Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев намерен объявить 2017 год - Годом нравственности, воспитания и культуры, сообщает сайт VaoNews. «2017 год я намерен объявить годом нравственности, воспитания и культуры», - заявил он.
По его словам, нравственность, воспитание и культура граждан должны прививаться с детства и должны начинаться в головах людей. «Воспитания в старинном смысле, когда дворяне воспитывали детей или кыргызы в старину давали воспитание детям или воспитание, о котором говорил Конфуций», - пояснил он.
«Так и ситуация с подкупом голосов должна быть вопросом нравственности. Если мы говорим о том, что человек продает свой голос, потому что нет тысячи сомов, то надо говорить и о тех, у кого есть миллион сомов и которые покупают голоса. Разруха у последнего в голове началась с рождения, ведь разруха или нравственность зарождаются у людей в голове», - добавил он.
Как отметил Алмазбек Атамбаев, в Кыргызстане необходимо уделять особое внимание этим проблемам, потому что долгие годы при прежних президентах в стране людям прививались нормы двуличия, продажа и подкуп голосов были нормой.
«Это зародил Акаев, а Бакиев, как его достойный ученик, продолжил это дело, сращивая его с криминалом», - отметил он. В вопросы нравственности, культуры и воспитания должен внести лепту каждый гражданин страны, уверен Атамбаев.
«Как вы помните, весной один студент начал акцию «Тукурбо - Не плевать!». И кыргызстанцы поддержали его! В соцсетях началась акция, где граждан призывали не лузгать семечки. Общественность - большая сила. Вот сегодня ни один чиновник не позволит держать зонт над собой после того, как одного из них осмеяли и осудили в соцсетях. Это хорошо, когда чиновники боятся осуждения общества», - сказал президент Киргизии.
Заместитель руководителя аппарата президента Мира Карыбаева объяснила разницу в текстах указа Алмазбека Атамбаева об объявлении Годом нравственности, воспитания и культуры на государственном и официальном языках, сообщает ИА «24.kg». Одна из журналисток заметила, что названия указов отличаются, в кыргызском варианте нет слова «воспитание». «Для меня этот указ тоже удивителен по той причине, что кыргызский текст короче русского. Указ писался одновременно на двух языках, и базовым был кыргызский», - заметила Мира Карыбаева.
«Название - непростое, многоэтажное. В нем много смыслов сидит. И каждый гражданин может в этих трех словах найти то, что ему нужно. Первое слово "ыйман", с одной стороны, переводится как "вера", а с другой - как "нравственность". Здесь важно донести до общества ту мысль, что не всегда нравственность и духовность связаны только с верой или религией. Иногда люди, которые называют себя верующими, совершают абсолютно безнравственные вещи. Бывает, люди, которые говорят, что не верят в Бога, совершают ответственные поступки», - пояснила Мира Карыбаева.
Инициативу президента Киргизии прокомментировал в интервью «Русской народной линии» известный ученый, директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора, заместитель председателя Совета по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции России Роман Силантьев:
Православие признает, что атеист может быть нравственным человеком, но православный христианин не имеет права быть безнравственным. Однако верующие люди могут пребывать в различных сектах или ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России. - РНЛ). Некоторые секты специально созидались на безнравственности - языческие и неиндуистские культы. Сектанты были верующими людьми, но при этом являлись педофилами и поддерживали проституцию.
Может ли верующий человек быть безнравственным? Смотря, в кого он верит. Сатанисты тоже верующие люди. Как понять, что духовность не всегда связана с религией? Конечно, бывают высоконравственные атеисты, но все они воспитывались в религиозных семьях или в религиозной культуре. Нет примера атеистической цивилизации, порождающей нравственных атеистов. Так или иначе, нравственность воспитывается в религиозной среде. Яркий тому пример - Советский Союз, где вслед за убылью религиозности населения уменьшилась нравственность народа. Во время Великой Отечественной войны наиболее широко проявилась религиозная нравственность, ибо люди исповедовали православные ценности. В те годы многие люди были верующими православными христианами, что подтвердила перепись населения до 1941 года. Во время войны религиозность народа резкость повысилась. Государственные лидеры Сталин и Микоян имели духовное образование, а большинство населения было воспитано в православной цивилизации. Но после кончины поколения, воспитанного до революции, резко упала нравственность, что привело к краху СССР.
Есть четкая корреляция снижения нравственности и религиозности. Мира Карыбаева, говоря о безнравственных верующих людях, имела в виду, что в Киргизии живут религиозные ваххабиты, которые устраивают теракты по всему миру, но при этом настаивают, что являются наиболее верующими киргизами.
Можно предположить, что администрация президента Киргизии призвала к различию духов - не всякой религиозности надо верить. Для Киргизии указ Атамбаева актуален и своевременен, ибо в республике существуют проблемы в этом направлении - среди населения много радикалов и сектантов.
Видимо, власти Киргизии стремятся воспитать в народе некое здоровое религиозное чувство с целью научения различения подлинного ислама от ваххабизма и прочих псевдорелигиозных течений.