культурные связи были укреплены знаменитым путешествием на Восток Наследника Цесаревича Николая Александровича, будущего правителя Российской Империи. В результате его визита в Египет возрос не только обоюдный интерес к культурному наследию России, но и выросло взаимное доверие между народами наших стран».

Необходимо также выразить искреннюю благодарность за организацию вечера членам Юбилейного комитета: президенту Международной неправительственная ассоциации «Природа и творчество» (МАПиТ) при ООН Л.А. Миловановой; обозревателю журнала «Международная жизнь» (МИД РФ) Е.Ю. Студневой; сотруднику Издательского Совета Русской Православной Церкви Э.Л. Михайлюк; профессору, д.ф.н. И.В. Бугаевой, а также иеромонаху Сергию (Баженову) за молитвы и духовную поддержку.

Ведущая вечера Елена Юрьевна Студнева кратко познакомила собравшихся с деятельностью Юбилейного комитета к 130-летию путешествия на Восток Великого Князя, Наследника Цесаревича Николая Александровича 1890/91-2020/21 годов. Он был создан в Москве в декабре 2016 года по благословению архиереев, священников, старцев Русской Православной Церкви и монахов Святой Горы Афон с целью придания грядущим юбилейным торжествам общероссийского и международного масштаба.

В число сотрудников и помощников Юбилейного комитета вошли архиереи, священники, представители синодальных структур Русской Православной Церкви, служащие, ученые, писатели, журналисты, предприниматели из Российской Федерации и зарубежных стран, по которым пролегал маршрут восточного путешествия будущего святого Царя Николая II Александровича.

Основными направлениями деятельности Юбилейного комитета на 2017 год определены следующие: во-первых, исследование архивных и иных источников, посвященных восточному путешествию Цесаревича, их комментирование и подготовка к печати; во-вторых, взаимодействие со средствами массовой информации для ознакомления как можно большей читательской и зрительской аудитории с путешествием на Восток Великого Князя Николая Александровича, создание и продвижение собственного интернет-ресурса; в-третьих, реализация программы «Мемориальная память» по установке вещественных знаков в местах, где побывал Августейший путешественник.

После своего вступления Е.Ю. Студнева предоставила слово председателю Юбилейного комитета, писателю А.Ю. Хвалину, который выступил с сообщением «Египет глазами Наследника Цесаревича, Великого Князя Николая Александровича». Выступавший, в частности, сказал:

«Взаимная любовь России и Египта длится века. Она длится дольше, чем Династия Романовых управляла Россией. Ведущие российские египтологи А.М. Васильев, М.А. Коростовцев, Г.В. Горячкин, В.В. Беляков и др. относят начало нашего межцивилизационного диалога к Средним векам (См., напр.: Коростовцев М.А. Становление египтологии в России // Изучение Африки в России. М., 1977. С. 5-15; Беляков В.В. Русский Египет. М., 2008; Горячкин Г.В. Русская Александрия: Судьбы эмиграции в Египте. М., 2010 и др.). Для сознания древнерусского человека Египет - это, в первую очередь, Южная Фиваида, где в Фиванской и Нитрийской пустынях зародилось христианское монашество в III-IV веках по Р.Х.

Восприяв христианство из Византии, Святая Русь с XIV века благоукрашается множеством северных монастырей, и, по аналогии с Южной, это явление получает наименование Северной Фиваиды. История «хождений» русских паломников к святым местам Синая находит отражение в памятниках древнерусской словесности, например: «Путешествие Аграфения из Смоленска в Египет», «Путешествие в Египет казначея великого князя Ивана III Михаила Григорьева», «Путешествие Василия Познякова на Ближний Восток», «Путешествие в Египет Василия Яковлева по прозвищу Гагара» и др.

С выходом русской православной цивилизации к Азовскому, Черному и Средиземному морям во время правления Династии Рюриковичей-Романовых русско-египетский цивилизационно-культурный диалог стал намного шире. В XIX веке в так называемой Новой Европе и России происходит всплеск интереса к египетским древностям и реалиям современной жизни. С открытием пароходных линий между Одессой и Александрией и с вводом в эксплуатацию в 1869 году Суэцкого канала российско-египетское взаимодействие приобретает разносторонний характер во многих областях: торговли, экономики, геологии, археологии, медицины, египтологии и арабистики. Именно в это время Государь Император Александр Третий решает послать своего Сына, Наследника Цесаревича Николая Александровича, в восточное путешествие с посещением Египта.

Путешествие Цесаревича Николая Александровича 1890/91 годов стало уникальным событием в летописи России. Путь на Восток будущего Царя Николая II есть ключ к пониманию имперской политики данного периода истории страны и верному российскому домостроительству в ближневосточном и азиатско-тихоокеанском регионе в настоящем и будущем.

По своей обращенности путешествие было эмблематично российскому гербу. При внешней разнонаправленности (Европа-Азия) его основной, духовный смысл был един, направленный на воспитание будущего правителя России обоедесноручным, т.е. одинаково правым признавался путь Императорской России, как на европейский Запад, так и на азиатский Восток. И внешняя политика объявлялась равнозначной внутреннему движению русской цивилизации на восток «встречь солнцу». Употребив современные аллюзии, можно сказать, что Великий Князь Николай Александрович, будущий святой Царь-мученик, стоял у истоков православного Русского мира.

Программа Восточного путешествия Цесаревича, которая обсуждалась на совещаниях у Державного Отца - Императора Александра III несколько месяцев, главной целью, как это ни парадоксально сегодня звучит, ставила поклонение святым местам. Первоначально было запланировано и посещение Святой Земли. Специально к этому событию была подготовлена к освящению церковь в Русском доме на Александровском подворье. Но по политическим причинам посещение Иерусалима Наследником Цесаревичем было отменено, что вызвало его крайнее разочарование.

В письме к начальнику Русской Духовной миссии архимандриту Антонину (Капустину) участник экспедиции князь В. Барятинский писал: «Его Императорское Высочество глубоко сожалеет о том, что в этот раз Ему не удалось выполнить душевное своё желание лично посетить Святой град и места столь дорогие всему христианскому миру и нашему Царскому Дому в особенности. Государь Наследник утешается мыслью, что Ему удастся в будущем посетить Иерусалим и поклониться Гробу Господню» (Письмо генерал-майора князя В. Барятинского, состоящего при наследнике цесаревиче великом князе Николае Александровиче, к архимандриту Антонину. Красное море, 30 ноября 1890 г. // Архив РДМ. Ф.1. Оп.1. Д. 1442. См.: Хвалин А. Имперский архив. М., 2014. С. 16-17). Однако посетить Иерусалим и «испытать блаженное чувство» святому Царю-страстотерпцу Николаю ΙΙ Александровичу так и не удалось.

Помимо основной, духовной, ставились и иные цели Восточного путешествия, а именно: образовательные - приобретение Цесаревичем опыта и знаний, необходимых для служения Царю и Отечеству. Ознакомление во время плавания: - на военно-морском судне с условиями флотской службы; а также знакомство с государствами, которые Его Императорское Высочество еще не посещал. Другими целями были: показать военную мощь России, воплощенную в судах эскадры. Затем, по пути следования по России, произвести осмотр казачьих войск по званию Верховного Атамана. Также изучить на месте важный вопрос «об устройстве сплошного рельсового пути в Сибири для облегчения снабжения европейской части России и освоения Дальнего Востока. Надо констатировать, что все поставленные задачи были блестяще решены, несмотря на трудности и непредвиденные обстоятельства.

Путешествие продлилось с 23 октября (4 ноября) 1890 года по 4 (16) августа 1891 года, то есть заняло более 9 месяцев. За время путешествия было пройдено 51 000 вёрст, из них 15 000 - по железной дороге, 5 000 - в экипаже, 21 900 - по морям, 9 100 - по рекам.

Путешествие началось в Гатчине после молебна. В Варшаве путешественники лишь пересели в заграничный императорский поезд. Однако в Вене пришлось задержаться. Но уже через сутки их встречал Триест - город и порт, принадлежащий Австрии, но расположенный на берегу Адриатического моря в Италии. В Триесте путешественники пересели на фрегат «Память Азова». Погостив в монаршей семье в Афинах (у крёстной матери Цесаревича Королевы эллинов Ольги Константиновны и её мужа Короля Греции Георга I), путешественники двинулись дальше. К ним присоединился Греческий принц Георгий.

Эскадра отправилась к берегам Африки, в Египет, где путешественники сделали первую большую остановку. C 10 (22) ноября по 27 ноября (9 декабря) крейсера стояли на рейде в Порт-Саиде и Измаилии, и две недели Цесаревич Николай со свитой знакомились с Египтом.

В основном сведения о восточном путешествии и посещении Египта Наследником Цесаревичем содержатся в книгах М.М. Денисьевского и участника экспедиции князя Эспер Эсперовича Ухтомского. Фундаментальный труд Э.Э. Ухтомского с прекрасными иллюстрациями художника Н.Н. Каразина, некоторые из которых были представлены, выдержал многочисленные переиздания. Ныне они доступны массовому читателю.

Иначе обстоит дело с собственноручными записями Великого Князя Николая Александровича, в которых зафиксировано его личное отношение к посещаемым местам. В 1923 году в Берлине в книгоиздательстве «Слово» были изданы Дневники Императора Николая II за 1890-1906 годы. Публикаторы, из имевшегося в их распоряжении объемного оригинала, выбрали только две страницы, посвященные многомесячному путешествию на Восток (Дневники Императора Николая II. 1890-1906 гг. Книгоиздательство «Слово». Берлин. 1923. С. 39-40). Кстати, именно эти две страницы посвящены визиту в Египет. Хотя даже в них по сравнению с оригиналом имеются непонятные лакуны и неточности.

В советском издании Дневников Государя Николая II Александровича 1991 года, подготовленном нынешним Государственным архивом Российской Федерации, вообще нет упоминания о восточном путешествии (Дневники Императора Николая II. М. Орбита, 1991. - 736 с. Издание ЦГАОР СССР (ныне ГАРФ).

Специально к нашему вечеру автор изучил Дневники Наследника Цесаревича Николая Александровича, хранящиеся в ГА РФе и относящиеся к его визиту в Египет, чтобы познакомить с ними собравшихся (ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 224 (1). Подробный комментарий и анализ «египетских» Дневников Августейшего путешественника еще впереди.

В дневниковых записях Цесаревича встречается, конечно, фиксация всех официальных мероприятий и контактов с представителями турецких и английских властей тогдашнего Египта. Но в данном случае нас, в первую очередь, интересует историческая, культурная и даже в некотором роде эстетическая сторона визита Наследника Цесаревича в Страну пирамид.

В первый день, в Субботу 10/22 ноября 1890 года Цесаревич пишет в своем дневнике: «Суэцкий канал. В 7 ч(асов) вошли в канал и ошвартовались в Порт-Саиде. Было ясно и дул свежий SO (юго-восточный ветер - А.Х.). Смотрели на толпу на пристани. В 10 ч(асов) пошли малым ходом дальше. Странно быть между Азией и Африкой. Несло песок с берега. В 7 ч(асов) пришли в Измаилию, где бросили якорь. Ночь была лунная. (Л. 318).

11/23 ноября, в Воскресение, запись сделана уже в Каире:

«(...) мы съехали с фрегата и отправились из Измаилии в Каир. Погода была как раз приятная; приехали в Каир в 12 ч(асов).

Встреча и въезд в гор(од) были очень торжественные. (...)После завтрака у Кояндера (имеется в виду Александр Иванович Кояндер с 1886 по 1902 год генеральный консул России в Египте - А.Х.) отправились с конвоем во дворец хедива отдавать визит. Курение трубок. Помещены в загородном дворце брата хедива. Обедали у себя в 7 ½. Катались с Джоржи (т.е. принцем Греческим Георгием - А.Х.) по иллюминации. (Л. 319)

Запись следующего дня:

«12/24 ноября. Понедельник.

Встали в 7 ч(асов) и через час поехали осматривать мечеть и цитадель. Зашли в офицер(ское) собрание английского полка и в их госпиталь. Посетили греч(ескую) школу, проехали по базару, арабский музей и магазин.

Завтракали у себя с Густав(ом) Шведским (имеется в виду наследный принц Оскар Густав Адольф Бернадот (1858-1950), будущий король Швеции Густав V (1907-1950), гостивший в то время в Каире - А.Х.). Ездили в музей египетских древностей. Обедали у хедива в 7 ½ ч(асов). Был отличный фейерверк на площади. Уехали в 10 ч(асов). (Л. 320)»

Следующая запись из дневника: «13/25 ноября. Вторник.

Удалось хорошо выспаться за все время после Афин. В 11 час(ов) поехали все вместе в шарабане к пирамидам. Хедив ждал нас там. Влез и слез с пирамиды Хеопса первым. Густав Гликсен снял нас на вершине. Завтракали в павильоне внизу. Смотрели на джигитовку бедуинов. Пили чай у Густава и Вики в их гостинице. Ездили на ослах. Обедали в 8 час(ов). В 10 ½ был раут на Ниле на дахабии Кояндера. (Л. 321)».

Отметим, что в записях «египетского» Дневника Наследника Цесаревича отражаются все важные для Августейшего путешественника детали следования по маршруту, день за днем. А маршрут был построен следующим образом:

После Порт-Саида, Измаилии и осмотра Каира оттуда по железной дороге на поезде Их Высочества со свитой проследовали в Ассиут (Сиут) (Средний Египет), где пересели на яхту и отправились вверх по Нилу. Приставали к берегу в Зохасе и Кенэ.

17 ноября, в Субботу, к 12 час. остановились в Луксоре. «Пошли осматривать Луксорский храм, а затем на ослах Карнакский храм. Поражающая громадина!, - записывает в Дневнике Цесаревич.

На следующий день, 18-го ноября, читаем в дневнике: «Поехали на ослах к гробницам фараонов, из котор(ых) осмотрели две самых интересных. Пешком перешли перевал, спустились к храму, в кот(ором) завтракали. Осмотрев колоссы Мемнона, вернулись на яхту в 4 час(а). В 7 ч(асов) пошли к нашему консулу; обедали у него по-арабски, т.е. ели пальцами. (...)».

19-го, в Понедельник: «В 3 ч(аса) пришли в Эдфу, - фиксирует в Дневнике Наследник. - Сели на ослов и поехали осматривать здешний храм - вполне сохранившийся...»

20-го ноября, во Вторник он записывает: «Рано ушли из Луксорских окрестностей и пришли в Ассуан в два часа. Странно находиться под тропиком. Температура была его достойна. (...) По жел(езной) дор(оге) объехали первые Нильские пороги. В лодках отправились осматривать их. Спускались вплавь арабы. Посетили храм на остр(ове) Филэ. (...)». (Л. 328)

От Асуана Августейший путешественник поворачивает назад, и на обратном пути останавливается 22-го ноября в Гиргэ, связанном с именем святого Георгия Победоносца, где жители города копты вышли с хоругвями на пристань, чтобы торжественно встретить и приветствовать Их Высочества.

По возвращении в Каир Наследник Цесаревич еще отправляется «на верблюдах и ослах в Саккард, где осматривает внутренность пирамиды и гробниц», а вечером посещает французский театр, как гласит дневниковая запись.

В последний день пребывания на египетской земле 26-го ноября, в понедельник, Наследник Цесаревич и сопровождающие его лица «в 8 час(ов) приехали в Суэц. Пешком добрались почти до судов». И уже на борту броненосца «Память Азова» Великий Князь Николай Александрович делает запись в Дневнике: «В 10 час(ов) была обедня (т.е. Божественная Литургия - А.Х.) на фрегате и завтрак в кают-компании. Разбирался в своем помещении - здесь я чувствую себя дома».

Но до родительского дома были еще тысячи миль и верст по морю и суше. Впереди Августейшего путешественника ждали: Индия, Цейлон, Сингапур, Бангкок, Китай, Япония, русские Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Чита, Иркутск, Красноярск, Ачинск, Томск, Тобольск, Омск, Оренбург, Уральск, Самара, Пенза, Рязань, Москва и наконец - Санкт-Петербург.

4 (16) августа 1891 г. царский поезд подошёл к станции Тосно под Санкт-Петербургом, где Великий Князь Николай Александрович был встречен Августейшими родителями. Уникальное по тем временам путешествие закончилось. Его итоги до сих пор имеют важнейшее значение для нашей страны и государств, которые посетил Цесаревич с визитами.

За время поездки по восточным странам и азиатской России Цесаревичу было преподнесено несметное число даров, многие из которых по-своему уникальны. Значительная их часть сохраняется в Кунсткамере. Предметы, привезённые Великим Князем Николаем Александровичем, в течение двух лет хранились в Аничковом и Зимнем дворцах, а зимой 1893/94 года экспонировались на благотворительной выставке, устроенной в залах Эрмитажа от имени Императорского Общества спасания на водах. Был на выставке и зал, посвященный визиту Цесаревича в Египет. В перспективе надо продолжить традицию знакомства российских граждан с плодами восточного путешествия и посещения Цесаревичем Египта в лучших музеях страны.

В самой же Арабской Республике Египет, где так любят бывать российские туристы, также можно провести художественные и этнографические выставки и другие памятные мероприятия. Можно открыть для гостей туристический маршрут «Египет глазами Наследника Цесаревича». А взгляд будущего святого Царя-страстотерпца Николая на Египет был и остается любящим. Ведь согласно его духовному завещанию: «Не зло победит зло, а только любовь». И наша сегодняшняя встреча - это яркое свидетельство торжества небесной и земной любви между Египтом и Россией».

После выступления А.Ю. Хвалина прошла демонстрация и обсуждение документального фильма о путешествии Наследника Цесаревича (режиссер В. Ловкова; при поддержке Министерства культуры РФ), который читатели могут посмотреть по ссылке. Обсуждение фильма и обмен впечатлениями о вечере состоялись за чашкой чая, любезно приготовленного заботами членов Юбилейного комитета и гостеприимных хозяев Бюро культуры Посольства Арабской Республики Египет в Москве. Принято решение продолжить сотрудничество. 

Андрей Юрьевич Хвалин, член Союза писателей России, российский общественный деятель, Москва

Фото Е. Студневой, Э. Михайлюк и автора 

Цесаревич Николай Александрович

Египет глазами Цесаревича 

Их Императорские Высочества на вершине пирамиды Хеопса

Египет глазами Цесаревича 

Египет. Цесаревич Николай Александрович (пятый слева) во время путешествия. 1890 г.

Египет глазами Цесаревича 

Д-р Осама Эльсерви, Л. Милованова, А. Хвалин, Е. Студнева (слева направо)

В культурном центре (Бюро культуры) Посольства Арабской Республики Египет 

Зал с вниманием слушает рассказ о визите Цесаревича в Египет

В культурном центре (Бюро культуры) Посольства Арабской Республики Египет 




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме