«О нации вне имперского строя говорить бессмысленно»

Известные пастыри прокомментировали законопроект о российской нации

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
896
Время на чтение 5 минут
Как сообщалось, на заседании Совета при Президенте России по межнациональным отношениям, состоявшемся 31 октября в Астрахани, Владимир Путин поддержал идею разработать закон о российской нации. 

«Как Вы относитесь к этой идее? Что должен представлять собой такой закон?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что «этот закон должен был быть готов еще позавчера. Мы восполняем то, чего нам не хватало последние 30 лет, а то и все 70. Закон о национальной самоидентификации и о формировании общественного мнения в отношении национальной политики внутри страны совершенно необходим». 

«Я смотрел заседание правительства в Астрахани. И что интересно: там полно было чиновников, но не было ни одного священника или муфтия, хотя вопрос касается этноконфессиональных отношений», - отметил он.

«В свое время даже очень много ныне ругаемый Сталин этот вопрос решил блестяще, как ни странно это прозвучит из моих уст. И результатом этого правильного решения стало единение народа и победа в Великой Отечественной войне. А после победы 1945 года пошел процесс сокращения репрессий в отношении священников Русской Православной Церкви. С тех пор и до нынешнего времени чиновники нашего госаппарата пытаются решать национальный вопрос, косвенно привлекая представителей ведущих конфессий, почему это не было сделано сейчас – непонятно. Даже символическое их присутствие будет иметь громадное значение. А конструктивное участие обязательно приведет к решению в созидательном русле, потому что у нас сейчас настало время единения российской нации, и это самая главная внутренняя проблема страны, важнее даже, чем экономическая», - убежден отец Александр.
 
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, полагает, что этот «вопрос крайне непростой, и он назрел давно. Потому что с одной стороны очевидна депопуляция русского народа, который является государствообразующим и не имеет соответствующего конституционно обоснованного статуса внутри государства. А с другой стороны - не одно столетие в состав России входит огромное количество национальностей». 

«Понятие "нация" вообще возникло лишь в конце XIX века, а в ХХ веке, как известно, этим понятием очень злоупотребляли нацисты, - напомнил он. - И оно не то чтобы скомпрометировано, но его можно использовать только в имперском строе, и о нации вне имперского строя говорить бессмысленно. Путин правильно ставит вопрос, но он нуждается в серьезной проработке, осмыслении и законотворчестве, чтобы четко определять понятие».
 
Иерей Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске, признался, что не очень понимает, «что такое российская нация. Кто к ней будет относиться? У меня ассоциации с проектом советской эпохи, но тогда было 15 союзных республик, и все понимали, что есть белорусы, украинцы, казахи. Это уникальный опыт, но как таковой нации создано не было. А что получится сейчас? Русский, чеченец, ингуш будут одной нации? Это как-то странно». 

«Вероятно, - предположил он, - это попытка создать подобие "плавильного котла", всех объединить. Но если это делать топорно, ничего хорошего не выйдет. Подобные глобальные проекты останутся только на бумаге, никто серьезно воспринимать их будет». 

«Мы не должны заниматься попытками создать общую нацию экспериментальным путем, - уверен пастырь. - С этой идеей могут не согласиться представители национальных меньшинств, которые гордятся своей принадлежностью к тому или иному этносу. Пусть это называется как угодно, но не нация. Мне кажется, национальная самоидентификация должна проходить естественным путем. Если человек считает себя русским, значит, он русский, якутом – стало быть, якут. Попытка расчесать под одну гребенку разноцветье и разнообразие этносов, на мой взгляд, успехом не увенчается». 

«Объединительную работу нужно начинать не с создания нации, а с формирования общенародной идеи, которая нас всех объединит, - предложил отец Святослав. - В советское время таковой были коммунистические идеалы. Что мы можем предложить сегодня? Для меня это заповеди Божьи, - но у нас есть мусульмане, буддисты. Всем угодить невозможно, однако идеологическую дыру нужно чем-то заполнить. Проект "Жить" Матвиенко очень хорош. Но в его основе лежит идея "Мы против войны". Она краткосрочная. Для общенародной идеи нужно выбирать более долгосрочную концепцию». 

«На мой взгляд, хотя наше общество полинациональное и поликонфессиональное, культурообразующим моментом послужило именно православное христианство. Я не тяну одеяло на себя, но думаю, национальную идею нужно поискать в прошлом. Быстро такие вещи не решаются», - заключил пастырь.
 
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, признался: «Я, к сожалению, не знаю подробностей предлагаемого закона. Какой-то закон, к которому можно апеллировать в случае проблем, дискриминации, наверное, необходим. Да, наша страна многонациональная, и какой-то закон, который бы координировал, объединял все остальные законы, подзаконные акты, касающихся межнациональных отношений, наверное, необходим. Единственное, что меня сразу насторожило - название "российская нация". Я не очень хорошо понимаю, понимаю, что это такое. Если имеются в виду все национальности, которые живут в России, то это российские люди, гражданское общество - в правовом смысле. Если говорить о культурно-историческом статусе, тут мы видим многообразие национальных культур, исторических процессов. Причем единство только в том, что все национальности попали в Россию тем или иным путем – добровольного присоединения, в результате военных конфликтов... Так или иначе, они вошли сначала в Российскую империю, затем в Советский союз, и наконец стали частью России». 

«Но всегда, когда заходит речь о многообразии культур, возникает вопрос об их взаимодействии, взаимообогащении, диалоге, а иногда и о некоторых столкновениях. Мне кажется, было бы ошибкой, если бы этот закон причесывал всех под одну гребенку», - считает он.

Священник вспомнил Конституцию Советского союза, «где говорилось, что создана новая историческая общность - "советский народ". Это была политическая декларация - наверное, чтобы как-то сгладить плохое впечатление, вызванное декларациями Никиты Хрущева о построении коммунизма ну и тому подобными идеологическими советскими инициативами». 

«Другая проблема связана с тем, что иногда называют духовностью. Если рассматривать общность людей как некую духовную общность, возникает много проблем, связанных с религиозным сознанием, религиозным вектором. Слава Богу, что большинство у нас относится к монотеистам – либо к православным, либо к мусульманам, - и Межконфессиональный совет России показал, что на уровне взаимных инициатив, которые поддерживают разные конфессии, такое взаимодействие возможно. Однако говорить об общности духовной в отношении разных конфессий неправильно», - убежден отец Димитрий. 

«Гуманизм, который сформировался под влиянием, с одной стороны христианского просвещения, с другой - общественно-социальных процессов, хорошо выражен в русской литературе. Школьный курс русской литературы - наше замечательное наследие, главный воспитатель современного школьника. И хотя многие не любят слово "гуманизм", думаю, все-таки словосочетание "гуманистическая культура" вполне уместно (если понимать под этим не потворство человеческим грехам и слабостям, а то, что человек – высшее творение Божье). Вот в этом смысле можно говорить о духовности, но не в религиозном, а в светско-этическом понимании. Но, конечно, о духовности в церковном понимании речи идти не поможет. Тут, скорее, нужно, чтобы мы любили друг друга, соседствовали друг с другом и устраняли возникающие противоречия в духе любви и взаимопонимания. Вот если закон будет направлен именно на это, слава Богу», - заключил пастырь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: «О нации вне имперского строя говорить бессмысленно»

О нации нужно говорить и хранить при любых исторических обстоятельствах!
andrey-volkov / 07.11.2016, 10:52
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
День памяти выдающегося русского поэта-баснописца И.А.Крылова
Сегодня мы также вспоминаем академика А.О.Ковалевского, партизанку Е.И.Чайкину, создателя ранцевого парашюта Г.Е.Котельникова и художника Павла Корина
22.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 08:21
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00