Во вторник, 13 декабря, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в мужском монастыре «Свято-Покровская Голосеевская пустынь», сообщает Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
За богослужением была совершена хиротония архимандрита Исаакия (Андроника), наместника обители, в епископа Ворзельского, викария Киевской митрополии.
В завершение богослужения Предстоятель обратился к епископу Ворзельскому Исаакию со Словом и вручил ему архиерейский жезл. По традиции иерарх подал верующим свое первое архипастырское благословение.
В редакцию «Русской народной линии» поступило поздравление в адрес владыки Исаакия от информационно-просветительского Центра «Надежда» при Киевской духовной академии, составленное постоянным автором РНЛ киевским профессором Виктором Михайловичем Чернышевым и кинорежиссером, членом Национального союза кинематографистов Украины Неониллой Пасичник:
«33 год после воплощения Иисуса Христа является не только началом новой эпохи для всего христианства, но в особенности для Руси, сохранившей до наших дней Церковь Христову в том виде, в каком ее создал вочеловечившийся Господь. Вполне возможно считать, что русский народ и русские земли были Крещены святым апостолом Андреем 2000 лет назад и отметить эту дату празднованием в 2035 году, уже через менее чем 20 лет. Из летописи церковного учителя святого Иеронима мы знаем, что святой апостол Андрей Первозванный проповедовал Слово Божие в Скифии. По Вознесении Господа нашего Иисуса Христа, когда апостолы, познавшие языки Духом Святым, направились в разные страны проповедовать учение Сына Божия, апостол Андрей пошел к скифам и дошел до Херсонеса в Таврии (Крым).
Узнав, что недалеко Днепрово устье, и желая оттуда идти в Рим, Андрей поплыл вверх по Днепру к горам, где сейчас возвышается наш славный град Киев. Тут он взошел на горы и поставил крест на том месте, где со временем построена была церковь Воздвижения Креста Господня (не сохранившаяся до наших дней). По другой версии - на этом месте сейчас Андреевская церковь над Подолом. И сказал святой Андрей ученикам своим: «На сих горах воссияет благодать Господня и будет град велик со многими церквями и просветит Святым Крещением Господь всю эту землю». Как мы убедились, пророчество это исполнилось, и наши предки просвещены были церковными учителями, приглашенными из Константинополя святым равноапостольным князем Владимиром.
Но это будет потом, а тем временем апостол Андрей поднялся Днепром к северу, в варяжскую землю, останавливаясь в местах, где ныне устроены святые обители. Из тех пределов спустя столетия придет на Русь по приглашению новгородцев Рюрик Скиалдунг - основатель русской государственности и предок святого равноапостольного князя Владимира.
Далее апостол Андрей из варяжской земли направился в Рим, а затем в Грецию и в те земли, где через три столетия Константин Великий создаст Византийскую христианскую империю. Частью Византии и были степные пространства царских скифов, где проходил апостол Андрей, утверждая христиан и поставляя им епископов и наставников.
Путешествие святого апостола Андрея Первозванного в Киев, учитывая длительность пути, могло быть в 34 или 35 году по Р.Х. В своем похвальном слове Иоанн Златоуст вспоминает обращение Андрея Первозванного к своему брату, первоверховному апостолу Петру: "Мы нашли сие сокровище: избегай, Петр, нищеты обрезания, освободись от раздранных рубищ закона, свергни с себя иго письмена. Оставь сеть, как орудие нищеты, лодку - как обиталище во время потопа, рыбную ловлю - как ремесло, подлежащее морскому волнению, рыб - как товар для чревоугодия, народ иудейский - как превозношение пред Богом. Мы нашли Мессию! Один Христос - истинный по природе Бог, но Который, по Своему милосердию к людям, запечатлел Своим исхождением девическое чрево, как некоторою печатию, и сих рыбарей источниками Своих исцелений".
Православная Церковь Христова свято чтит и хранит эту апостольскую печать вот уже почти два тысячелетия, а наша Русь благодарит Бога за дивного проповедника и самовидца Христа, просветившего всю Европу. От скифов - до славян.
Промыслительно, что датой архиерейской хиротонии архимандрита Исаакия настоятеля Свято-Покровской мужской Голосеевской обители в Киеве стал день памяти святого апостола Андрея Первозванного.
Свято-Покровскую мужскую обитель в Голосеево принято считать Русским Афоном и с этим, видимо, трудно не согласиться... Но женщинам вход здесь не воспрещен. Голосеевская пустынь - в прошлом скит Киево-Печерской Лавры, а ныне величественный мужской монастырь, объединяет черты монашеской Русской Афонской губернии и Святого Града Иерусалима. Свято-Покровская Голосеевская обитель - это Новый Иерусалим по своей реальной и сакральной значимости. Захожане входят в храм в честь иконы «Живоносный источник» и оглядываются в растерянности: ищут свечную лавку... А её в храме нет! Здесь не торгуют. Прихожане знают, что приобрести всё необходимое паломнику возможно, но лишь у входных врат в обитель. А те 100 шагов "поприща" от лавки в храм прихожанин проделывает, обремененный лишь тяжестью собственных грехов и готовностью к покаянию. Так мудро устроена жизнь обители молитвами братии - непреклонных стражей не только вверенной им обители, но и Православия. На мой вопрос о таком непривычном современному христианину устройстве, настоятель обители отец Исаакий ответил: «Так было в глубокой древности. Если мы, духовенство, храним апостольскую преемственность, то почему она не должна касаться и жизни храма...» В храмах монастыря не жгут электричества: богослужения совершаются при свете свечей, как это было во времена вочеловечившегося Спасителя ... Благодаря чему достигается особое молитвенное состояние, ещё раз доказывающее, что Рай - это не географическое понятие, а состояние души человека, определяющееся её близостью к Богу. Устремленность иноков к стяжанию Духа Святого передаётся всем, кто пришел в обитель помолиться или потрудиться. Умная - сердечная молитва не прерывается с рассвета до сумерек и в продолжение ночи, когда монахи молятся о всём мире.
В обитель с Лесного столичного кладбища были перенесены мощи монахини Алипии - подвижницы благочестия ХХ века. Проживая в безбожные советские времена даже в отдаленной Голосеевской своей келлии, монахиня Алипия не знала покоя от преследования властей. Накануне Чернобыльской катастрофы 1986 года Матушка предупреждала о грядущем атомном взрыве. Тогда же пыталась предупредить своих чад и ещё об одной беде, «духовном Чернобыле»: о будущем "филаретовском" расколе в Украине. Она убеждала своих духовных чад, что нужно принадлежать только канонической Православной Церкви. Но в раскол тогда мало верили, и многие смущались, когда в Демиевской церкви она словами «Раскольник, раскольник!» встречала или провожала бывшего митрополита Филарета (М.А.Денисенко).
Любая человеческая беда, любое человеческое горе всегда вызывало в душе старицы большое сострадание. И сейчас душа матушки Алипии болезнует о "духовном Чернобыле", взорвавшемся не только в недрах Православия "филаретовской сектой", но разрушившим и продолжающим заражать души многих верующих. Когда мы решились поинтересоваться мнением архимандрита Исаакия о возможности для раскаявшегося расстриги мнимого патриарха Филарета поступить на покаяние в Голосеевскую обитель, её настоятель, отец Исаакий, ныне уже Владыка, ответил, что этот вопрос решается на уровне Святейшего Патриарха Кирилла. А каяться митрополит-расстрига должен перед всем им обманутым украинским народом... Преодоление раскола в Болгарской Православной Церкви - это заслуга нашего современника болгарского царя Симеона II: когда болгары призвали своего царя вернуться на родину, тогда и сложились условия для покаяния раскольников. Поучительна история уврачевания Болгарской Православной Церкви и в 19 веке. Это произошло стараниями болгарской общественности и русского дипломата князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского.
Интересно, что именно святитель Пётр Могила (+ 1647, память 13 января), представитель старинного боярского молдавского рода, основатель первой духовной школы в Киеве - Киево-Могилянской Академии, обратил внимание на особую красоту и уединенность живописной окрестности Киева - Голосеево. Им была приобретена часть леса вместе с небольшой поляной и построен храм в память о великомученике Иоанне Сочавском, а так же несколько домишек-келлий для братии. Так было положено начало Голосеевской пустыни. Неудивительно, что в 2010 году, по ходатайству архимандрита Исаакия (Андроника) к Блаженнейшему митрополиту Владимиру в Голосеевской пустыни открыто учебное заведение для мальчиков - Православный Центр прикладных ремесел имени преподобного Иоанна Дамаскина. Устроителем подобного начального училища с трехлетним курсом и программой обучения, равноценной программе церковно-приходской школы был в Царской России предприниматель граф Алексей Алексеевич Бобринский, памятник которому воздвигли благодарные киевляне в 19 веке. Подобное ремесленное учебное заведение сейчас учреждено в Киеве в Голосеевской обители - малой Лавре. Выпускники 9-ых классов, подобно тому, как это было до революции в нашей стране, получают в этом
учебном заведении общее среднее и духовное образование, приобретая при этом специальность повара, портного, столяра и резчика по дереву».