itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русская культура - прививка от бездуховности

Известные пастыри о том, как предотвратить скатывание молодежи в гуманитарную катастрофу

Александр Сергеевич Пушкин  Семья  ЕГЭ 
0
767
Время на чтение 10 минут
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Общества русской словесности, прокомментировал уровень гуманитарных знаний у современной молодежи. Владыка, в частности, сказал:

«Каждый год мы принимаем новых студентов в Сретенскую духовную семинарию. Больше половины - это вчерашние школьники, остальные — молодые люди с высшим образованием. Уровень их гуманитарной подготовки просто ужасает, хотя многие закончили школу с прекрасными оценками. То же я слышу от ректоров и преподавателей светских высших учебных заведений… Справедливости ради следует сказать, что на каждом курсе есть один-два неплохо подготовленных студента, но таких — единицы. Советский выпускник-середнячок образца каких-нибудь 1975–1980 годов — корифей по сравнению с отличниками ЕГЭ-2016».

Он сослался на нашумевший видеоролик, где молодые люди не могут ответить на простейшие вопросы – кого свергли большевики, в каком веке жил Пушкин, кто написал «Войну и мир». Они либо дают совершенно безумные ответы, либо извиняются фразами вроде «Я в школе плохо историю учила», либо жалуются, что вопросы слишком сложные.

«Корреспонденты опрашивали студентов вузов и молодежь с высшим образованием. Многие молодые люди отказывались, говоря, что не готовы отвечать на вопросы гуманитарного характера. Представленное — отнюдь не выборка худших ответов: таково было наше условие, об исполнении которого нас заверили работники телекомпаний.

Готовя к публикации этот ролик, мы вначале хотели скрыть лица молодых людей. Но потом решили оставить все как есть. Во-первых, молодые люди, отвечающие на наши вопросы, — на удивление живые, симпатичные, находчивые и умные (это не ирония). А во-вторых, по моему убеждению, не они виноваты в том, что практически не знакомы с литературой, искусством и культурой России — великим наследием не только нашей страны, но и всего человечества. А ведь это достояние принадлежит в первую очередь именно этим молодым людям — по праву рождения, по праву родного языка. В создавшейся ситуации виноваты действительно не они, а те, кто не передал им их законное духовное наследство. Это не кто иные, как мы — люди среднего и старшего поколений. Мы и виноваты.

Наши родители и деды в непростых, мягко говоря, условиях XX века смогли передать нам бесценное сокровище — великую русскую культуру: литературу и искусство, привить вкус и любовь к ним. Мы, в свою очередь, должны были сделать то же для следующих поколений. Но исполнить свой долг не сумели», - сказал владыка Тихон.

«Чем, на ваш взгляд, объясняется, что люди, благополучно сдавшие ЕГЭ и поступившие в вузы, обнаруживают совершенную гуманитарную безграмотность? На каком этапе происходит "сбой", чья тут вина прежде всего – родителей, школы, системы образования в целом? Можно ли исправить ситуацию – учитывая, что ровесники тех же молодых людей уже преподают в школах? Если да, то как?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что «надо перестраивать коренным образом всю систему образования. И владыка Тихон прав, потому что вопросы образования и интеллектуальной готовности встречать вызовы современности близки для людей, которые выберут стезю духовную и светскую. И для тех и для других нужен фундамент, которым должна быть хорошая общеобразовательная платформа, а она как таковая сейчас отсутствует и в школах, и в вузах».

«Та, которая существовала в советское время, предполагала набор обязательных предметов, формирующих общее мировоззрение человека, - отметил он. - Например, для чего человеку нужны знания об астрономии, физике, химии, если он хочет изучать гуманитарные дисциплины? Да просто чтобы иметь полноценный уравновешенный взгляд на мир в его совокупности. Иначе на выходе получится невежественный человек. То же самое происходит в высшей школе. Первые три курса вуза всегда изучали общеобразовательные предметы. Человек, который должен стать инженером-строителем изучал и электротехнику, и химию, хотя, казалось бы, ему нужен только сопромат, - но он выходил инженером с общеинженерной подготовкой. Сейчас просто безвременье и нет людей, которые бы сказали, именно это надо делать и только вот так. Не потому что это принесет доход и повысит эффективность выпускников, а просто потому что иначе выпускник вуза будет неучем».

«Я окончил школу в начале 60-х, - вспоминает пастырь. - То есть нам досталась школа, которая была в значительнейшей степени наследницей универсального гимназического образования – изучение минимума по всем предметам. Сейчас что входит в концепцию образования? Я знаю профессиональных педагогов, они просто не знают, кого готовить в качестве выпускников школ и институтов. ЕГЭ - вообще диверсия против нашей школы, и не потому что методологически несостоятелен, а потому что искалечил весь процесс получения образования. Сейчас можно усовершенствовать или даже отказаться от ЕГЭ, но это не просто компьютеризированная система оценки знаний, это их формализация, которая выхолащивает содержание. Поэтому и без ЕГЭ можно дальше продолжать делать из наших детей "Иванов, не помнящих родства" и невежественных членов общества потребления. Но когда ЕГЭ во главе угла – это полное уродство, имитация образования».

«Надо вернуться к сущностным вопросам, - призвал отец Александр, - а сейчас об этом никто не говорит, и даже нынешний новый министр Ольга Васильева, вроде как консерватор и воцерковленный человек, не решается сказать об этом. А что говорили на эту тему Фурсенко и Ливанов – уму непостижимо. Они сами являли лицо невежественного члена общества потребления и откровенно готовили «квалифицированных потребителей». И пусть Васильева обличена огромной властью, но она одна ничего не сделает. Нужна система, которую сегодня надо воссоздавать с нуля. Кто способен это сделать? Никто! Разве что родители, у которых еще осталось представление о целях образования, должны все брать в свои руки и делать все возможное. Спасение утопающих – дело рук самих топающих. А мы тонем».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, полагает, что «владыка проанализировал очень интересные данные, которые красноречиво свидетельствуют, что уровень образования в нашей стране стал катастрофически низким. Исследования наглядно показали: это действительно так».

«Кто тут виноват? – вопрошает отец Александр. - Владыка правильно ответил на этот вопрос – конечно, наше поколение. Поколения наших отцов и дедов создавали страну, формировали научные, технические, промышленные направления. Сколько было талантливых людей в искусстве, литературе! А сейчас общество стало прагматичным, люди не ставят перед собой высоких задач. Реформы направлены на снижение уровня образования. Вот и наблюдается такой страшный разрыв между реальностью и традицией – наши дети вообще не знают русской классики. Казалось бы, это одна из мировых вершин, - а наши собственные дети знают ее плохо!»

«Что делать в этой ситуации? Мне кажется, нужно понять, в чем заключается цель образования, - подчеркнул он. - Иначе можно предпринять очередные реформы, но они тоже будут иметь нежелательные для нас последствия, побочные эффекты, приведут не к тому результату, и опять что-нибудь придется переделывать. Должна быть обозначена стратегическая цель, и тогда можно к ней двигаться, изыскивая средства, которые помогут ее достичь наиболее эффективным способом».

«Это задача стоит перед всем нашим обществом - и зрелым поколением, и молодыми людьми. Она многонациональная. Должно быть широкое обсуждение, и необходимо принять такое решение, которое народ с энтузиазмом воспримет, и будет внедрять. А исследование, которое провел владыка Тихон мне, повторюсь, кажется интересным, значимым – можно только поблагодарить всех, кто его организовал и провел», - заключил пастырь.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, сказал: «В одном не соглашусь с владыкой Тихоном – сам-то он многое сделал для того, чтобы передать людям исторические и культурные ценности нашего народа, и до сих пор трудится на этой ниве. Так что владыка скромничает, когда говорит обо всем обществе – есть люди, которые всегда этим занимались и будут заниматься».

«Я бы разделил два понятия – такие, как успешная сдача ЕГЭ и хорошие знания в гуманитарных науках, потому что контроль сдачи ЕГЭ у нас не на должном уровне, - уверен отец Вячеслав. - Люди умудряются одним им известным способом получать высокие баллы и спокойно поступать в институт, при этом не владея никакими знаниями. Это вопрос к организаторам ЕГЭ. Я общался с учениками, заслуженно получившие высокие баллы, видел вопросы госэкзамена, пытался на них отвечать, и ответственно заявляю: если у человека 70 и выше баллов по русскому языку и литературы, он хорошо образован».

«С культурой, конечно, вопрос другой. Что нам предстоит в первую очередь? – задается он вопросом. - Повысить общекультурный уровень нашей страны. Обратите внимание: политики, дикторы на телевидении позволяют себя нецензурную лексику. У них бедный язык, неграмотная речь. Необходим государственный цензор, который должен поднимать планку. Раньше мы учились у наших дикторов говорить правильно, а что сейчас? Конечно, проблема заключается еще и в том, что мы разрушили родную советскую школу, и переходим на западную систему образования. Это губительно для нашего народа. Мы получали фундаментальное образование по многим направлением. Человек, который в то время заканчивал десятый класс, мог ответить на многие вопросы, о которых сейчас среднестатистический выпускник даже не имеет понятия. Почему? - а потому, что тогда был высокий уровень образования и у преподавателей. Но с той заработной платой, которая у нас сейчас и с такой загруженностью, учится в институты на преподавателей (в частности, русского языка и литературы), идут люди не с высшим баллом, а те, кто больше никуда не поступили - давайте это признаем. И эти люди, которые не хотели учиться и ничего не знают, будут пытаться учить наших детей? Такого быть не должно».

«Пока в нашей стране профессия учителя не станет престижной, не о чем говорить нельзя, - подчеркнул пастырь. - Вспомните советское время – самыми уважаемыми людьми были учителя, врачи. Сейчас это самые неуважаемые профессии по одной лишь причине – заработная плата у врачей и учителей смешная. А в тех учреждениях образования, где учатся отпрыски богатых людей, учителей вообще ни во что не ставят».

«Еще одна большая проблема – перестроечное поколение фактически выросло беспризорным. Родители были вынуждены решать экономические вопросы, семьи выживали, а детьми заниматься было некогда. И сейчас это поколение выросло - вот она, утрата исторических, гуманитарных связей. В результате те дети ничего не получили, и что они могут дать своим детям? А основное образование закладывается именно в семье», - пояснил священник.

«Еще одна огромная проблема, которую нам в ближайшее время нужно решить – закрыть все непотребные интернет-сайты. Государство должно набраться смелости и сказать: "Мы берем ответственность за будущее поколение и закрываем все эти сайты". У нас огромное количество людей вместо того, чтобы читать книги, просто зависает в интернете. Интернет-зависимость приобрела такие масштабы, что даст фору наркомании и алкоголизму, - обеспокоен пастырь. - А это так же тяжело лечится, как и перечисленные мною недуги».

«И главная наша проблема – бездуховность. Если мы возьмем литературу, которую учили даже при советской власти, увидим, что она ведет к высоким нравственным идеалам. Я посмотрел в одном из наших областных лицеев список западной литературы, которую школьникам предлагают сейчас – это пропаганда наркомании, ранней беспорядочной половой жизни – всех тех пороков, которые только можно себе представить. Нашему государству необходимы нравственные критерии (а они могут быть только христианскими, без этого невозможно говорить о какой-то культуре). Обратите внимание: недавно у нас прошел праздник - День православной книги. Церковь всегда уделяет ему большое внимание, проводит множество мероприятий. Почему? – А с этого все и начиналось. А как к этому отнеслось государство? Да никак, - констатировал он. - Следующая проблема – отсутствие поддержки библиотечной сети. В селах с низкой плотностью населения библиотек на селе не останется. А библиотекари, помимо выдачи книг, проводят много различных культурных мероприятий. Если этот последний очаг культуры на селе погаснет, как быть?»

«Так что проблем много. Мы всегда думаем, что в государстве на первом месте должна быть экономика. Нет, - убежден отец Вячеслав. - На первом месте всегда была духовность. Если мы ее убираем, все заменяем рублем или долларом, получаем среднестатистическую личность, которая идет с телефоном и бутылкой пива в руках. Дай Бог нам мужества все это осмыслить и попытаться изменить».
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, сказал: «Владыка Тихон и сам подробно рассказал о причинах, по которым мы наблюдаем столь низкий уровень образования современных школьников. Наше образование находится в процессе постоянной реформы. Иногда непонятно, видят ли люди, которые совершают реформы, конечную цель, или это реформы ради реформ, без постановки каких-то задач – воспитательных, образовательных, патриотических, духовных? Из-за этого и происходит чехарда, напряженность, которую ощущают учителя, директора школ. Они больше всего озабочены правильным составлением бумаг, количество которых постоянно растет. Педагоги перегружены».

«Если государство хочет изменить ситуацию, нужно поддерживать профессионалов в области образования, которые добились успехов, - быть может, имеют научные степени. Не допускать в "высший чиновничий эшелон" лишних людей, чьих-то родственников, попавших туда непонятно по каким причинам. И второе – нужно четко формулировать цели, задачи, и желаемый результат – то, чего хотят видеть от школьника, закончившего девятый или одиннадцатый класс», - заключил отец Николай.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил: «Мне кажется, здесь комплекс причин: невозможно исправить одну, чтобы все было в порядке. Заканчивается второе десятилетие XXI века, и нынешнее поколение уже не просто постсоветское, а постперестроечное, когда у людей нет четких ориентиров в жизни. История и литература - это идеологические предметы. И что они должны воспитывать в молодом поколении? Ни один учитель сегодня, к сожалению, толком на этот вопрос не ответит. Идеология должна быть, и нужна цель: чему должна научить литература и история».

«Сложностей добавляет и ЕГЭ – люди не учатся думать, анализировать. А раньше для выпускного сочинения надо было прочитать кучу литературы и проанализировать произведения. Сейчас просто натаскивают детей на стандартные вопросы, как попугаев. И эти знания очень быстро выветриваются. Еще одна причина – это интернет. Современное поколение – любители ярких заголовков и коротких постов в "Твиттере". Молодой человек с огромным трудом может прочитать серьезный длинный текст, - я уже не говорю про его анализ. Что делать? – вопрошает пастырь. - Я не знаю. Надо учить читать книги – это очень важно. Чтобы интернет с картинками, короткими видеороликами и заголовками не заменял литературу. Если человек читает и любит книги, тогда у него что-то в голове останется. При этом читать нужно не макулатуру, а русскую и зарубежную классику».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«…Стать с веком наравне»
Обзор журнала «Берега» № 6 (58) 2023
16.03.2024
Все статьи темы
Семья
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Ватикан отвергает богооткровенные нормы христианской нравственности
Ответ Русской Церкви на декларацию Ватикана Fiducia supplicans о «благословении» однополых пар
26.03.2024
О проблемах многодетности в России
Многодетность — образ жизни?
23.03.2024
Что сказали Путину по госнацполитике и кадровым вопросам
Центральные СМИ не в полной мере информируют о проблемных вопросах
22.03.2024
Все статьи темы
ЕГЭ
Непонимание, саботаж или откровенное издевательство?
Рособрнадзор разрешил использовать в сочинениях в рамках ЕГЭ содержание фильмов, аниме и комиксов
22.03.2024
Незаконнорожденные и наследники
Пути «мыслящего сословия» в XXI-м веке
19.12.2023
«Нам нужно качество развития»
Необходимо стимулировать людей идти на рабочие профессии в тех отраслях, которые дадут качественное развитие экономики страны
21.10.2023
Социология или давление на общественное мнение?
Как изгоняют Пушкина и Гоголя из старшей школы при поддержке сомнительных опросов
01.09.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59