itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Зачем Владимир Путин встретился с митрополитом Корнилием?

В дни столетия Февральской революции можно увидеть политический подтекст встречи Президента России с главой Русской православной старообрядческой церкви

Новости Москвы  100-летие революции 
0
4115
Время на чтение 3 минуты
16 марта Президент России Владимир Путин встретился с главой Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Московским и всея Руси Корнилием. Официальный сайт Кремля весьма скупо описывает эту встречу: «Обсуждались вопросы, связанные с жизнью старообрядческой церкви, её деятельностью и перспективами развития».

А между тем это событие носит в некотором роде исторический характер, о чем не забыли упомянуть старообрядцы на своем официальном сайте.

«Думаю, что наша сегодняшняя встреча имеет поистине историческое значение — глава государства впервые за последние 350 лет официально принимает предстоятеля Православной Старообрядческой Церкви. К сожалению, в нашей стране мало знают о старообрядчестве. Старообрядцы во все времена являлись защитниками блага Отечества, были примером христианской любви и мира. История нашего Отечества своими духовными корнями тесно связана со старообрядчеством. Наши благочестивые предки, несмотря на жестокие гонения всегда были патриотами России», — сказал митрополит Корнилий в своём приветственном слове.

В ходе встречи Владимир Путин и митрополит Корнилий обсудили вопросы о грядущем праздновании 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования — на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы. Также в рамках национальной политики были затронуты проблемы взаимодействия с соотечественниками за рубежом. Кроме того, двустороннему обсуждению подлежал вопрос о возвращении старообрядцам здания старообрядческого храма во имя Покрова и Успения Божией Матери в Москве в Малом Гавриковом переулке.

Между тем, тот факт, что встреча Президента России с главой самой крупной старообрядческой общины России состоялась в дни 100-летней годовщины Февральской революции, позволяет предположить, что у нее есть и конкретно-политический подтекст. Всем ученым и публицистам, которые обращаются к истории февральской катастрофы, хорошо известно, что старообрядцы сыграли в ней если не ключевую, то по меньше мере значительную роль. Выходцем из старообрядческой семьи был «мотор» государственного переворота депутат Государственной Думы Гучков. Олигархи-старообрядцы братья Рябушинские, Морозов, Коновалов, Терещенко и другие, не скупясь, финансировали либеральную оппозицию и даже революционное подполье. Сигналом к солдатскому бунту в Петрограде стало убийство штабс-капитана Лашкевича Волынского полка унтер-офицером того же полка Кирпичниковым, который тоже был из старообрядцев. Доктор исторических наук, профессор Александр Пыжиков в своих многочисленных публикациях показал роль старообрядцев в революционных событиях не только Февраля и Октября, но и гражданской войны в России.

Владимир Путин как человек с обостренным историческим чутьем, по всей видимости, решил избежать ошибки дореволюционных правителей России, чье не всегда справедливое отношение к раскольникам невольно создало мощную оппозиционную, антигосударственную силу. Президент России имеет большую свободу в общении с старообрядцами, чем даже Русская Православная Церковь. Несмотря на снятие взаимных клятв в 1971 году, чему немало способствовал митрополит Никодим (Ротов), духовный отец Патриарха Кирилла, раскол до сих пор не преодолен. И поныне старообрядцы отчуждены от Православия. С сожалением стоит отметить, что условия для преодоления почти четырехсотлетнего раскола еще не созрели.

Благодаря отеческой заботе Владимира Путина по отношению к старообрядцам их былые обиды начинают забываться. В старообрядческой среде крепнет здоровое государственническое чувство, хотя и по сей день наблюдается враждебное отношение к государству как к чужеродному для раскольников организму. Президент России, будучи мудрым правителем, делает все для сохранения целостности России и национального единства. Возможно, Путину не удастся способствовать преодолению раскола, но он по крайней мере своими деликатными шагами противодействует расшатыванию России, не допускает русского разделения.

Раскол – кровоточащая рана, которая, увы, еще не скоро затянется. И тем не менее надо отдавать себе отчет в том, что уврачевание ран раскола не менее важная задача, чем примирение «красных» и «белых». Владимир Путин - прагматик - не может не понимать, что в ближайшее время не удастся возвратить раскольников в лоно Русской Православной Церкви, но уже сейчас есть все предпосылки вытравить из старообрядческой среды яд антигосударственничества. Выдавливанием этой заразы Путин собственно и занимается.

Редакция «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

44. Re: Зачем Владимир Путин встретился с митрополитом Корнилием?

История знает примеры воссоединения с церковью как отдельных личностей, так и целых сообществ, принадлежащих к тому или иному расколу. Примером недавнего прошлого является соединение РПЦЗ, воссоединение части катакомбников, в т. ч. Еп. Афанасия (Сахарова) после избрания Патриарха Алексия Первого тоже относится к данной категории. На примере старообрядчества в данном контексте можно рассмотреть соединение с Синодальной церковью мощнейшего Стародубского согласия на рубеже 18 и 19 столетий. Стародубье представляло собой крупнейший центр старообрядцев-поповцев. В условиях прекращения гонений Екатериной Второй вожди диаконовского согласия – наиболее близкого к господствующей церкви – пришли к выводу о возможности принятия законного священства при условии сохранения своего богослужебного уклада. Т. о. соединение значительной части старообрядчества уже некогда состоялось и потому безосновательно утверждать, что соединение прочих не представляется возможным. Близко к соединению еще в начале прошлого века было и беглопоповское согласие. Поиски выхода из своего неканонического состояния привели их к необходимости приискания своего архиерейства и переговорам с господствующей церковью о снятии клятв. На беглопоповском соборе 1928 г, обсуждавшим данную проблему присутствовал Митрополит Тульский, представитель РПЦ под омофором Митр. Сергия. Снятие клятв совершилось в следующем году постановлением Синода Митр. Сергия. Епископом для бывших беглопоповцев (помимо Николы Поздеева) стал единоверческий архиерей Стефан Расторгуев, ставленник архиепископа Андрея Ухтомского, известного своими трудами по преодолению раскола. К сожалению беглопоповцы тогда официально не отменили второй чин присоединения для новообрядцев. Отчасти это могло быть связано с невозможностью на тот момент утвердить решение Синода собором всей церковной полноты. Это было сделано в 1971 г на соответствующем Поместном Соборе РПЦ, превосходившем Собор 1667 г по численности как русских архиереев, так и представителей восточных Патриархов. Однако сближение бывших беглопоповцев с церковью вплоть до недавнего времени позволяло надеяться на то, что начало, положенное в 1928 г даст свои плоды. В храмах т . н. Русской Древлеправославной Церкви к православным всегда было более лояльное отношение, нежели со стороны белокриницкого согласия. Новоообрядцев допускают ко кресту и иной святыне, принимают записки о здравии и упокоении. Характерно почитание (келейное) новоявленных святых, напр. Преподобного Серафима Саровского, в последнее время данная тенденция стала обычной для всех старообрядцев-поповцев. Конечно, большим затруднением в переговорах стала проблема учреждения «патриаршества» в РДЦ, когда в 2000 г выпускник Московской Духовной Академии Авдий (в монашестве Александр) был «возведен в патриархи». Вместе с тем, после этого позиция РДЦ по отношению к РПЦ продолжала оставаться более гибкой. Беглопоповцы, однако, весьма болезненно отреагировали на появление брошюры белокриницкого начетчика Алексея Рябцева, где выражалось сомнение в непрерывности цепочки рукоположений РДЦ. Выраженные сомнения, не будучи полностью устранены, послужили причиной того, что при рассмотрении вопроса о чиноприеме старообрядцев Комиссия РПЦ оставила для второй чин для обоих поповских согласий. РДЦ после этого прекратила переговоры с РПЦ, но белокриницкое согласие напротив, выставило признание своей иерархии в качестве условия продолжения диалога, продолжающегося и поныне. В условиях значительного сокращения численности прихожан за счет ухода старого поколения – живых носителей традиции РПСЦ пошла по пути смягчения чиноприёма в свое лоно нестарообрядцев, сделав т. н. чин отречения не о бязательным (что уже давно имело место быть в РДЦ). Это позволяет иногда белокриницким склонить немногочисленных неофитов к переходу в свое согласие. Подобные переходы к сожалению имеют место быть, но они не могут изменить ситуацию в самом старообрядчестве – неофиты не укоренены в традициях, сложившихся веками в семейной среде и число их никогда не было многочисленным. В сложившихся условиях единственным вариантом сохранения (и возрождения) древнерусской духовности является ее осмысление на общеправославном уровне. Важным шагом на данном пути стало возрождение в начала прошлого века интереса к русской иконописи. Русская икона и фреска были заново открыты для о течественных и зарубежных ценителей православной духовности. Произошло это по сути без непосредственного влияния старообрядчества как такового – оно и не требовалось, ибо фрески Рублева и Дионисия сохранились до настоящего времени в храмах Русской Православной Церкви. Трудно переоценить то значение для церкви в условиях гонений, когда многие представители интеллигенции приходили к вере именно через русскую икону. Канонизация Андрея Рублева вместе с другими столпами средневековой Русской Церкви (в частности Митроплота Макария, столь почитаемого старообрядцами) на Соборе 1988 года совпали с Посланием РПЦ старообрядческим согласиям, когда снятие клятв было вновь подтверждено. По свидетельству очевидцев в Подмосковье жители старообрядческих деревень посещают богослужения в православном монастыре. Такое же явление имеем место быть во многих других местах традиционного проживания старообрядцев. Свой вклад в сближение их с церковью вносят традиционно и единоверческие приходы. В течении нескольких лет их численность достигла 40, став сопоставимой с численностью староверческих согласов.
Куницын / 01.04.2018, 12:18

43. Re: Зачем Владимир Путин встретился с митрополитом Корнилием?

Раскол - не кровоточащая рана, а отделение овнов от козлищ. как красные и белые. НЕужели кому-то нравится идея скульптурного воплощения протопопа Аввакума? вообще нездоровая тяга к статуям пугает. Может, скульпторам просто пенсию от общества назначить?
Lucia / 30.03.2018, 19:46

42. Ответ на 40., Lucia:

Раскольники - не меньшее зло, чем еретики. Часто говорят о необходимости уврачевания ран раскола, о преодолении пропасти между красными и белыми.а нужно ли это? Это ведь Бог показывает кто - где.Это практически невозможно. Только в частном порядке. В единичном, стало быть. Ну да, так и есть.

Все современное т.н. «старообрядчество» - классическое сектантство. Эти множественные секты уже несколько веков безблагодатны. У них уже сформировалось собственное «предание». С Церковью они уже никогда не воссоединятся. Только в индивидуальном порядке возможно обращение сектантов к Церкви Христовой.
М.Яблоков / 30.03.2018, 09:42

41. Ответ на 39., М.Яблоков:

Раскольники - не меньшее зло, чем еретики.Часто говорят о необходимости уврачевания ран раскола, о преодолении пропасти между красными и белыми.а нужно ли это? Это ведь Бог показывает кто - где.Это практически невозможно. Только в частном порядке.

В единичном, стало быть. Ну да, так и есть.
Lucia / 30.03.2018, 07:00

40. Ответ на 37., Lucia:

Раскольники - не меньшее зло, чем еретики. Часто говорят о необходимости уврачевания ран раскола, о преодолении пропасти между красными и белыми.а нужно ли это? Это ведь Бог показывает кто - где.

Это практически невозможно. Только в частном порядке.
М.Яблоков / 30.03.2018, 05:08

39. "Корпорация бросайте курить".

"В истории ереси и социальные бунты всегда идут рука об руку". Ф.Энгельс. Безусловно,буржуазия,как класс выросла из раскола и где община выступала КАК КОРПОРАТИВНЫЙ СОБСТВЕННИК. Сдавала землю в аренду,покупала и продавала крепостных. Крепостной мог владеть крепостными или быть миллионщиком,однако, при этом, сохранялась его личная зависимость от помещика,я уже не говорю о порядках что царили в самой раскольничьей общине,куда тем протестантам. Первое. Раскол выступал не против Государства вообще,но против САМОДЕРЖАВИЯ,добиваясь его ликвидации,чтобы некому было вмешиваться в дела буржуазии и порядки,предметно изуверские,что буржуа насаждали на своих предприятиях,все эти рогожинцы,филлиповцы,скопцы и пр."нравственные люди". Последние вообще,полагаю суть предтечи "обобществления полов",что мы наблюдаем нынче. Вот оно- лицо либерализма и его методы,включая самый изощренный террор,где места, православным, не было и нет и не будет. Второе. Та, стремительная концентрация капитала,что мы видели в России,не будет удивлять человека,знакомого с организацией производства в раскольнических общинах. Этот процесс шел давно и, как только, последние преграды были удалены,Манифестом,просто явил свое качество. В сочетании с методами эксплуатации неизбежно вел к революции,где буржуа, одной рукой душили народ почем зря,а другой- указывали на Самодержавие,что не сколько народу жить не давало,сколько мешало буржуа. Третье. Проф.Пыжиков,смотрит на вещи с точки зрения идеализма,где, применительно к расколу,"дух святый," падает произволом, но не формируется в процессе человеческой деятельности как и всякое учение человеческое,-от земли. Четвертое. Если, присмотримся повнимательней к расколу и зададимся вопросом,-где сердце его,где совесть его? Ответ будет такой. В сундуках рогожского кладбища. "На погосте где белеют кости", тех, кто молча и тихо сгинули,гнув всю жизнь спину,на кого угодно,кроме Бога. Муниципий. Погост. Вечно вчерашние. Вот что предлагает раскол в качестве ПОМЕСТНОЙ политической опоры,весьма распостраненной в языческой Руси. ВМЕСТО СОВЕТА. Что сказать? "Сотворите себе други от мамоны неправды". Отвратитесь от лжеучения. Погибнете. И последнее. Кто хочет искренне разобраться в происходящем,где бы то ни было,прежде всего,должен обратиться к истории России. Найдется все. "Москва-Третий Рим".
Писарь / 29.03.2018, 18:36

38. Ответ на 26., М.Яблоков:

Раскольники - не меньшее зло, чем еретики.

Часто говорят о необходимости уврачевания ран раскола, о преодолении пропасти между красными и белыми. а нужно ли это? Это ведь Бог показывает кто - где.
Lucia / 29.03.2018, 17:22

37. о современном состоянии старообрядчества

Хотелось бы сказать несколько слов по поводу современного состояния старообрядчества. Суть в том, что нынешнее поколение старообрядцев не стоит в собственном смысле считать раскольниками. Да, формально они не отменили "чиноприем" новообрядцев, не молятся новопрославленным святым. Не молятся соборно. Но образа св. Матроны и Ксении можно встретить в домах даже тех староверцев, что сознательно посещают молельные дома. Нынешние старообрядцы по сути есть скорее единоверцы. Большинство из них вполне допускают сомоления с православными, почитают наших святых, ходят в православные храмы. В Гуслицах - старообрядческой Палестине подмосковья большинство староверов посещают общеправославный монастырь в Куровском. Многие старообрядцы несут церковные послушания и даже пополняют ряды духовенства. И это поверьте не самые плохие прихожане. Это добрая закалка. Нам было бы необходимо углубиться в проблему возрождения нашего древнего уставного богослужения, иконописи и церковного пения. Тогда и старообрядцам было бы легче соединиться с церковной полнотой
Куницын / 29.03.2018, 16:31

36. Ответ на 33., Потомок подданных Императора Николая II:

Олег Мысль не новый ли клон Лукии? Я Мысль, меня нельзя убить. И "сергианство" без отдачи в плечо Лукии прострелено. Удобная вещь эти големы. Иудаисты изобретательны.

Это твой клон. Протрезвел бы хоть во время поста.
Даневский Саша / 20.03.2017, 17:47

35. Ответ на 30., М.Яблоков:

Если до него это не делали, то не следует. Не о чем с ними разговаривать. Они враги Церкви и государства.

См.: http://u.to/O5HNDw. Так лучше?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Редакция РНЛ
О закрытии форума РНЛ
По традиции на первой неделе Великого поста комментарии к статьям публиковаться не будут
18.03.2024
«Раскольники и еретики, изыдите!»
Отпевание почившего Патриарха Неофита было омрачено скандалом, устроенным патриархом Варфоломеем и Думенко
18.03.2024
The National Interest: Санкции не работают
Не сдерживают, не наказывают, не подталкивают к исправлению
13.03.2024
Сотрясание воздуха из Ватикана
Папа Римский призвал Киев капитулировать
11.03.2024
Наказ кандидату в Президенты России В.В. Путину
Православная общественность о восстановлении Чудова и Вознесенского монастырей Московского Кремля
06.03.2024
Все статьи Редакция РНЛ
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
100-летие революции
«Патриотический» «православный» «сталинизм» непременно заканчивается реабилитацией бесов революции
Сталин – к которому есть множество вопросов – ассоциируется с консервативной контрреволюцией, а Ленин – классический левак
12.03.2024
«Пермия – земля дальняя»: «В поезде за Лениным»
Программа посвящена революционеру-большевику М. П. Туркину
11.03.2024
Господь не отдал Россию на окончательное растерзание
Мысли в день 100-летия со дня смерти В.И. Ленина
23.01.2024
Левые Мощи
Вера в марксизм была в России больше, чем просто преданность одной из версий социал-демократии, но была именно исповеданием веры
22.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии