Митрополит Иларион: Анализ событий столетней давности должен не разделять наше общество, а способствовать примирению и извлечению уроков из нашей истории

100-летие революции  Возвращение святынь 
0
480
Время на чтение 5 минут
18 февраля в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой, сообщает Патриархия.ru.

В начале беседы речь пошла о столетии Февральской революции.

«У нас есть единая оценка событиям 100-летней давности, - отметил владык. - Она выражена в акте канонизации новомучеников и исповедников Церкви Русской. Мы канонизировали поименно более полутора тысяч человек. Это люди, которые были репрессированы, расстреляны за исповедание веры. Кроме того, мы прославили в лике святых всех тех, кого даже не знаем по именам, ибо здесь речь идет о тысячах, десятках, сотнях тысяч человек, которые пострадали только за то, что они были верующими. Оценивая прошедшее столетие, мы прежде всего воздаем честь тем, кто подвигом своей жизни явил свою веру».

«Если же говорить о жизни страны, жизни общества, то Церковь всегда призывает к примирению, - подчеркнул митрополит. - И любой анализ исторических событий, произошедших сто лет назад, а также их последствий, должен не разделять наше общество, не бередить старые раны, а способствовать примирению и извлечению уроков из нашей истории. Святейший Патриарх, выступая в Государственной Думе, напомнил слова замечательного русского историка В.О.Ключевского: "История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков". Думаю, если мы будем учиться на собственных ошибках и заботиться о том, чтобы их не повторить – это будет главным уроком, который мы можем извлечь из обсуждения событий 100-летней давности».

«Не думаю, что мы должны призывать к какому-то массовому покаянию, - уверен он. - В 90-е годы раздавались подобные голоса, в том числе внутри Церкви, что мы должны покаяться за цареубийство, за гонения. Но мы не ответственны за то, что происходило 100 лет назад — ответственность несли наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки, а наши отцы и матери несли на себе уже последствия трагедии, произошедшей 100 лет назад. Необходимо оценить и осмыслить наш исторический опыт. Ведь события, которые произошли 100 лет назад, вполне могут повториться и сегодня, если народ пойдет по тому же пути».

«Первой трагической ошибкой стало, конечно, участие в войне, - полагает владыка. - Когда государство ввергается в войну, это сразу же приводит к непредсказуемым последствиям. Три года назад, когда отмечалось 100-летие начала Первой мировой войны, мы вспоминали ту ситуацию, что сложилась в начале XX века, когда все государства одно за другим с готовностью включались в войну, ибо каждой стране казалось, что при помощи этой войны она решит свои проблемы. Но война привела к жутким и непредсказуемым последствиям. Затем, конечно, сыграло роль и недоверие к власти, которое росло и подогревалось так называемой оппозицией, революционерами, жившими за рубежом, и снабжавшими наш народ своими листовками и прокламациями.

Вся эта совокупность событий привела в конце концов к февральской революции. Причем мы помним, что эту революцию очень многие приветствовали. Думали, что революция поможет покончить с войной, что революция приведет к установлению новых отношений, к установлению сословных различий. Даже в Церкви многие приветствовали февральскую революцию. Никто не представлял, к каким страшным последствиям она может привести».

«Не думаю, что гонения революционеров на Церковь приветствовались широкими массами, как раз наоборот, - убежден владыка. - Давайте вспомним, что гонения начались в 1917 году. Первые новомученики Церкви Русской были уже в декабре 1917 года. И в течение 20 лет продолжались жесточайшие гонения на Церковь, жесточайшие репрессии. Закрыты были почти все храмы и все монастыри. Была разрушена вся система духовного образования. Большинство епископов и священников было репрессировано.

Наступил 1937 год. Перепись населения. И в графе "вероисповедание" 56 процентов людей обозначают себя верующими православными христианами. Что это такое? Ведь их никто не тянул за язык, никто не заставлял говорить о своем вероисповедании в кровавом 1937 году. Значит, гонения на Церковь были не из-за того, что народ этого хотел. Это власть шла против народа.

Думаю, главный грех большевистской власти против русского народа в том, что большевики покусились на самое святое, что было у людей. А когда это произошло, когда сломали нравственный хребет, на котором держалось наше государство на протяжении тысячи лет, тогда все стало дозволено и начался разгул террора, репрессии, геноцид своего народа».

«С одной стороны, мы можем говорить о том, что Церковь была очень влиятельной, могущественной, и на протяжении всего своего исторического бытия вплоть до XIX и начала XX века показывала замечательные плоды святости. Достаточно вспомнить Серафима Саровского (начало XIX века), Иоанна Кронштадтского (конец XIX – начало XX века). Церковь в лице лучших своих представителей всегда была на высоте.

Но, с другой стороны, в административной структуре Церкви были серьезные изъяны, ибо, начиная с Петра I, Церковь была лишена Патриаршества, то есть, по сути, утратила свою независимости и превратилась в часть государственного аппарата. Государь император управлял Церковью через Святейший Синод и Церковь была лишена возможности принимать самостоятельные решения.

Когда пала царская власть, Церковь оказалась в вакууме, - отметил он. - И было принято единственно правильное в тех условиях решение о восстановлении Патриаршества, которое произошло в то время, когда большевики захватывали власть в стране. Оно и дало Церкви новый импульс для продолжения своего исторического бытия, необходимого для того, чтобы пережить гонения».

«Прежде всего мы должны не допустить войны, - убежден он. - Когда иной раз раздаются призывы к войне, звучит милитаристская риторика, в том числе из уст представителей Церкви, что, дескать, война нам поможет, война нас очистит, и так далее, то, конечно, это совершенно абсурдные и, на мой взгляд, даже кощунственные заявления. Никогда война никому не помогала. Война — всегда горе и трагедия для людей.

Мы знаем, какими жертвами обернулась Великая Отечественная война для нашего народа. А ведь война была одним из последствий революции, это сейчас совершенно очевидно. И сейчас мы не можем даже представить себе, какой могла быть наш страна, ее развитие, если бы не революция и война».

«Еще один урок, который мы должны извлечь из трагедии 100-летней давности, это то, что мы не должны никому позволять раскачивать нашу страну изнутри. Мы никому не должны позволять посягать на наши традиционные религиозные ценности, ибо это может обернуться трагедией для всей страны и для всего народа.

Мы видим, как сейчас иной раз пытаются на обыденных и незначительных инцидентах раскачать нашу лодку. Продолжается полемика вокруг Исаакиевского собора. Казалось бы, о чем здесь говорить? Очередной храм возвращается Церкви. Почему из этого делается всемирный скандал? Да потому что всегда есть люди, которые хотят раскачать лодку, и они как шарманку крутят свою либеральную песню, дабы показать, как все плохо, мол, происходит клерикализация, и Церковь якобы захватывает все позиции.

Разве 100 лет назад было не то же самое? Разве товарищ Ленин из Швейцарии не засылал к нам те же прокламации? Давайте же посмотрим, чем все это закончилось. Именно поэтому мы должны беречь нашу страну, беречь наше духовное, религиозное наследие, ценить тот мир и согласие, которые с таким трудом выработаны многими поколениями наших предков. И мы не должны позволять посягать на наши основополагающие ценности», - призвал митрополит Иларион.
«Если провести параллель между тем, что происходило 100 лет назад, и тем, что происходит сейчас, то прощение — одно из ключевых слов, которое Церковь использует, когда говорит о событиях 100-летней давности. Мы должны извлекать уроки, и не бросать обвинения в адрес тех или иных людей, или групп, но прежде всего заботиться о примирении и прощении, сохраняя память о наших почивших», - сказал владыка.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

100-летие революции
Все статьи темы
Возвращение святынь
Люди тянутся к Богу
По данным ВЦИОМ, за последние четыре года произошёл двукратный рост паломников, побывавших в святых местах
22.01.2024
«"Святая Троица" является национальной святыней»
Игумения Ксения (Чернега) о подробностях договора о передаче Церкви иконы Святой Троицы
13.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Советский недобиток
20.04.2024 10:53
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
20.04.2024 10:52
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:40
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22