itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Грех — это проказа

Слово в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
654
Время на чтение 6 минут
За три недели до Рождества Христова за воскресной Божественной литургией мы слышим Евангелие об исцелении десяти прокаженных.

Проказа, от которой они исцелились, была в те времена, как сейчас СПИД, болезнью неисцелимой и роковой. Самые источники крови отравлялись этой болезнью, лицо человека обезображивалось, и все тело его медленно разлагалось, как бы заживо охваченное смертью. Более того — проказа делала больного изгоем. Прокаженный не мог входить в селения, потому что его приближение к другим влекло за собой заражение. Он обязан был иметь разорванную одежду и предостерегать всех приближающихся к нему криком: «Нечист, нечист!»

Прокаженный — не только неисцелимо больной, он также нечистый. Для чего мы так подробно говорим об этом? На самом деле все мы — прокаженные, только здесь явно показано то, что до времени скрыто в нас. Церковь говорит о проказе греха. Грех — это проказа. И смысл поста накануне Рождества Христова для каждого из нас — увидеть в проказе всего себя, и душу, и тело, и осознать, что по этой причине Бог воплощается. Христос рождается, чтобы стать страждущим слугой Иеговы, Тем, Кто поражен не своими грехами, но носит зло других.

Неслучайно рассказ о десяти прокаженных предваряется словами: «Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею». Это путь к смерти, здесь — перекресток дорог, соединяющих дорогу в Иерусалим с землями язычников. Эти десять прокаженных — израильтяне и самарянин, одинаковые перед лицом общей страшной беды, остановились вдали и, стоя на расстоянии, громким голосом взывают к жалости. Их крик о помощи обращен только к Учителю, к Равви — не ко Господу, даже не к Сыну Давидову, как это было у слепого в Иерихоне. Эти прокаженные не знают, к Кому они обращаются. Суть рассказа — и смысл Рождественского поста, точно так же, как и всей нашей жизни, — узнавание личным опытом Того, Кто родился в Вифлееме, и выявление наших отношений с Ним. Мы не сможем исполнить наше предназначение, если Христос не придет к нам.

В Евангелии от Марка рассказывается, как Христос прикасается к прокаженному, пересекая запрещенное пространство, которое отделяет здорового от больного, праведника от грешника. Тотчас Он Сам становится нечистым, и согласно закону должен быть исключен из человеческого общества. Об этом событии становится всем известно, так что Господь, как сказано в Евангелии, не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. Рассказ, однако, заканчивается обращением всех людей ко Христу: «И приходили к Нему отовсюду».

Как похоже это на то, что раскроется на Кресте! «Когда Я буду вознесен от земли, — говорит об этом Господь, — Я всех привлеку к Себе». Потому и апостол Павел обращается к нам: «Иисус пострадал вне врат, итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр. 13, 12—13). Христос не мог бы исцелить этих прокаженных — исцелить нас от нашего зла, — если бы Сам не перешел бездну, отделяющую человека-грешника от святости Божией, если бы Он, не знающий греха, не уподобился грешникам.

В Евангелии от Луки Христос не прикасается к прокаженным, но посылает их показаться священнику — к тому, через кого действует Бог, и по дороге они получают исцеление. Все десять исцелились, потому что у всех десяти была вера. Без доказательств, без знамений они верят слову Христову. Из глубины своего страдания они воззвали к Нему. Для них важнее всего на свете было избавиться от мучительной болезни, но для большинства из них Христос оказался лишь способом исцеления — так сказать, средством для достижения цели. Они исцелились, но остаются вдали от Христа, и расстояние даже увеличивается. То, что они хотели, они получили, чего еще им нужно! Рассказ на этом завершается, больше нечего сказать. «Разве они не исцелились? — вопрошает Господь. — Где же они?» Их недостает Господу, они должны быть здесь. Мы слышим голос Бога, ходящего в раю: «Адам, где ты?» (Быт. 3, 9).

Расстояние будет преодолено десятым прокаженным, иноплеменником — тем, кто вне закона. Для него исцеление — знак чего-то более важного, чем исцеление. Для девяти других Христос был просто путем к обретению здоровья, для десятого это исцеление становится местом перехода, Пасхой, чтобы придти к Самому Богу. Он переходит от благодеяния к Личности Благодетеля, и здесь рассказ становится притчею — он описывает путь, предлагаемый каждому человеку.

Опираясь на полученные дары, мы должны возвратиться к истоку, соединиться с началом, которым мы живем, и движемся и существуем. Весь смысл духовной жизни — то, что мы есть, и то, что мы имеем, мы должны принести, предложить Богу, Отцу Светов, от Которого всяк дар совершен.

Это тайна Воплощения Слова Божия, которое не могло совершиться, пока в человечестве не было готовности принять этот дар от Бога. Это Евхаристия — когда мы предлагаем Богу то, что Он нам дал, под видом хлеба и вина, представляющих всю нашу жизнь. И Бог отдает нам то, что мы Ему дали, пресуществленным, преображенным в жизни Сына Божия и Сына Человеческого.

Этот путь совершен Самим Христом — от Вифлеема до Голгофы. Придя от Отца, Он возвращается к Отцу. Он дан нам, Он «Сын и дадеся нам» в пресветлом Рождестве. И через Крест, через Пасху Он снова отдает Себя, приносит Себя и всех нас Собою Отцу, чтобы быть жизнью нашей жизни. Это действие благодати, это благо, это добро, вечная жизнь — то, чему мы причащаемся в Церкви.

Святой Григорий Богослов говорит, что благодарить — это то, что более всего роднит человека с Богом. Когда мы благодарим, совершается самое великое чудо — таинство Тела и Крови Христовых, таинство Воплощения, смерти и воскресения Бога на земле. «Встань, иди, вера твоя спасла тебя», — говорит Христос. Эти слова звучат как пророчество о воскресении, о хождении путем новой жизни, о спасении.

Исцеление от смерти — вот что нужно человеку. У десяти прокаженных была вера как горчичное зерно, которая может двигать горами, исцелять проказу, но которая не может исцелить смерть. Только вера, действуемая любовью, как говорит апостол Павел, завершается встречей с Богом, может спасти. Десять человек исцелились, а спасен только один. Он вернулся, славя Бога. Это значит, что он узнал, что есть Бог, и возвысил свой голос, чтобы все узнали, что Бог есть любовь. Воздать славу Богу — значит восстановить истину, искаженную ложью древнего змия, который представлял Бога лжецом и скупым на дары.

Через исцеление человек понял, что Бог — только любовь. Но как мы узнаем, что Бог — любовь? Из того мы узнаем Его любовь, говорит апостол Иоанн Богослов, что Он положил за нас душу Свою. Исцеление нам дается Господом дорогою ценою. Если мы хотим исцелиться от проказы греха, мы должны идти в Церковь, показаться священникам. Но только по дороге нашего возвращения — с благодарностью ко Христу — наша вера становится пасхальной.

Послушаем внимательно еще раз, что значит воздать славу Богу: это значит вернуться исцеленному прокаженному, чтобы возблагодарить своего Спасителя. Прокаженный не мог воздать славы Богу, не вернувшись с хвалою ко Господу. Для нас после двадцати веков христианства исповедание Христа истинным Богом и совершенным Человеком привычно, хотя постижение этой непостижимой тайны всегда бесконечно. Надо прикоснуться Плоти и Крови воплотившегося Бога, чтобы понять, что проказа, смерть могут быть преодолены только Богом, но Богом во Христе Иисусе, ибо «нет другого имени под небом, данного человекам, — говорит апостол Петр, — которым бы надлежало спастись» (Деян. 4, 12).

Но когда прокаженный воздает славу Богу, благодаря Иисуса Христа, он, без сомнения, еще далек от исповедания — «истинный Бог, истинный Человек, неслитно, нераздельно» — Халкидонского собора. Для десятого прокаженного Бог был невидим и неприступен, но он имел перед собой Человека Иисуса Христа, как называет Господа апостол Павел.

Мы никогда не видели Христа, что остается нам? Люди, плоть которых принял Христос и среди которых Он становится по-новому видимым: «То, что вы сделали другому человеку, — говорит Он, — то сделали Мне». И сегодня мы не можем получать дары Божии, и даже Святые Дары, как только через других людей. Благодаря других людей, мы воздаем славу Богу, и когда мы отвечаем людям черной неблагодарностью, между нами и Богом образуется бездна. Мы отделены от Бога двойной бездной — бездной, которая отделяет Творца от творения, и бездной, которая становится бесконечной — нашим грехом.

Постом и молитвой, покаянием и причастием Святых Таин мы приближаемся к празднику Рождества Христова, когда Бог во Христе преодолевает эти две непреодолимые бездны. Бог становится хрупким Младенцем в мире смерти и греха, и мы можем больше не бояться ни нашей хрупкости, ни нашего греха. Не в том смысле, что теперь мы можем бесстрашно грешить, а в том смысле, что, когда мы ненавидим грех и сражаемся с грехом, терпя поражение за поражением, и кричим, как прокаженные, о милости ко Господу, не смея приблизиться к Нему, Он исцеляет нас.

Но чтобы преодолеть расстояние, подойти близко к Богу, возлюбить Его всем сердцем, всею мыслию, всею крепостию своею, и близко подойти к другому человеку — возлюбить ближнего своего, как самого себя, — мы должны научиться великой тайне благодарения.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Дар Божий
27 марта — празднование Феодоровской иконы Божией Матери
26.03.2024
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
24.03.2024
Где торжество Православия в сегодняшнем мире?
Слово в Неделю Торжества Православия
23.03.2024
Враг старается осквернить святыню поста
Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона
23.03.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Ориентир Великого поста
22 марта — память 40 мучеников Севастийских
22.03.2024
Где огонь, который Христос пришел принести на землю?
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в четверг
21.03.2024
На последнем Суде
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в среду
20.03.2024
Богослужение особой духовной красоты
Сегодня — первая литургия Преждеосвященных Даров
20.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54