Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Великий пост необходимо представить в положительных категориях

Великий пост / 28.02.2017

Размышляя о Великом посте, его смысле и духовном значении, возникают уместные вопросы: как начать и что делать? Для начала нужно вникнуть в смысл самого слова. Я как филолог имею привычку, прежде всего, смотреть в корень и этимологию слова. Наш великий, могучий и мудрый язык часто объясняет сам себя и сокрывает смысл явления в самих словах. Слово «пост» очень древнее. Этимологи толком так и не выяснили его происхождение, но даже на слух мы слышим понятие «стояние» - пост и стоять. В обыкновенное время наша душа сидит, лежит или спит. Но само слово «пост» пробуждает душу, заставляет человека встать – перевести душу из горизонтального состояния в вертикальное положение. Первое определение поста – душа из вертикального состояния переходит в другое измерение, отрывается от земли к небу!

Мы наблюдаем удивительное совпадение: «пост» как духовное делание и как военный термин охраны. Это чистое совпадение, ибо присутствуют разные этимологии, но очень многозначительные и помогающие нам понять смысл духовного поста. Военный термин напоминает нам, что пост – это духовная брань. Мы заступаем на пост и стоим на посту своего сердца. Во время поста мы являемся часовыми своей души и сердца, которым доверено хранение своих чувств и помыслов. Всё остальное – вкушение или не вкушение пищи становится производным. Понятно, что часовой на посту не вкушает пищи, ибо его ничто не должно отвлекать.

Осенью я сподобился быть в Греции, где наблюдал интересные часовые разводы у здания парламента: часовые с помпончиками на туфлях и смешными беретами вышагивают непредставимым шагом. Но когда подходишь к часовому, стоящему на посту, улыбаешься, глядя на его смешной вид, а в ответ каменное лицо, даже бровью не поведет. Некоторые люди начинают снимать их слева, справа, кто-то улыбается, громко смеется или восклицает, но часовые стоят на посту и не обращают никакого внимание на окружающий народ. Пусть смеются, улыбаются, фотографируют и снимают на видео. Часовой - наглядный образ христианина в посту. Некоторые постящиеся смущаются своего поста, неся его подпольно и по-партизански, боясь, что об этом узнают коллеги. Но вспомните и взгляните на часовых на службе, стоящих у могилы Неизвестного солдата. Пусть этот образ часового будет наглядным примером, как нам хранить пост – стоять как на посту, быть часовым своей души.

Великий пост – особенный. Он отличается от других многодневных постов – Рождественского, Успенского, Апостольского (Петровского). Великий пост мы совершаем в подражание Господу Богу нашему Иисусу Христу. Великий пост Христоподражательный. До нас его уже совершил наш Господь Иисус Христос. Мы храним Великий пост по слову Господа: следую за Мной. Следование за Христом предполагает полноту совершения того же, что совершил Господь, подчас даже внешнее повторение Его жизни. Господь постился сорок дней. И мы также, следуя за Христом, постимся сорок дней. Великий пост самый трудный по степени пощения, но самый благодатный, ибо мы являемся спостниками самого Господа. И эта мысль, что человек постится в подражание Христу и вместе с Ним, являясь спостником самого Господа, необычайно вдохновляет. В этом посту, как бы мы его ни хранили, всё равно с нами присутствует Господь. Ведь сказано, что Он даже намерения приемлет. И если мы не строго храним Великий пост, то с нами все равно Господь пребывает. Об этом свидетельствует тот факт, что если мы пройдем Великий пост, то испытываем необыкновенную благодать и радость. Вроде бы ничего внешне не произошло, но тем не менее пребывание со Христом в течение сорока дней не проходит в нашей жизни бесследно.

Необходимо обратить внимание на одно обстоятельство: Христос постился в пустыне. Когда мы совершаем Великий пост, то чаще обращаем внимание на отсутствие пищи, воздержание, но очень важно испытать состояние пустыни. У древних подвижников была традиция на сорок дней удаляться в пустыню, о чем повествует жизнеописание Марии Египетской. Нам известно, что состояние пустынности создавалось в масштабах России путем ограничения различных мероприятий: закрывались театры, прекращались увеселительные представления. В общественном пространстве формировалось состояние пустыни. Конечно, современный человек не может бросить работу и уехать из города, но, тем не менее, нельзя пребывать на миру, обязательно нужно насколько возможно уйти во внутреннюю клеть, создать вокруг себя ситуацию пустыни, ограничить просмотр телевизора, интернета и сократить время пребывания на нашей любимой «Русской народной линии». Мне проще об этом рассуждать, потому что нахожусь в Ленинградской области в селе Сомино как в пустыне и уже не первый год провожу в этом месте первую неделю Великого поста. Состояние пустынности очень благодатно и таит в себе духовную глубину. Я понимаю, что не все могут прибыть в Сомино или уехать на дачу, в деревню, но, тем не менее, надо подумать, как в крупном мегаполисе, таком как Санкт-Петербург, создать вокруг себя поле пустыни, в чем себя ограничить.

Надо меньше произносить слов. Многословие – главный враг поста, ибо разрушает состояние внутренней сердечной пустыни. Пост должен нести не только ограничение пищи, но и информации, слов, общения. Постнику важно пребывать в клети своей души. Современный человек себе не принадлежит. Он, как Прометей, привязан к информационному пространству, работе и общественным связям. Попробуй замолчать и перестать общаться, как все забеспокоятся. Если перестанешь отвечать на звонки и сообщения или исчезнешь из интернета, то мгновенно объявят тебя во всероссийский розыск. Но когда еще вернуться к себе и стать самим собой, когда приобрести принадлежность самому себе, а стало быть, самому Христу, как не в Великий пост?!

Еще один важный момент: восприятие Великого поста как времени, когда нам что-то запрещено делать. Этот момент не составляет сути поста, являясь лишь внешним проявлением постящегося.

По-настоящему мы откроем для себя Великий пост, когда поймем, что мы что-то должны делать. Великий пост – время делания. Это не отрицательный, а положительный пост. Что же мы должны делать? В старину в селе Сомино в народе пост называли «Весной духовной». Это очень глубокое определение. Мне не известно, присутствует ли оно у святых отцов, но, так или иначе, народное восприятие Великого поста как весны – время возрождения и обретения. Еще на земле лежит снежок, но уже под ним начинается движение вод, оживают корни, чтобы в какой-то момент проклюнул подснежник и земля ожила. Ощущение оживания содержится в понятии весны. Безусловно, мы должны наполнить Великий пост активным деланием – чтением Евангелия, Ветхого Завета. В эти благодатные дни мы должны освежить в памяти или впервые для себя открыть ветхозаветных пророков, которые жили ожиданием Христа. Ветхозаветные пророки заражают нас чаянием и ожиданием Христа. Хотя Христос всегда с нами, но мы не должны терять этого чувства. Состояние ожидания Христа должно наполнять нашу душу. Если задаться вопросом: зачем нам дан Великий пост? То ответ очевиден - для встречи Христа. Емкое состояние души – ожидание. Выражаясь компьютерным термином, сорок дней поста мы должны провести в режиме ожидания Христа. Если человек лишен цели и бесцельно гуляет по парку, то ему некуда спешить, а если у человека есть цель, то он всегда идет по прямой и спешит не опоздать. Великий пост – это не диетическая прогулка, а ожидание Воскресения Христа. Великий пост – это продолжительная ночь перед Воскресением Христовым. Семь недель поста как семь дней ожидания Христа.

Великий пост концептуально выстроен и продуман, как никакое иное время церковного года. Каждая неделя наполнена определенным богомыслием, воспоминаниями, духовными установками.

Первая седмица – время самого строгого поста и глубокого покаяния, когда читается покаянный канон святого Андрея Критского. Неделя завершается Торжеством Православия. Православие торжествует только через делание – покаяние и молитву. Православие не может восторжествовать как теория, но только как практика.

Вторая седмица посвящается святителю Григорию Паламе – учителю Фаворского света и ее можно назвать великопостным преображением. На второй седмице мы должны влить в наш сосуд души Божественный Фаворский свет.

Третья седмица Великого поста – Крестопоклонная. На этом отрезке поста мы должны уже увидеть мысленным взором посредине храма предстоящий Крест, который предстанет пред нами на Страстной седмице. Церковь нас прямо вводит в переживания и ожидания великой жертвы Голгофы.

Четвертая седмица преподобного Иоанна Лествичника. Перед нами предстает лествица, которая возводит душу от земли на небо, о чем я говорил выше – вертикальное состояние души.

Пятая седмица – память преподобной Марии Египетской. Почему именно она избрана для этой недели? Святая представляет образ глубокого покаяния. Ее обращение произошло у Гроба Господня, где воскрес Христос. Главный аспект пятой седмицы, что от гроба Господня воскресают наши сердца, даже такие, казалось бы, далекие как пребывавшие в страсти блуда Мария из Египта.

Шестая седмица Великого поста – вход Господень в Иерусалим. Мы входим в тот град, где совершатся самые главные события на земле в истории человечества, а, стало быть, и в нашей жизни.

Каждая неделя поста является откровением и открытием о Пасхе. Если так воспринимать каждую седмицу, то выйдет ожидание, семь духовных стадий на пути к Голгофе и к Гробу Господню. В таком восприятии Великий пост становится духовным шествием вместе с женами-мироносицами, Иосифом Аримафейским и Никодимом ко Гробу Спасителя. Пасха венчает, как золотой купол храма, весь Великий пост. Если человек не постился, то купол зависает в пространстве и ни на чём не держится. Мы призваны воздвигнуть храм поста, чтобы Пасха воссияла золотым светом.

Преподобный Иоанн Лествичник, который читается во время Великого поста, сказал замечательные слова, составил похвалу или даже акафист: Пост – отражение всего, что услаждает вкус – погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений и сердечной бесчувственности, чистота молитвы, хранение ума, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, здравие тела, виновник бесстрастия, врата рая и небесное наслаждение.

Преподобный Иоанн Лествичник представил Великий пост в положительных категориях, как приобретение, радость и торжество.

На Руси существует культура поста, выраженная в этикете, быту и кулинарии. Было принято приветствовать друг друга в Великом посту «С постом благоприятным, угодным Господу». Пост становится общим соборным делом. В царские времена существовали особые кулинарные традиции: на Крестопоклонной неделе пекли куличи в виде крестов, на сорок Севастийских мучеников пекли жаворонков, на преподобного Иоанна Лествичника - лествицу. Форма постной сдобы напоминала о духовном делании.

Всем пожелаю поста приятного. С постом благоприятным, братья и сестры, мои дорогие спостники!

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино, директор мемориального музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, заместитель председателя Комиссии Тихвинской епархии по канонизации святых и истории Тихвинского края


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме