Мало кто знает смысл праздника в силу низкого уровня исторического просвещения

Борис Юлин, Николай Стариков, Анатолий Вассерман и Анатолий Степанов о Дне народного единства

0
792
Время на чтение 5 минут
4 ноября страна отметит День народного единства. Праздник этот достаточно молод – введен в 2005 году. Новая историческая культура требует иного досуга: важнейший из дней для предыдущих поколений – годовщина Октября – вытесняется более древней победой – изгнанием поляков из Китай-города в 1612 году. Эксперты полагают: новый праздник стал своим не для всех, да и о сути его мало что кому известно, а полностью войдет он в кровь и плоть россиян через несколько поколений, сообщает Накануне.RU.

«У праздника нет сути. Он был сделан специально для того, чтобы подменить день годовщины Октябрьской революции, что входит в идею уничтожения всего советского и памяти о нем. Сначала Ельцин ввел бессмысленный и непонятный День согласия и примирения, позже появился День народного единства. В чем оно выражается? Чем оно сейчас больше, чем 30,40, 100 лет назад? Праздник совершено искусственный, созданный для вымывания прежнего торжества. У нас есть несколько таких «суррогатных» праздников. День государственного суверенитета, который в лучшем случае воспринимают как выходной. День весны и труда. Набор суррогатов для замены праздников советского периода», - отметил в беседе с Накануне.RU историк Борис Юлин.

Он уточнил, что власть сейчас живет по своим собственным законам, не прислушиваясь к народу, в котором укрепляются просоветские настроения. По этому принципу вводятся праздники, а также увековечивается память тех или иных «героев».

«Давайте посмотрим на праздник согласия и примирения на фоне установки в Петербурге доски Маннегрейму, памятника пособнику фашистов и предателю страны Краснову. С кем согласие, с кем примирение? Почему именно эта дата?» - недоумевает историк.

Писатель, историк, публицист Николай Стариков в беседе с Накануне.RU отметил: День народного единства стал одним из дней нашего праздничного календаря.

«Хотя в полной мере он станет праздником для тех поколений, которые входят в жизнь. Для них начало ноября будет ассоциироваться с Днем народного единства. Для меня, родившегося в Советском союзе, праздниками были Новый год, 23 февраля, 8 марта, 7 ноября. Для тех, кто родился в новой государственной формации, набор будет иным», - отметил Стариков.

По его мнению, праздники подобны памятникам, в русский язык очень точен: памятник – память.

«Праздник должен напоминать что-то важное для народа. 4 ноября 1612 года русские не только выбили поляков из Кремля и ликвидировали Семибоярщину, они сохранили Россию и заложили фундамент для будущего развития нашего государства. Побочно они заложили основы и для ликвидации Речи Посполитой, но об этом мало говорят, хотя этот процесс исчисляется не днями. В ноябре мы вспоминаем то, чего не должно бывать никогда. Это созвучно песне, которую учили в советских школах на уроках музыки о Кубе: "Когда мы едины, мы непобедимы". В этом суть Дня народного единства», - отметил эксперт.

Историк уверен, те, кто отмечал годовщину Октябрьской революции, будут делать это и впредь.

«Для тех, кто придерживается определенных исторических взглядов, Октябрь – дата, которая разделила всю человеческую историю на две части. А вот задача заменить деструкцию на объединение выполнена», - резюмировал Стариков.

Все эксперты сходятся во мнении, что суть праздника, скорее, в том, чтобы отойти от годовщины Октября, нежели в том, чтобы у россиян появился некий «день идентичности». В итоге от одного праздника страна ушла, а к другому пока так и не пришла.

«Этот праздник обрел некоторый смысл, разве что, в связи с воссоединением с Крымом. Я 4 ноября воспринимаю как напоминание о том, что ни один раз страна распадалась, нам всегда удавалось ее восстановить, и, как правило, еще и укрепить. Надеюсь, что и в этот раз начавшийся процесс объединения продолжится. Вводили дату в надежде заменить ею 7 ноября, день Октябрьской революции, перехода нашей страны к строительству того общества, которое, как показал дальнейший ход событий, в наибольше степени соответствует идеалам русской цивилизации и обеспечивает их поддержу и защиту. По аналогии с новогодними каникулами будут когда-нибудь и ноябрьские, от 4 до 7 ноября, охватывающие два ключевых символа русской цивилизации», - отметил в беседе с Накануне.RU публицист Анатолий Вассерман.

По его мнению, заменить 7 ноября явно не удалось. Хотя сам этот праздник остался де-факто, отсутствуя де-юре.

«Этот день в списке праздников остается, хотя и довольно в оригинальном виде: парада в память парада на Красной площади 7 ноября 1941 г., при этом в официальных комментариях старательно молчат, в честь чего был парад в разгар Битвы за Москву. Сам он показывает: полностью вычеркнуть из народной и государственной памяти традиции празднования 7 ноября не удалось, и, надеюсь, не удастся впредь», - уточнил Вассерман.

Отметим, крайне любопытным явлением празднования Дня народного единства, особенно в первые годы, были так называемые «Русские марши». Сейчас об этой акции многие забыли, напрямую с Днем народного единства его не отождествляют, хотя когда-то оно собирало внушительное число участников.

«Есть так называемый "Русский марш", чья цель – выделение из России только российских территорий, что прямо противоречит ценностям русских цивилизации и истории, и есть марши толерантности, где просто перечисляются все, кто сделал вклад в русскую культуру. Но акцент делается на то, что они – разного происхождения, а не на то, что русской культуры. И то, и другое упускает из виду главное, что есть в русской цивилизации, - стремление к объединению разнообразного и развитию разнообразного. Поэтому пока этот день невозможно признать Днем народного единства: вокруг него сталкиваются противоположные мнения», - резюмировал публицист.

В беседе с Накануне.RU историк, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов отметил: первые «Русские марши» собирали достаточно внушительное количество людей, что вызвало серьезное беспокойство. Потом, когда его участники показали свои политические взгляды, событие перешло в разряд маргинального.

«После того, как так называемые "русские националисты" поддержали попытку либеральной, "оранжевой" революции в России и оказалось, что между ними и откровенно прозападными силами много точек соприкосновения, когда значительная их часть поддержала украинскую хунту в войне против русского населения на Донбассе, "Русские марши" сошли на нет. Сейчас они – маргинальные события. Этот праздник народного единства становится государственным, хотя не перестал носить оттенок оппозиционности, вызывать настороженность власти», - сказал Степанов.

По его мнению, сегодня торжество 4 ноября стало частью русской культуры, но вот известности у него мало, в силу очень низкого уровня исторического просвещения людей, особенно среди молодежи.

«Это связано с лихолетьем, которое мы пережили в 90-е, отчасти – в 00-е годы. Тогда царило не только откровенное самоуправство, радикальный либерализм в преподавании исторической науки. Каждый учитель истории сам решал, как ему преподносить ту или иную эпоху. Итог – сейчас можно спрашивать, кто такие Кутузов или Жуков, и не получить ответа. Это общая проблема исторического сознания. Сейчас власть понимает эту опасность. Показатель – назначение нового министра образования», - сказал историк.

При этом, по его словам, хоть праздник и был создан для замены дня годовщины Октября, по сути, замена не удалась: нет на уровне государства людей, которые объяснили бы, что именно произошло 4 ноября 1612 года, и как это важно для России.

«Пропагандистов, обеспечивающих проведение государственной политики, нет. Должны быть целые институты в государстве. Этого, к сожалению, не сделано. Нет пропагандистского обеспечения политики. Нужна работа государства: что значит победа над Смутой, Наполеоном. Пока мы в процессе. Заменить в значительной степени удалось, сменились поколения. Это видно по массовости празднования. 7 ноября становится русским праздником. Можно сказать, что это стало внутренним делом КПРФ», - резюмировал Анатолий Степанов.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02