7 декабря 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Воскресенском храме в Цюрихе Божественную литургию, сообщает Патриархия.ru.
У входа в храм Святейшего Патриарха встречали с цветами ученики приходской воскресной школы, они преподнесли Патриарху хлеб-соль.
За Литургией Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополит Швейцарский Иеремия (Константинопольский Патриархат), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Виленский и Литовский Иннокентий, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии митрополит Рязанский и Михайловский Марк, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, епископ Корсунский Нестор, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний, а также заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архимандрит Филарет (Булеков), настоятель храма Воскресения Христова в Цюрихе протоиерей Михаил Земан, клирики Корсунской епархии.
В храме присутствовали представители Римско-Католической церкви и других христианских конфессий.
За богослужением пел хор «Покров» под управлением Андрея Горячева.
Евангелие было прочитано на церковнославянском и немецком языках.
После сугубой ектении Святейший Патриарх вознес молитву о мире на
Украине.
По завершении богослужения со словами приветствия к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу обратился настоятель храма протоиерей Михаил Земан: «Сегодня мы радуемся, как радовались те, кто 15 лет назад присутствовал при освящении этого храма, которое совершили Вы, Ваше Святейшество. Радуемся, как многие из присутствующих здесь, кто были участниками торжеств, возглавляемых Вами по случаю 70-летия прихода, 10 лет назад. Мы радуемся и с новым поколением наших прихожан, которые подросли за это время и сегодня здесь, вместе с Вами отмечают уже 80-летие нашей общины. Позвольте низко Вам поклониться и поблагодарить за великую радость, которую Вы дарите нам, своим детям».
В дар Святейшему Патриарху протоиерей Михаил преподнес икону святых мучеников Цюриха, покровителей города, ― Феликса, Регулы и Экзюперанция.
Затем прозвучало слово Предстоятеля Русской Православной Церкви.
«С особым чувством я совершил сегодня Божественную литургию в этом храме. С этим приходом я связан 45 лет — с 1971 года. Тогда это был совершенно другой приход, другой храм — в маленькой квартирке, где служил игумен, затем архимандрит, а затем епископ Цюрихский Серафим (Родионов). В воскресенье на богослужение собиралось всего несколько человек. В то время я служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве, и этот приход был тоже создан владыкой (тогда еще иеромонахом) Серафимом в 1946 году. Сейчас я с большим волнением вспоминаю окормлявшего в те годы Швейцарию владыку Серафима, который практически всю свою жизнь отдал этому приходу. Очень рад видеть отца Мартина, настоятеля первого монастыря нашей Церкви в Швейцарии, который тоже был создан по благословению владыки Серафима», - отметил Патриарх.
«Религиозная жизнь наших приходов была совершенно иной, но те немногие, кто приходили в наши храмы, были очень тверды в вере. У нас никогда не было пессимизма по поводу будущего, никто не говорил: мы последние, нас осталось всего 10-20 человек, и скоро все закончится. Мы торжественно, со слезами на глазах праздновали Пасху, Рождество Христово, и никто из нас не помышлял о конце — все верили и чувствовали, что наступит новое время, новая эпоха. По милости Божией это время наступило, и здесь, в Цюрихе, появился этот замечательный храм. Я вижу, что за 10 лет с момента моего последнего посещения многое изменилось — прихожан стало еще больше, но особенно больше стало детей. Перед нами живая, современная православная община. И сегодня, празднуя 80-летие этого прихода, мы должны с благодарностью вспомнить всех, кто трудился в прошлом, кто своей верой и твердостью в своих убеждениях сохранил очаги русской православной жизни в Западной Европе», - добавил он.
«Теперь следует задать главный и важный вопрос: почему мы сегодня приходим в Божий храм? С точки зрения современного человека, который стремится к комфорту, провести стоя в помещении два с лишним часа — совсем не то, чего бы ему хотелось. Но даже в переполненном храме мы стоим по два или три часа, ибо здесь мы соприкасаемся и умом, и сердцем с иной реальностью, с иной силой, которая не безразлично взирает на нас откуда-то с небес, а непосредственно пребывает с нами. До этой силы мы дотягиваемся своими словами, внутренним взором, своим сердцем и чувствуем Божественное присутствие в нашей жизни. Бог слышит наши молитвы и отвечает на них, и это самое сильное доказательство того, что Он существует. Никакие философские рассуждения о том, есть Бог или нет, нам не интересны, ибо умом и сердцем мы чувствуем присутствие Божие», - подчеркнул Его Святейшество.
«В храме мы учимся многому. Мы слушаем слово Божие и пытаемся понять великие слова, пришедшие к нам из глубины веков. Сегодня, в день памяти святой великомученицы Екатерины, а также великомученика Меркурия, мученика Меркурия Смоленского и других, в том числе нескольких священников, убитых в 1930-е годы в Советском Союзе, за богослужением читалось особое Евангелие и особое апостольское послание о великом смысле и значении мученичества», - отметил он.
По словам патриарха, когда мы говорим о подвигах первых христиан или христиан всех последующих поколений, отдавших свою жизнь за веру, мы применяем по отношению к ним слово «мученик». В латинском языке это слово martyr. В русском языке слово «мученик» связано со словом «мучение», а греческое слово μάρτυς, откуда пошла и латинская традиция, и традиция современных западных языков, имеет иной смысл. Греческое слово μάρτυς означает «свидетель». «И это первоначальное прочтение подвига мучеников является очень важным, ибо не каждый мученик является свидетелем. Мы знаем, как нередко мучают людей, желая забрать у них деньги или ценные бумаги, или склонить их к отречению от какой-либо политической позиции. Но такую насильственную смерть нельзя назвать смертью мученика-свидетеля, ибо человек своей смертью, даже насильственной, ни о чем не свидетельствует. И только насильственная смерть, свидетельствующая о самом важном, получила название "мученичество"», - подчеркнул Патриарх.
«О чем же свидетельствовали древние мученики? О Христе Распятом и Воскресшем. Их заставляли молчать, принуждая силой римского государства, но они все равно свидетельствовали о Христе, и насильственная смерть этих людей является их великим свидетельством о правде Божией. В наше время мученичество не прекратилось, и мы знаем, что оно имеет место и сегодня. Но не всегда свидетельство о Христе связано с насильственной смертью. Мы все призваны быть свидетелями правды Божией, и сегодня за это свидетельство мы чаще всего не лишаемся жизни. Но нередко это свидетельство ставит нас в очень сложное положение. Современное общество склонно видеть в Церкви некую систему, которая обслуживает его потребности и даже вкусы. И если вкусы современного общества входят в противоречие с истинными христианскими убеждениями, тогда возникает тема свидетельства. Мы знаем, иногда христианские общины проявляют готовность учитывать эти вкусы и тем самым отходят от Божьей истины. Но мы призваны свидетельствовать о правде Божией и не прогибаться перед вкусами современного общества. Церковь не призывает к конфликту с обществом, но христиане призваны хранить правду Божию и свидетельствовать о ней, даже когда течение общественной жизни идет в противоположную сторону», - отметил Предстоятель РПЦ.
«Поэтому, - отметил он, - всякий раз, вспоминая древних мучеников, мы должны молиться им, чтобы по их молитвам Господь дал нам силы быть мужественными свидетелями о правде Божией. Контекст этого свидетельства может быть очень разным и сложным — это и сфера общественных отношений, и масс-медиа, и социальные сети, и собственные семьи. И последнее иногда бывает сложнее, чем все остальное. Каждый родитель-христианин должен свидетельствовать перед детьми о правде Божией. А дети, получившие христианское воспитание, но которые живут в нерелигиозной или нехристианской семье, должны иметь способность свидетельствовать об этой правде перед своими родителями».
«Таким образом актуализируется великая идея мартирия (свидетельствования и мученичества — РНЛ) в наши дни. И она требует от нас сил и преданности Господу. Поэтому мы и создаем Божии храмы: когда мы молимся вместе, между нами стираются все границы и мы как один народ, как одна семья предстоим Богу — и это предстояние укрепляет нашу веру и дает силы для подлинного свидетельства о Христе современному миру», - заключил Патриарх Кирилл.
В дар Воскресенскому храму в Цюрихе Его Святейшество передал образ Спасителя, поздравив всех присутствующих с 80-летием образования общины. «Я хотел бы выразить благодарность всем, кто здесь трудится, но особым образом поблагодарить ктиторов, благоукрасителей и создателей сего святого храма», ― сказал Патриарх Кирилл.
Во внимание к помощи храму Воскресения Христова в Цюрихе ряд людей был отмечен наградами Русской Православной Церкви.
Патриаршего знака храмостроительства удостоен президент компании СОАLCO В.В. Анисимов, отмечающий в нынешнем году 65-летие со дня рождения.
Также наград удостоены:
- Е.В. Анисимова ― ордена святой равноапостольной княгини Ольги II степени;
- президент правления компании Manz Privacy Hotels Svitzerland Л.И. Манц-Лурье ― ордена святой равноапостольной княгини Ольги III степени;
- представитель Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в Швейцарии А.Ю.Казаков ― медали «Патриаршая благодарность»;
- представитель внутренних дел Российской Федерации в Швейцарии и Лихтенштейне, генерал-майор полиции К.А. Пирцхалава ― медали Славы и чести I степени;
- профессор Цюрихского университета доктор Арнольд Спеша ― медали Славы и чести I степени.
Далее состоялся прием в честь 80-летия прихода Воскресения Христова в Цюрихе.