Где нет верности правде Христовой, там напрасно и хранение чистоты веры

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского

Новости Москвы  Пастырская проповедь 
0
1551
Время на чтение 5 минут
В этом году в Неделю по Богоявлении Церковь совершает память святителя Филиппа, митрополита Московского. Мы помним, какой подвиг он совершил во времена царя Иоанна Грозного. Когда начинались страшные казни, и опричники неистовствовали в Москве, многие умоляли митрополита заступиться за них пред государем. Для государя это было достаточным поводом, чтобы начать преследование святителя Филиппа. Нашлись и между духовными лицами предатели, и среди них бывшие его ученики. История сохранила их имена — архиепископа Новгородского, епископа Суздальского, епископа Рязанского, протоиерея Благовещенского собора, царского духовника, которого Филипп подверг запрещению за какие-то проступки. Святитель, видя беззаконие, которое совершается, решился на открытое всенародное обличение Иоанна Грозного в соборной церкви. Это вызвало царский гнев. Вскоре после этого царь со своими опричниками пришел в воскресный день в Успенскую церковь в черных одеждах — такая пародия на монашество — и три раза он просил благословения у митрополита, но не получил его. Святитель сказал: «Здесь мы приносим Богу бескровную жертву за спасение мира, а за алтарем безвинно проливается кровь христианская». Иоанн в ярости грозил ему изгнанием и разными муками. Тут же в соборе враги Христовы, в том числе из среды духовенства, желая унизить его всенародно, подготовили на святого старца самую гнусную клевету, которую подучили произнести перед всеми одного благообразного отрока, чтеца домовой митрополичьей церкви. Когда эта клевета не удалась (отрок сознался, что говорил не по своей воле), царь приказал схватить всех бояр и сановников митрополичьих и пытать, чтобы выведать что-нибудь недоброе о святителе, но это не принесло желаемого результата. Тогда Иоанн отправил особую депутацию в Соловки, где подвизался святитель до поставления на митрополию, чтобы найти там лжесвидетелей. Такие нашлись, в том числе и сам игумен Паисий, которому обещался епископский сан. Немедленно был открыт собор для суда над митрополитом. Святитель объявил, что не боится смерти, что лучше умереть невинным мучеником, чем в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы беззакония. «Я пришлец на земли, — говорил он на угрозы царя, — как и отцы мои, и за истину благочестия готов потерпеть и лишение сана, и всякие муки».
В день архистратига Михаила в кафедральную церковь, где служил святитель Филипп, вдруг ворвались опричники. Они бросились на святого, сорвали с него святительское облачение, одели его в простую и разодранную монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и на дровнях отвезли в Богоявленский монастырь, где, томя голодом, держали в оковах в смрадной темнице. Не довольствуясь этим, Иоанн Грозный хотел еще осудить святого старца на сожжение, так как его обвиняли между прочим в колдовстве. Потом он был переведен в монастырь святого чудотворца Николая, куда царь прислал отрубленную голову его любимого родственника. Наконец, Филипп был удален из Москвы и сослан на заточение в Тверской Отрочь монастырь. Спустя около года, проезжая мимо, царь Иоанн послал к нему Малюту Скуратова, будто бы прося благословения в дорогу, который задушил Святителя подушкой.
Так было всегда. Это страшно, что мы слышим. Это происходит в Церкви, с теми, кто не просто во Христа крестились, но те, кто приняли священный сан. Мы должны ясно и трезво видеть, что такое Церковь Христова, которая не имеет пятна или порока, или нечто от таковых, потому что она облекается во Христа. Но Господь дает до конца каждому человеку проявить свой свободный выбор, испытывает волю каждого человека, насколько он верен тому дару, который он принял в крещении. Так всегда было. Так было со святителем Григорием Богословом, и со священномучеником Владимиром, первым мучеником из новых мучеников и исповедников Российских.
Святитель Григорий Богослов, который жил в IV веке, претерпел много клевет и вражды. Вражды не со стороны внешних врагов, а со стороны именно тех, кто был внутри Церкви. Самое страшное предательство, которое ожидало святителя Григория, в конце концов произошло со стороны того, кто называл себя его духовным учеником. Имя его вошло в историю как Максим Циник. Когда Церковь призвала Григория Богослова на патриаршество, Максим Циник обманом и лукавством восхитил это святительское избрание, а святитель Григорий Богослов со смирением уступил патриаршее служение своему лицемерному ученику.
Мы помним, что и священномученик Владимир претерпел гонение со стороны тех, кто был в Церкви. Со стороны некоего архиепископа Алексия, которому постоянную поддержку оказывали темные силы в лице так называемого «старца» Распутина, а также со стороны монашествующих Лавры, распропагандированных большевиками и указавшими местонахождение Владыки накануне его убийства. Претерпел гонения митрополит Владимир и со стороны начинающего поднимать голову украинского неообновленчества, для которого мирские ценности были дороже ценностей вечных. Одна и та же причина всегда: мирские ценности дороже ценностей вечных. Права человека дороже Христа. Все страдания священномученика Владимира связаны с той тайной, которая происходит внутри Церкви, когда в нее проникает мир.
По этой же причине — проникновения внешнего мира внутрь Церкви, — нечестивые ариане, считавшие себя христианами, теми, кто принадлежит Церкви, гнали святителя Афанасия Великого, который не находил себе ни места, ни покоя в течение всей своей жизни. Так гнали святого Василия Великого, угрожая ему смертью и муками, так гнали святого Иоанна Златоустого. Так гнали священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, когда он своему ученику духовному и предателю, подошедшему к нему под благословение, сказал: «Мы, кажется, с Вами не в Гефсиманском саду». Так гнали святителя Иоанна, митрополита Шанхайского и Сан-Францисского. Вся история Церкви отмечена попыткой мира сего после того, как он потерпел поражение от Креста Христова и от верных Кресту и всему, что этот Крест означает в Церкви, вторгнуться в Церковь и разрушить ее изнутри. Устроить смуту и сказать, что вот мы какие. Мы хотим, чтобы был мир, а почему-то не дают нам мира. Не просто лжеучениями обязательно разрушить, но именно тем нечестием, тем образом жизни, который присущ самому миру.
Так было и в истории Западной Церкви, когда почти все европейские страны были залиты кровью, оттого что преимущество гражданской свободы утверждалось над свободой духовной. Так произошло и с нашим Отечеством, единственным в своем роде христианским государством, когда нечестие изнутри со стороны неообновленцев и других предателей в Церкви стало причиной того, что вся наша страна была залита кровью мучеников и новых исповедников.
Так было в Церкви Христовой всегда, так будет и дальше. Это есть закон духовной жизни. Святой апостол Павел говорит, что все желающие жить благочестно о Господе будут гонимы, а нечестивые будут преуспевать и развращаться, вводя других в развращение. И путь их для многих станет соблазном. Те, кто исповедует подлинное христианство, всегда будут этим миром ненавидимы, преследуемы и гонимы, а те, кто носит имя христианина только по имени и хорошо вписываются в то, что совершает этот мир, будут преуспевать. Для них христианство и Церковь — всего лишь замечательный узор, украшающий их и благочестие и нечестие. Об этом предупреждает нас святой апостол Павел.
Празднуя сегодня память священномученика Филиппа, испытывая свою верность Христу, мы должны задуматься, где мы. В какой степени мир проникает в нашу душу, какими грехами, какой неверностью Христу и Церкви мы становимся родными этому миру. Какими грехами, каким отступничеством мы становимся гонителями Христа и всей Христовой Церкви. Слишком очевидно, в каких новых обстоятельствах это может вдруг неожиданно раскрыться. Где мы окажемся — среди тех, кто гонимы, или среди тех, кто гонит Церковь Христову? Почему царь-мученик сказал: «Кругом измена, трусость и обман»? Почему эти слова как бы начертаны на всем минувшем столетии, и далее, до кончины мира, до конца всего, что будет совершаться с нашей Церковью, с нашим Отечеством? Не будем страшиться никаких гонений, говорят нам сегодня святые древние мученики и новые мученики и исповедники Христовы. Сам Господь говорит, чтобы мы ничего не боялись. «Не бойся, дщерь Сиона, ликуй от радости! Се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий», — восклицает Он, ведя за Собой Свою Церковь путем Крестных Страданий в славу Небесного Иерусалима.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

58. Ответ на 57., М.Яблоков:

М.Яблоков: Голословно обвинить Русского Царя в... убийстве святых!.. Это серьезное преступление. Вражье дело.

Ты здесь кого конкретно и голословно обвиняешь? Похоже, ты такой же тролль как и твоя единомышленница Лукия. Как же ты упал за последние несколько месяцев ... ((
М.Е. / 24.01.2017, 18:30

57. Ответ на 54., Lucia:

Голословно обвинить Русского Царя в... убийстве святых!.. Это серьезное преступление. Вражье дело.
М.Яблоков / 24.01.2017, 11:06

56. Re: Где нет верности правде Христовой, там напрасно и хранение чистоты веры

Отче, простите за навязчивость, но я все же повторю вопрос. Где в службе свт. Филиппа (Минея за 9 января) говорится, что Царь Иван Грозный приказал убить митрополита? Я сам эту службы пел на клиросе только в прошлую субботу (в соединении с Октоихом, так как воскресенье) и ничего подобного не увидел.
М.Яблоков / 24.01.2017, 10:37

55. Ответ на 52., М.Яблоков:

Государь Иоанн Васильевич Грозный не отрицал фактов приводимых князем Андреем Курбским. Но резонно замечал. Меня Господь поставил судить, казнить и миловать своих холопов. И не тебе, беглому холопу, меня судить. М.Е. : Добавлю: и не нынешним экзальтированным "холопам" , называющих себя монархистами, судить, откуда взята информация, что митрополита Филиппа задушил любимый слуга царя Ивана Грозного - Малюта Скуратов. Думаю, было много очевидцев в монастыре, которые устно передали это другим. Но ekaм и яблоковым нужны дополнительные пимьменные доказательства (забывают они, какое время тогда было), а Священному Преданию и святителю Димитрию Ростовскому эти "холопы" очевидно не верят. М. Яблоков: Неужели Вы, отче, считаете этого "свидетельства" достаточно для того, чтобы утверждать, что Царь Иван Грозный признал себя убийцей свт. Филиппа?! Это как минимум непрофессиональный подход )

Не передёргивай, Миша. Это - низко и подло. И вообще: "холопам" лучше помолчать ... ))
М.Е. / 24.01.2017, 10:33

54. Ответ на 52., М.Яблоков:

Государь Иоанн Васильевич Грозный не отрицал фактов приводимых князем Андреем Курбским. Но резонно замечал. Меня Господь поставил судить, казнить и миловать своих холопов. И не тебе, беглому холопу, меня судить.Неужели Вы, отче, считаете этого "свидетельства" достаточно для того, чтобы утверждать, что Царь Иван Грозный признал себя убийцей свт. Филиппа?! Это как минимум непрофессиональный подход )

но ведь инкриминируют же убийство св.преп.Корнилия на том основании, что царь употребил слово "предпослал"? При этом расходятся в описании самой смерти удивительным образом. Одни говорят, что царь СОБСТВЕННОРУЧНО отсек ему голову при всем честном народе. другие. что святой был раздавлен при помощи какого-то (значит, никто не видел) приспособления. но ведь совсем не трудно сейчас выяснить, какою смертью умер преподобный? Опять же - в дореволюционных источниках он преподобный, сейчас - где как - где преподобный, где преподобномученик, где священномученик... Но это подразумевает смерть за Христа. В мученичестве, например, Царской семье было отказано...
Lucia / 24.01.2017, 10:30

53. Ответ на 51., иерей Илья Мотыка:

И самое главное, где свидетельство что святитель Димитрий Ростовский, что либо не критически заимствовал при составлении Четей-Миней? Вообще-то обвинение его в халтурном отношении к делу и по большому счету кощунство.

А Вы считаете Четьи-Минеи богодухновенными?
М.Яблоков / 24.01.2017, 10:13

52. Ответ на 49., иерей Илья Мотыка:

Государь Иоанн Васильевич Грозный не отрицал фактов приводимых князем Андреем Курбским. Но резонно замечал. Меня Господь поставил судить, казнить и миловать своих холопов. И не тебе, беглому холопу, меня судить.

Неужели Вы, отче, считаете этого "свидетельства" достаточно для того, чтобы утверждать, что Царь Иван Грозный признал себя убийцей свт. Филиппа?! Это как минимум непрофессиональный подход )
М.Яблоков / 24.01.2017, 09:26

51. Re: Где нет верности правде Христовой, там напрасно и хранение чистоты веры

И самое главное, где свидетельство что святитель Димитрий Ростовский, что либо не критически заимствовал при составлении Четей-Миней? Вообще-то обвинение его в халтурном отношении к делу и по большому счету кощунство.

50. Re: Где нет верности правде Христовой, там напрасно и хранение чистоты веры

Государь Иоанн Васильевич Грозный не отрицал фактов приводимых князем Андреем Курбским. Но резонно замечал. Меня Господь поставил судить, казнить и миловать своих холопов. И не тебе, беглому холопу, меня судить.

49. Re: Где нет верности правде Христовой, там напрасно и хранение чистоты веры

а для чего, собственно, Грозный приказал убить св. Филиппа? Конечно, если априори признать жестокость Иоанна, то других доказательств и не надо. Но на суде истории хотелось бы иметь улики повесомей. Древние в таких случаях спрашивали: кому выгодно? Имена недругов святителя хорошо известны и упоминались выше. Это новгородский архиепископ Пимен — второе лицо в заговоре 1569 г., епископы Пафнутий Суздальский и Филофей Рязанский, а также их многочисленные клевреты. Еще при поставлении святителя на митрополию в 1566 г. они «просили царя об утолении (!) его гнева на Филиппа». Иоанн же, напротив, гнева на нового митрополита не имел, даже когда тот просил его за опальных новгородцев или обличал недостатки правления. Царь еще более желал видеть на московской кафедре человека, знакомого ему с детства, прославленного честностью и святостью. Для тщеславных и честолюбивых интриганов избрание Филиппа было равно катастрофе. Как указывает митрополит Иоанн (Снычев) в своей книге «Самодержавие духа», после раскрытия заговора Федорова-Челяднина (1567 г.) митрополит Филипп выступил в поддержку державной политики царя и публично обличал сочувствовавших заговорщикам епископов. Это убедило их, что новый заговор не будет иметь успеха, так как даже в случае ликвидации Грозного царя, изменникам придется столкнуться с митрополитом, стоящим на страже интересов Отечества. Поэтому они взяли курс на устранение св. Филиппа с кафедры. Сначала интриганы попытались вбить между святителем и царем клин клеветы. Орудием послужил царский духовник, который, как уже говорилось выше, «явно и тайно носил речи неподобные Иоанну на Филиппа». А Филиппу лгали на Иоанна. Но эта попытка не удалась, так как царь и митрополит еще в 1566 г. письменно разграничили сферы влияния: один не вмешивался в церковное управление, а другой не касался государственных дел. Когда святого обвинили в политической неблагонадежности, Иоанн просто не поверил интриганам и потребовал фактических доказательств, которых у заговорщиков, естественно, не было.  Тогда владыки новгородский, рязанский и суздальский заключили с высокопоставленными опричниками-аристократами союз против Филиппа. К делу подключились бояре Алексей и Федор Басмановы. Заговорщики сменили тактику. Для поисков компромата в Соловецкий монастырь направилась комиссия под руководством Пафнутия и опричника князя Темкин-Ростовского. Игумен монастыря Паисий, которому был обещан епископский сан за клевету на своего учителя, и девять монахов, подкупленные и запуганные, дали нужные показания. Остальное было делом техники. В ноябре 1568 года епископы-заговорщики собрали собор. Приговор собора, как и многие другие документы того времени, впоследствии был «утерян». Но известно, что особенно яростно «обличал» святого архиепископ Пимен, надеявшийся стать митрополитом. Надо особо отметить, что «царь не вмешивался в решения собора, и противникам Филиппа пришлось самим обращаться к царю». Известный православный агиограф начала XX века Г. П. Федотов, несмотря на всю свою предубежденность против царя, отметил: «Святому исповеднику выпало испить всю чашу горечи: быть осужденным не произволом тирана, а собором русской церкви и оклеветанным своими духовными детьми». Из этого видно, что Иоанн добросовестно соблюдал подписанное соглашение о разграничении сфер деятельности церковной и светской власти. Царь пытался защитить святителя, но не мог нарушить соборного постановления. Свергнутый митрополит был арестован лично участником заговора А. Басмановым и заточен в Тверской Отрочь монастырь под надзор еще одного заговорщика, «пристава неблагодарна» Стефана Кобылина. Изменник Курбский откликнулся на событие очередной клеветой. «Кто слыхал зде, епископа от мирских судима и испытуема?» — писал он, как будто и не заметив, что суд был церковный, а не царский. Авторы «Жития» вообще не упоминают об осудившем святого Освященном соборе, также перекладывая всю вину на царя. Но самое интересное, что и Скрынников, в своей книге «Крест и корона», пишет: «Как бы ни складывались взаимоотношения монарха с первосвященником, в истории России не было случая низложения митрополита по решению светских судей», поддерживая, таким образом, версию Курбского. Такое заявление вдвойне непростительно для историка-профессионала: во-первых, Скрынников прекрасно знает о том, что святителя Филиппа осудил именно церковный собор, а во-вторых, как историк Скрынников должен помнить, что в XV веке Великий князь Василий Васильевич Темный своею (светской) властью низложил и арестовал принявшего Унию с католиками митрополита Исидора. Так что «случай низложения митрополита по решению светских судей» в России имел-таки место. Но вернемся в век XVI. Враги святителя просчитались. Пимен не стал митрополитом — Иоанн был не так прост и призвал на место св. Филиппа игумена Троице-Сергиева монастыря Кирилла. А в сентябре 1569 г. началось следствие о связях московских и новгородских изменников и их соучастии в устранении Филиппа. Святой стал очень опасным свидетелем, и его решили убрать. Когда Скуратов-Бельский, руководивший расследованием, достиг Твери, святитель был уже мертв. Можно предположить, что царь послал к узнику своего доверенного слугу с просьбой вернуться на митрополию, а вовсе не с приказом удушить святого. Но возвращение митрополита Филиппа в Москву вовсе не входило в планы заговорщиков. А тут, как на грех, один из них — пристав Кобылин — сторожил святого узника. И при этом стороже заключенный скончался — то ли от угара, то ли был задушен подушкой, то ли отравлен…
Lucia / 24.01.2017, 09:09
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Новости Москвы
Все статьи темы
Пастырская проповедь
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии