Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Премии создаются для дрессировки писателей»

04.01.2017


О номинировании в 1966 году Анны Ахматовой, Владимира Набокова и Константина Паустовского на Нобелевскую премию по литературе …

Кандидатура Анны Ахматовой была выдвинута на Нобелевскую премию по литературе в 1966 году. Об этом свидетельствуют обнародованные Шведской академией архивные документы, сообщает ТАСС. Списки номинантов держатся в секрете 50 лет.

Имя великой русской поэтессы было предложено профессорами славянских языков Гётеборгского университета Гуннаром Якобссоном и Гарвардского университета Романом Якобсоном. Ахматова скончалась 5 марта 1966 года, поэтому на более поздней стадии обсуждений Нобелевский комитет ее кандидатуру не рассматривал.

Всего в обнародованном списке 72 имени, в том числе Владимир Набоков, Константин Паустовский. 

В 1965 году Анна Ахматова была впервые номинирована на Нобелевскую премию по литературе. Но тогда ее творчество произвело на членов Шведской академии значительно меньшее впечатление, чем ее судьба. В частности, председатель Нобелевского комитета Андерс Эстерлунд упоминает, что читал поэзию Ахматовой в переводе. «Я был под сильным впечатлением от ее истинного вдохновения и утонченной техники, но куда больше меня тронула судьба поэтессы - на протяжении многих лет оказаться приговоренной к тяжелому, вынужденному молчанию!» - отмечает он.

Из открытых в прошлом году документов следует, что в 1965 году большинство членов Шведской академии выступили за присуждение награды Михаилу Шолохову. Однако до этого Нобелевский комитет обсуждал возможность поделить премию между автором «Тихого Дона» и Ахматовой, но Эстерлунд отклонил это предложение. Он заявил: «Ахматова и Шолохов пишут на одном языке, но больше ничего общего у них нет». 

Рассекреченные данные Нобелевского комитета прокомментировал в интервью «Русской народной линии» лауреат первой Патриаршей премии в области литературы, сопредседатель Союза писателей России, русский писатель Владимир Николаевич Крупин: 

Если рассматривать Нобелевскую премию как высшую литературную награду, то ни один из вышеперечисленных кандидатов ее был не достоин. По выражению поэта Юрия Кузнецова, творчество Ахматовой - это дамское рукоделие. Поэтесса терпеть не могла Есенина, была чрезвычайно высокомерной. Она эвакуировалась в Ташкент в начале Войны, а Ольга Берггольц осталась в блокадном Ленинграде.

Для Паустовского подходит выражение одного мудрого человека - в грозные времена пошел накопать червей для рыбалки. Паустовский неплохо по стилистике и языку описывал природу, ручейки и облака. Это хорошее дело. 

Владимир Набоков – это холодный плед прозы. «Где только вспыхивал, откалывая крупные секунды, блик маятника» - попробуйте так сказать! Это литература. 

А любопытных читателей я отсылаю к исследованию Вадима Кожинова о Нобелевской премии. Все великие писатели были лишены этой награды! 

Для улыбки раскрою секрет, почему великий математик современности Игорь Шафаревич не стал лауреатом Нобелевской премии – жена Альфреда Нобеля согрешила с математиком, поэтом математику исключили из номинации. А если бы она согрешила с литератором, то и литературы не было бы в Нобелевских списках. Да наплевать нам на эту премию! Любые награды существуют для того, чтобы ссорить людей! 

Мне известен поэт, которому вручили 36 премий, но его никто не знает! А есть поэт без премий, но известен всем. Какие премии получал Пушкин?! Другое дело – пособия и помощь старикам-писателям. Вручение премий – это какая-то дикость! 

Первую Нобелевскую премию по литературе вручили не Толстому, а неизвестному европейскому писателю. Лев Николаевич из кокетства и упрямства отказывался от награды, но штука в том, что его никто в Европе не поддерживал. Но после того, как он написал роман «Крейцерова соната» о гомосексуалисте, ему в Европе все зааплодировали. Поэтому не стоит обольщаться Толстым. Нобелевская премия по литературе началась со скандала, так им и продолжается. 

А все эти премии «Русский Букер» и «Антибукер» никому не нужны. Премии создаются для дрессировки писателей. В советское время литература была сильнее, чем теперь. Почему? В то время литературу разделяли на различные направления – рабоче-крестьянское, детско-юношеское и другие. Конечно, были премии, но литература жила вне этих наград. Я помню, мы очень переживали, что Белову и Распутину не дают премии. Но потом дали. Ну и что изменилось? Глядя на последнюю лауреатку Нобелевской премии по литературе, можно сделать вывод, что уровень комитета упал ниже плинтуса.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Евлампия : ???
2017-01-06 в 05:25

"Крейцерова соната" про гомосексуалиста??? Автор в своем уме? А Ахматова оказывается нуждается в оценках некоего никому неизвестного Кузнецова? А вот насчет высокомерия и отьезда в Ташкент как обьяснение творческой несостоятельности-вообще нонсенс!!! Кухонные сплетни ваша статейка- уровень анализа именно кухонный, пропахший пережаренным луком! А шнобелевская- это и вправду ерунда полнейшая!
1. Сергей Абачиев : Re: «Премии создаются для дрессировки писателей»
2017-01-04 в 14:11

«Нобелевки» по литературе быстро стали сугубо идеологизированными. Как и Нобелевские премии мира. Советские авторы, за исключением М. А. Шолохова, награждались ими за антисоветскую направленность своих наградных произведений. С Нобелевскими премиями по отраслям науки по отношению к советским авторам тоже была своя дискриминация. Но в начале истории Нобелевских премий - вряд ли. Так, кандидатом на первую Нобелевскую премию по химии в 1901 году, вроде бы, «беспроблемно» должен был стать Д. И. Менделеев - общепризнанный мировой классик. Но так и не стал до своей смерти в 1908 году. При этом после 1901 года трижды Нобелевки по химии не присуждались «из-за отсутствия достойных кандидатур». Но так же было и с первыми Нобелевками по физике. Дж. Томсон (лорд Кельвин), Л. Больцман и Дж. Гиббс к 1901 году также были классиками мирового уровня, но также не удостоились высшей награды. Поначалу Нобелевский комитет ещё не научился оценивать по достоинству научную классику и выдвигал на премии авторов «свежих» открытий. Как, например, Х. Вант-Гофа на первую Нобелевку по химии. Но теперь классика у него в почёте. Наш В. Л. Гинзбург получил её в 2003 году за свои открытия более чем полувековой давности, когда стало понятно всем, что́ такое сверхпроводящая энергетика, теоретические основы которой он заложил вместе с Л. Д. Ландау, А. А. Абрикосовым и Л. П. Горьковым. Дж. Килби тоже получил Нобелевку за свою первую интегральную микросхему почти через полвека, когда в полной мере выявились грандиозные технические и социально-экономические последствия этого изобретения. П. Хиггс ждал своей Нобелевки 50 лет.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме