В интервью «Ъ» новый министр экономики Максим Орешкин рассказал о приоритетах министерства на ближайшие месяцы. Главная задача - план структурных и институциональных реформ в экономике, которые должны повысить темпы экономического роста, сократить долю теневой экономики, снизить налоги для легального бизнеса и представить бизнесу и гражданам то, что, по мнению министерства, является главным препятствием для инвестиций,- неопределенность экономических перспектив.
Говоря о перспективе экономического роста, глава Минэкономразвития заметил, что «первая проблема - это ограничения в сфере человеческого капитала, количественные и качественные. Связанная, но требующая выделения в отдельную категорию - это проблема бедности. Далее третья группа - это ограничения, связанные с инвестиционной активностью, также в части как их объема, так и качества. Отдельно в четвертую группу выделяем тему инноваций. Пятая группа - ограничения для международной кооперации и экспорта. Шестая - высокий уровень трансакционных издержек в экономике, асимметрия информации. Седьмая - проблема высокой доли теневой экономики в стране. Последняя, кстати, одна из самых важных тем».
«Проблема бедности в российской экономике гораздо важнее на данном этапе, чем проблема неравенства, которая довлеет над экономическим ростом развитых стран, - считает министр. - Понятно, что стратегически надо стремиться и к снижению неравенства».
Заявление Максима Орешкина проанализировал в интервью «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук профессор Олег Сергеевич Сухарев:
Ничего нового господин М. Орешкин не заявил. Вышеназванные проблемы известны и давно обсуждаются в российской экономике. Вопросы теневого сектора, трансакционных издержек и легализации деятельности относительно успешно решаются с 1990-х годов. Правительство, например, сегодня показывает желание часто не менять налоги, ибо постоянные институциональные изменения провоцируют трансакционные издержки. Структурные и институциональные изменения - нужны, но в каком объёме и какие?? Удручает иное - господин министр рассматривает отдельно проблемы бедности и неравенства, иными словами, явно разрывает связь этих проблем, что совершенно обнажает непонимание взаимосвязи - высокий уровень неравенства при определенных условиях приводит к нарастанию бедности и высокая бедность обеспечивает высокое неравенство. Эти параметры нельзя рассматривать раздельно, потому что они сплетены хоть и сложными, но вполне определёнными связями. Большое количество бедных (до 20 млн. чел в РФ) подчеркивает громадную пропасть между ними и богатыми, т.е. задают уровень неравенства и вносят вклад в его увеличение.
По всей видимости, такой пассаж сделан не случайно. Я не думаю, что он не понимает проблему неравенства, нарочно смазывая её и «педалируя» на проблеме бедности. Можно подумать, что нужно вот решать проблему бедности как социальную, но проблему богатства (спекулятивного) решать-то не нужно. А можно ли тогда решить проблему бедности, чуть нивелировать её, конечно, можно, на что видимо, и не более того, и нацелена власть в лице данного министра. Экономисты, занимающиеся социальными проблемами, прекрасно понимают, насколько глубинно взаимосвязаны проблемы бедности и неравенства. И в общем-то не является признаком высокой компетенции отрывать друг от друга эти вопросы. Поэтому слова министра вызывают глубокое сожаление.
В остальной части его интервью носит конструктивный характер - давно известные и обсуждаемые лозунги. К сожалению, министр экономического развития не показывает факторы и инструменты, которые помогут запустить экономический рост, хотя бы 2-4%. Мне кажется, что для человека такого уровня необходимо апеллировать более глубокими знаниями и показывать ориентировочный сценарий с использованием цифрового материала, что планируется и ожидается, каковы объективные складывающиеся пропорции в российской экономике, ограничения и методы их преодоления и т.д.
После прочтения интервью господина Орешкина, которое преподносилось как программное, возникает законный вопрос: Где сокровенные мысли самого (то есть, программа) министра? На душе остаются удручающие по-своему пессимизму впечатления, особенно от пассажа про человеческий капитал - количественная и качественная сторона. Человеческий капитал нельзя нарастить за два-три года. Это нонсенс! Работа по наращиванию человеческого капитала и по повышению уровня профессионализма требует системы мероприятий, касающихся не только рынка труда, но образования и науки. Это целый комплекс взаимосвязанных подсистем в экономике. Эти проблемы не решить наскоком и маханием шашкой наголо в условиях ограниченности ресурсов, когда текущая экономическая политика выступает ограничением экономического развития, когда развёрнуты психозы реформаторства по различным подсистемам экономики (без должных целей и ресурсов под них!!!), когда непотические связи решают всё - и определяют и науку, и образование, а выборные процедуры не уберегаются от разлагающего характера этих непотических связей, а значит, не обеспечивают выдвижение самых достойных и лучших - смешно говорить о качестве и количестве человеческого капитала (когда развёрнуты рестрикции!)
По набору указанных выше признаков интервью господина М.Орешкина выглядит, на мой взгляд, противоречивым. Пока преждевременно делать выводы относительно нового министра экономического развития. Я думаю, что он является несамостоятельной фигурой, во всяком случае, пока. Судя по интервью, глава Минэкономразвития только начинает входить в курс дела. Сейчас видны только определенные заявки в виде лозунгов. Сложно однозначно сказать, является ли Орешкин альтернативой Улюкаеву. (думаю, что нет!)
Однако, мне понравился в интервью единственный момент, где он заявил о том, что необходимо аналитически обосновывать решения - нужны обоснование и широкое обсуждение конкретных действий. Эта оговорка обнадеживает. Если он будет демократичен и не станет обращать внимание на критику, в том числе содержащуюся здесь, и привлечет разных специалистов с противоположными научными взглядами, то может оказаться более сильной политической фигурой, чем А.Улюкаев. При бывшем министре, на мой взгляд, ощущалась некоторая «зашоренность» и незыблемость определенных позиций: шаг влево или вправо - расстрел на месте. Если господин М.Орешкин проявит, в конце концов, самостоятельность и вытекающую из неё гибкость, то с ним можно будет договориться о внедрении иных элементов экономической политики (надеюсь на это).
Но пока господин Орешкин остается темной лошадкой, ибо он не заявляет ни одного действия, а озвучивает общесистемные известные характеристики, намерения, пока очень поверхностные. Всем понятно, что нужно решать эти проблемы, но вопрос: каким образом? А поскольку он толком не обсуждает способ решения проблем, то пока и остается «темной лошадкой», но лошадкой потому, что пахать ему придётся много в любом случае.
2. Орешкин остается пока «темной лошадкой»
1. Re: Орешкин остается пока «темной лошадкой»