Как сообщалось, 17 марта в Патриарших палатах Храма Христа Спасителя в Москве прошло очередное заседание Президиума Общества русской словесности. Святейший Патриарх Кирилл, являющийся председателем Общества русской словесности, в начале заседания произнес вступительное слово.
В частности, Первосвятитель заметил: «За истекшее время мы на разных площадках обсуждали достаточно чувствительный для нас всех вопрос о том, что мы - старшее и среднее поколение - не смогли должным образом передать нашей молодежи то великое наследие, те сокровища отечественной литературы и искусства, которые мы получили от наших предков. Все это составляет культурный код - основу российской идентичности».
«Почему так произошло? - вопрошает он. - Почему старшее поколение не справляется с этой судьбоносной задачей? Казалось бы, интеллектуальный потенциал очень высокий, есть организационные возможности, а при надлежащих условиях могут быть и финансовые возможности. В чем же дело? Я бы очень приветствовал открытую дискуссию по этому вопросу. В результате обсуждений участники пришли к решению об объединении усилий в деле возвращения русской классики в пространство духовной жизни молодого поколения. Необходимо сделать все от нас зависящее для обеспечения преемственности базовых ценностей русской культуры и российской идентичности».
«Почему у современной молодежи не привита любовь к классике? Какие шаги нужно предпринять, чтобы взрастить в детях любовь к гениям русской литературы?!» - на эти вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов):
В русской классике содержится духовное сознание русского народа, на основании которого явились миру удивительные авторы и произведения, остающиеся для народов земли предметом изумления, загадок, источником духовной силы и нравственным ориентиром. За героями и сюжетами наших великих русских писателей и поэтов видится мне, некогда самому пришедшему к православной вере вслед за постижением глубин и высот русской классики, искренняя согласованность с духовной красотой и культурой Православия. Мне видится это в персонажах прозаических и поэтических романов Александра Сергеевича Пушкина, в трепетных и порывистых исканиях Чеховских героинь и героев, в парадоксальности и свежести чувств персонажей Николая Лескова. Русская поэзия на переломе веков с ее страдающими и кающимися душами, лирическими персонажами, за которыми угадывается сам автор.
В советские и постсоветские годы носителей православной культуры, да еще и объединенных светской культурой, было, раз-два и обчелся. Не было кроме светлейших единиц какого-то сообщества людей, верных Матери-Церкви, при этом приобщенных высокому слогу и русской классики.
Большая армия советских учителей русского языка и литературы, дай им Бог здоровья и долголетия, не принадлежали всей душой к Православию. А из православных воцерковленных людей немногие призваны к высокому педагогическому и учительскому служению словесности.
Находясь на кафедре теологии в составе факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета, мне очевидно, насколько глубоко единство наших первоисточников с соседними кафедрами - культурологии, русского языка и литературы, журналистики, настолько очевидна разобщенность этих образовательных направлений в наше время, а, следовательно, и профессионального служения.
Мы надеемся на поддержку нашего проекта, в котором мы пытаемся объединить студенческое просвещение всех жизненно важных для страны образовательных направлений. Мы подавали на Президентский грант, но не были удостоены государственного финансирования. В этом проекте мы изложили пути, которые могут привести к приобщению наших словесников к православной культуре, а наших теологов к учительскому и филологическому служению.
Думается мне, что как раз на пересечении этих профессиональных служений можно ожидать плодотворной деятельности в молодежном, образовательном пространстве. А почему этого не было прежде? Причиной этого является разобщенность церковной части с педагогическим и учительствующим сообществом.
5. Re: В русской классике содержится духовное сознание русского народа
4. Re: В русской классике содержится духовное сознание русского народа
3. Re: В русской классике содержится духовное сознание русского народа
2. Re: В русской классике содержится духовное сознание русского народа
1. Re: В русской классике содержится духовное сознание русского народа