itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Исследователь Духовной Действительности

Светлой памяти Владимира Карпеца

Новости Москвы 
0
1210
Время на чтение 8 минут
Черной птицей скорбное известие о смерти Владимира Игоревича Карпеца (12.12.1954 — +27.01.2017) вчера облетело в считаные часы круг православных монархистов России. С телефонами, соцсетями, эмейлом сейчас такое немудрено. И хотя всем нам по-христиански понятно, что смерть православного подвижника есть светлый и даже сиятельный итог его жизни, но боль вчерашней утраты — в день Отдания Праздника Троического Богоявления, подводящего итог Рождественских Святок, в день памяти Святой Равноапостольной Нины Грузинской — Сродницы Великомученика и Победоносца Воина Георгия, памяти Преподобномучеников Синайских и Раифских — на время все же омрачила душу. Какая-то гудящая пустота в сердце и голове образовалась, как будто у меня украли что-то привычно доступное и дорогое, и от возникшей боли и слабости меня крепко потряхивало...

Мы с Владимиром Игоревичем не были так близки, чтобы я мог что-то существенное сказать о житейски личном, но притом когда-то возникла внутренняя, сокровенная связь взаимопонимания, которую очень трудно выразить словами. И она сложилась не сразу. Хотя о его существовании я узнал лет тридцать пять назад.

После окончания журфака в 1980 году мы с друзьями-однокашниками на протяжении нескольких лет довольно большой компанией встречались чуть ли не ежемесячно, а порою даже и чаще. И вскоре в наш дружный круг вошел молодой литератор, занимавшийся в семинаре известного писателя. Вот как звали того парня, я уже не помню. Но именно он впервые рассказал нам о двух молодых и талантливых своих друзьях, как он утверждал, — самых талантливых ребятх в их семинаре — о Петре Паламарчуке (1955 — +1998) и Владимире Карпеце. Их друг читал за столом стихи Владимира, а потом как-то принес номера журнала «Литературная учеба» с публикацией повести «Един Державин» Петра и стихов Владимира. Чуть позже он же всем нам раздарил книжку В.И.Карпеца о русском поэте «Федор Глинка». До сих пор и журналы, и книжка где-то в моих книжных завалах должны быть. Под «страшным секретом» узнали, что друзья даже публиковались в «тамиздате», под псевдонимами, конечно…

Повесть Петра произвела на меня потрясающее впечатление. Стихи Владимира мне тоже нравились, но не запомнились, а книжка о Федоре Глинке и машинописи статей его о русской государственности поразили какой-то непривычной, неожиданной творческой смелостью.

Вскоре состоялось и очное знакомство с друзьями, для меня первая встреча с ними состоялась, кажется, на квартире моего однокурсника и кума Андрея Алексеевича Щедрина. И с той поры на долгие годы стал воспринимать Владимира Игоревича Карпеца и Петра Георгиевича Паламарчука как неразрывное творческое, симфоническое целое. Хотя прекрасно видел самобытность и самостоятельность каждого из них.

Тогда в качестве православного автора я даже не народился — был обычным советским журналистом и литературным критиком. Мои первые опыты на ниве православной публицистики начались к концу 1987 года. Тогда я взялся за исследование былин об Илье Муромце и собирание агиографических крупиц о Преподобном Илие Муромском — к 800-летию кончины Святого. А также принялся за написание очерка об иконописце игумене Зиноне (Теодоре), который тогда готовил праздничную икону к 1000-летию Крещения Руси.

Несмотря на небольшую разницу в возрасте с В.И.Карпецом и П.Г.Паламарчуком, тогда я воспринимал их как несомненно состоявшихся мэтров современной христианской литературы. И как-то даже пытался ориентироваться на них, не стилистически, конечно, а в освоении исследовательских и литературных приемов. Мы неоднократно потом встречались на разных монархических собраниях, вечерах или конференциях, соратнически приветствовали друг друга с объятьями, коротко беседовали, но в друзья ни к Петру, ни к Владимиру никогда не набивался.

Видимо, после моей публикации в начале 1990 года очерка «Дорога “Великого” Князя» Петр как бы «обозначил дистанцию» при встречах отдаленными и с его стороны «прохладными» поклонами. Такую «холодность» старался не замечать, поскольку неизменно доброжелательно и уважительно относился к Петру. Но больше даже кратких бесед при встречах у меня с ним не было. Видимо, Петру не понравилось то, что я своим очерком в только нарождающееся православно-монархическое движение ещё советской России внес очевидный раскол на «соборников» и «кирилловцев». Однако тут только мои предположения…

И только за несколько дней до смерти Петра в начале 1998 года мы оказались рядом в фойе на пленарном заседании Рождественских чтений на Трубной площади. Мы пришли туда с А.И.Буркиным (1955 – +2013) и не спешили в зал. Пётр что-то вполне приветливо спросил меня о новых публикациях по «екатеринбургским останкам», а я ему охотно довольно пространно пояснил. Петр уже не первый год был тяжело болен. Выглядел он неважно. Но при случайных встречах я никогда не выражал лицом показного сочувствия ему. Такое бывает весьма досадно сильным мужчинам. Правда, сердце всякий раз кровью обливалось при его виде.

И мне весьма дорога та «случайная» последняя встреча в Январе 1998 года, для нас «примирительная», хотя никакого раздора или объяснений у нас Петром до того и не было. Да я ни на гран для себя не умалил моего почтения к его несомненным творческим заслугам. И такая ранняя смерть Петра Георгиевича потрясла меня ничуть не меньше, чем вчерашний уход в мiр иной Владимира Игоревича.

А вот общение с Владимиром Карпецом у меня и после 1990 года никак не изменилось. Он по-прежнему был неизменно доброжелателен со мной, встречались, улыбались друг другу, троекратно лобызались и обменивались новостями, что-то обсуждали. И так было всегда. Возможно, тому была своя причина.

Ещё с середины шестидесятых годов наши Отцы — Игорь Иванович Карпец и Евгений Михайлович Болотин — были знакомы и, по словам моего Отца, у них на протяжении семидесятых-восьмидесятых были даже приятельские отношения. Возможно, не очень близкие, поскольку, например, у нас дома И.И.Карпец никогда не бывал. Но вполне взаимно-сердечные. И мой отец был рад, что я общаюсь с Владимиром.

Однажды своих Родителей, уже пенсионеров, я пригласил на один из монархических вечеров 1990 года в доме Н.Д.Телешова на Покровке. На том вечере выступал В.И.Карпец. Когда мы ехали потом на «Аннушке» до «Кировской», мне Отец с удовольствием рассказал о своем приятельстве с И.И.Карпецом. Сам я потом никогда о таком Владимиру не говорил, просто не было повода, но могу предположить, что и Владимиру его Отец когда-то сказал о том же, когда в разговоре с сыном услышал мою фамилию.

Вот внешняя и малосодержательная житейская канва моих отношений с Владимиром Игоревичем. Она ничуть не объясняет силу внезапной боли от той утраты, которую я пережил вчера.

Боль почти утихла, и во внутренняя моя — во вместилище страстей проник свет, исходящий от земной жизни и от души покойного. Совсем не случайно в начале кратких воспоминаний назвал Владимира Игоревича православным подвижником. Вовсе не из нашего русского обычая говорить о недавно умершем просто хорошем человек преувеличенно возвышенно и «незаслуженно» красиво. Так действительно я стал воспринимать земное существование Владимира вот уже лет двадцать пять. Дабы не стать льстивым душегубцем, никогда не сказал и не написал бы такого о Владимире публично. А сейчас уже можно о таком свидетельствовать и перед соотечественниками, и перед Богом. Стоило бы сказать теперь, что я вижу во Владимире выдающегося и самобытного русского мыслителя, ученого, православного историка государственного права, исследователя духовного взаимовлияния культур разных народов и эпох. Но не в том вижу главный подвиг В.И.Карпеца. Уникальными свойствами духа, души и ума, особыми Божьими талантами В.И.Карпец внес колоссальный вклад в самое Русское Мiровоззрение, Русское Духовное Мiросозерцание.

Прихотливым движением свежих мыслей, опутанных узами детерминизма, конечно, великими умами совершается многое — полезное и важное для общенародного сознания и самосознания. И Господь Бог не обидел и не обделил Русь конца ХХ — начала XXI столетия выдающимися умами и мыслителями. Не стану перечислять их добрые дюжины, дабы не прослыть среди собратьев ломбардным жидом-оценщиком. Но знаю, что потомки наши увидят и оценят сокровищницу Русской Мысли нашей поры во всем её величии и многообразии. Однако сила самой могучей мысли, невозможной без причинно-следственных уз, без индукции и дедукции, всегда имеет неочевидную слабость — отсутствие духовной и образной свободы.

В ХХ столетии из широко известных подвижников особого рода могу назвать нашего великого отечественного и вселенского мудреца Алексея Феодоровича Лосева, в иночестве Андроника, да Священномученика Павла Флоренского, которые достигали такой степени свободы в Мiросозерцании, когда могли с помощью охаянной, оклеветанной и потом вовсе забытой традукции освобождать свою мысль и устремлять её к основополагающей Истине, к Действительности — через Слово, через Имя, через образы, подобия и равенства.

Не буду преувеличивать и ставить на равную степень тех великих людей, их заслуги со значением и заслугами Владимира Игоревича Карпеца. Но то, что он был созерцателем и постигателем Действительности именно флоренско-лосевского рода, для меня несомненно.

Целый ряд проходных тезисов, который высказывал в своих трудах В.И.Карпец, вызвали и вызывают мою несогласие. Но мне неинтересно полемизировать с теми тезисами и частными точками зрения кропотливого труженика В.И.Карпеца и доказывать их неточность, и даже называть их не хочу. Кто захочет, пускай сравнивает мои взгляды на личность Царя Иоанна и выискивает некоторые высказывания о Нем же у Владимира Игоревича. Различия обнаружатся! Все любые спорные вещи совсем не выражают и не омрачают подвига В.И.Карпеца в постижении Православной Русской Государственности в образном и символическом сличении её с наивысшими достижениями мiровой духовной культуры. В этом смысле В.И.Карпец был прямым продолжателем откровений Отца Павла Флоренского 1915—1920 годов, даже если он сам этого не стал бы признавать. Не знаю, мне не довелось с Владимиром этого обсудить, хотя не раз хотелось, да по моей лености и суетливости так и не довел дело до беседы.

Совсем недавно — 1 января Владимир Игоревич на своей страничке в Фасбуке вывесил свое стихотворение, видимо, совершенно новое:

Ворота

Неужели мы вправду все это прошли
И стоим у ворот зоревого Царьграда?
Корабли, самолеты… Корона вдали…
Но Заволжье когда-то сказало «Не надо».

«Нам не нужен их берег. Он мглист. Там конец».
Так рекли Капитон и Вавила Запсковский,
И лесник Муровецкий, и Федя-скопец,
И советский поэт Михаил Исаковский.

Но держава, когда она держит святые бразды,
Неприступна, неостановима.
Все равно, как бы ни было — ввысь, до звезды,
До последнего нашего Рима.

Но вот где-то по гати бредет старичок —
Зрит оттуда волну Цареграда…
А услышит — приляжет во мху на бочок
И головкой качает: «Не надо».

Так вот из века в век, во вся веки-века
Вера с правдою прю затевали…
Только где она, вера, где правды рука?
Смерть лишь знает, и тоже едва ли.

Обращение Владимира Игоревича к единоверчеству, к древлеправославию было отнюдь не «увлечением московского интеллигента», ищущего новых религиозных ощущений. Оно стало для него методологическим средством в постижении онтологических, предвечных, сущностных свойств Руси, предуготовленной Богом для свершения именно здесь Страшного Суда. Да что об этом сейчас рассуждать?! Пройдет время, и благодарные русские люди рассудят, оценят заслуги Владимира Игоревича Карпеца, его великий вклад в соборную сокровищницу Русского Мiросозерцания, и будут молиться об упокоении его души от благодарных порывов своих сердец. А нам сейчас надо просто исполнить наш соратнический и дружеский долг перед ним, себе в утешение взывая: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, прости душе раба Твоего Владимира вся согрешения вольныя и невольныя, и даруй ему Царствия Небесного! Аминь.+

Москва, 28 января 2017 года

Леонид Евгеньевич Болотин, историк, писатель, публицист
1
1
1
1
1
Владимир Карпец и Жан-Мари Ле Пен
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Вечная память!

Вечная память!
Углич / 28.01.2017, 14:47
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Болотин
Умер Константин Душенов!
Памяти Друга
13.02.2024
Узник Василий Бойко-Великий ведёт борьбу за правду
На этом фронте перемирия не будет
24.01.2024
«Я не знаю: кому и зачем это нужно?»
«Демарш», которого не было
09.01.2024
Историко-идеологическая конференция
«Государь и государство»
20.11.2023
О сдвигах и исторических неточностях после
введения Григорианского календаря
30.08.2023
Все статьи Леонид Болотин
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии