itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Кому повем печаль мою

Людмила Московская о тайне народной поэзии в книге «Духовные стихи Русского Севера»

Александр Сергеевич Пушкин  ДелоРус 
0
875
Время на чтение 7 минут
Вышла Книга. Книга большая и великая. Большая – по формату и толщине: 800 страниц. Великая – ибо содержит документально засвидетельствованный Дух русского народа. В ней собраны духовные стихи, записанные на протяжении полутора столетий и хранящиеся в архивах Петрозаводска.

Эта работа продолжает публикации памятников духовной жизни народа, реабилитированных в последние десятилетия. В 2002 году была издана работа «Беломорские ста́рины и духовные стихи», записанные выдающимся учёным А.В.Марковым на рубеже XIX-XX веков (тираж 500 экз.). В 2007 году опубликован первый том «Неизданных материалов экспедиции Б.М. и Ю.М.Соколовых. 1926-1928: По следам Рыбникова и Гильфердинга», практически полностью посвящённый духовной поэзии (тираж 800 экз.). Материалы были «рассекречены» и оказались доступными для читателя через 80 лет!

И вот новое событие – книга «Духовные стихи Русского Севера» (Петразаводск, 2015, 500 экз.). Издание подготовлено коллективами Карельского научного центра Российской Академии наук и Петербургской консерваторией. Составители текстов: Валентина Павловна Кузнецова, нотного приложения: Галина Владимировна Лобкова и Мария Николаевна Шейченко.

Как говорят, архивные материалы вошли в научный обиход… Вроде бы всё прекрасно. Из небытия всплывает история духовного самосознания народа. Открывается сокровищница национальной поэзии.

О чём же печалится душа моя? О том, что для подавляющего большинства наших современников эти самые главные события современности остаются абсолютно неизвестными. Подлинные тексты являются основой для подлинных суждений об уровне совершенства крестьянской культуры. Для осознания мощи и чистоты народной души, народной философии и нравственности. Документы – штука неопровержимая. Это не медитация писателя, не спекуляция политика. Это ошеломляющая правда о нас самих.
Однако, главные события остаются на периферии культурной жизни современного общества.

Мы живём в одной стране, ходим по одной земле (и чаще по одному асфальту), под одним небом, но не знаем, не узнаём друг друга. Не слышим и не видим. Мы скользим в параллельных интеллектуальных мирах. Мы – городские жители. Едим и пьем то, что нам выкладывают сетевые магазины. Слушаем и думаем о том, что нам вбрасывают в головы рекламные ролики телевизора. Круг личностного общения рядового гражданина крайне узок. В основном сводится к бытовому взаимодействию. Интеллектуальное общение, как правило, ограничено профессиональным интересом.

Культурная прослойка чрезвычайно тонка. Специалисты, подобные флюсу, принадлежат каждый своему ведомству: медицинскому, учёному, учительскому, банковскому… Есть среди них музыкальное и филологическое, а в нём реликтовые отделения изучения традиционной культуры. И многим из нас кажется, что это знание избыточное, не может быть востребованным в наш рациональный век. А раз уж оно априорно напрасное, то и не нечего знать о том, что кануло в Лету.

И мы ничего не знаем.

Мы отодвигаем от себя эти сведения, отдаём в руки специалистов искусствоведов, русистов, музыкантов. Не осознавая, что это-то и есть самое главное наше достояние – завещание предков, обретение корней в народном понимании смыслов жизни.

Для человека, выросшего в городской культуре, флюиды национального вольного духа улавливаются в творчестве Твардовского, Рубцова, Есенина, Гаврилина, Свиридова… Здесь мы чувствуем животворную силу экологически чистой культуры. Но первородная традиционная культура – другая. И она мощнее.

Есенин писал о «мудром нашем мужике» и очень точно понимал это. В детстве он ещё застал пение каликами духовных стихов. Это глубокое нутряное чувство слова, мелоса народной песни оживотворило его поэзию. Мы узнаём и приветствуем его авторскую русскость. Но в первоисточнике она шире и полноводнее, проще и мудрее. Чтобы осознать это, надо прикоснуться к подлинным образцам народной поэзии.

Крестьянская народная культура, любовно собранная с громадных просторов России, перекочевала в архивы. О ней знают, ею наслаждаются, её изучают эстеты-интеллектуалы из консерваторий, университетов, Пушкинского дома. Она оказалась достоянием интеллектуальной элиты. В своих высочайших образцах традиционная народная музыка смыкается с классикой, и авангардом. В ней есть отшлифованность, безупречность вкуса. Виртуозность и одновременная простота порой недостижимая для профессионального исполнителя. Истово и смиренно пение крестьянином былины или духовного стиха. Он говорит о том, что доподлинно знает, чему доподлинно верит. То, что абсолютно, что есть вне его, и то, что есть он сам.

Книга содержит множество записей духовных стихов, сделанных от разных исполнителей на протяжении полутора веков. Может возникнуть вопрос: зачем не филологу-специалисту читать один и тот же сюжет в многократных повторах? Но это та необходимая множественность листьев, без которой невозможно понять, что такое дерево. Одинокий лист неспособен донести всей радости, аромата, могущества целого.

Многообразность даёт обаяние и торжество полноты смысла. Стихи, словно подвижные листья, по-разному ловят и отражают свет. Расплёскивают солнце. Одиночный текст, осознавая свою уникальность, неподсуден и кичлив. Частный текст из множества, даже самый наисовершеннейший, одновременно является рядовым.

Когда осознаёшь эту всеобщность уникального: народного духа, ума, сердца, то ошеломлённо сравниваешь духовный образ народа прошлых веков и нынешнего времени. Перестаёшь ориентироваться во временах и пространствах, в направлениях движения цивилизации, в прогрессах и регрессах.

В начале XX века архимандрит Иларион (Троицкий) писал о Прогрессе и Преображении. О том, что столбовой дорогой развития человечество выбрало прогресс: техническое усовершенствование жизни, накопление материального и интеллектуального знания обществом и личностью. Но Господь звал к Преображению. Это глубокое понимание смысла человеческой жизни в масштабе христианской истины – главное содержание народной духовной поэзии.

Чтение одного и того же духовного стиха во множестве записей позволяет выявить канонический смысл притчи. Каждый исполнитель держит образ идеальной истины, принятой и растворённой в сердце народа, и как по канве вышивает свой узор. Кто более искусен, глубок, музыкален, тот воплощает лучший образ традиции. Но все находятся под высокими сводами Православия. Печалуются о духовном преображении человека. Русский народ сердцем принял библейские и житийные тексты, переосмыслил их в поэтические образы.

И погружаясь в эту крестьянскую культуру – документально утверждаешься в истинности существования народа богоносца и Святой Руси.

Для некоторого подобия конкретного впечатления о содержании, коснёмся двух чрезвычайно широко распространённых стихов о Двух Лазарях и Алексии человеке Божьем.

Евангельская притча о Лазаре не называет имя богатого брата. В художественном повествовании все герои должны быть наречены. Закон теплоты устного слова не позволяет иначе. Тождественность пред Богом усугубляется одинаковостью имён богатого и бедного братьев – два Лазаря. Это не нелепость, в крестьянских семьях дети часто имели одинаково звучащие имена, данные по дню рождения и соответствующие разным святым в святцах. Народ согревает канонический строгий учительский текст теплом своего сердца. Раскрашивает, расставляет свои акценты.

В некоторых записях оба брата ласково называются Лазарюшками. Народное сознание с необычайной душевной щедростью и мудростью встаёт выше осуждения: соболезнует бедному, но и более того богатому бессердечному брату. Певца ничуть не поколебала греховность богача. Невзирая ни на что, и он – Лазарюшка. Ибо в этом Божий замысел. В каждом хранится образ Божий. Грех человека есть болезнь. И, исходя из этой Евангельской полноты смысла, злодей, как человек в сатанинском ожесточении попирающий законы Господни, извергший себя из Царства Божия, достоин глубокого сострадания. И в конце после Божьего определения праведного в рай, а грешного в ад, у кроткого брата нету мстительности. Когда грешник, мучимый жаждой, просит хоть напёрсток воды, он отвечает с благорасположением и смирением: – «Дал бы тебе и ковшик, да воля не моя».

Нет мелочей и пустот в народных поэтических формах. Они выношены в народном сердце столетиями.

Загадочен сюжет об Алексии человеке Божьем. Здесь есть нечто выскальзывающее из нашего нынешнего рассудочного понятия о героизме и значимости человеческой жизни. Родившийся в достатке, изобилии, любви, Алексий покидает отчий дом, невесту, мирское счастье. Исчезает из материального, чтобы обрести себя в духовном мире. А через много лет, возвратившись нищим странником, остаётся неузнанным. Лишь со смертью открывается тайна его жизни и святости. Ключ к загадке судьбы – в её божественном истоке. Алексий – вымоленный сын. Долго просили бездетные благочестивые супруги о ниспослании им чада. И, вняв пламенной мольбе, Богородица сообщила, что родится сын – человек Божий. Посему пост и молитва стали его уделом.

Удивительны устоявшиеся смыслы народной философии, вылитые в поэтическое слово. В них русской душе тепло. – Здесь её дом.

Мы коснулись лишь сюжетов, но поэтический смысл лежит в форме, в языке, в напеве. Обаяние мелодики, звукописи стиха, живость диалектного слова, дающего ему особенную достоверность, можно почувствовать лишь при чтении подлинных текстов.

В книге имеются записи середины XIX века, сделанные от калик – профессиональных странствующих исполнителей, живущих на подаяние. Эти тексты наиболее обстоятельны, полнозвучны, пространны (некоторые содержат свыше 600 строф). Отчётливо видно, как угасает стих в более поздних записях. Укорачивается текст, теряются детали, слабеют диалектные особенности.

Божьим промыслом тайна духовной поэзии, законсервированной в архивах и скрываемой от народа почти столетие, сейчас открыта. И это прекрасная тайна. Слыша духовные стихи, мы с удивлением угадываем себя в светлом зеркале ныне почти исчезнувшей экологически чистой и совершенной крестьянской духовной культуры. Грустно понимать, что мы всё более удаляемся от неё.

Хочется поделиться огромной радостью, что книга «Духовные стихи Русского Севера» появилась, т.е. состоялась пред Богом. И попечалится о том, что столь мизерен её тираж.

Людмила Фоминична Московская, доктор физико-математических наук, член Союза писателей России, лауреат Всероссийской православной литературной премии имени св. кн. Александра Невского за 2015 год
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Московская
Сосны
Стихи
01.09.2022
Венок Любви
Размышления о книге «Сура Благословенная»
18.12.2021
Найти человека
2.Размышления о творчестве Николая Михайловича Коняева (25.08.1949 - 16.09.2018)
15.09.2021
Найти человека
1.Размышления о творчестве Николая Михайловича Коняева (25.08.1949 - 16.09.2018)
14.09.2021
Духоносный пастырь
Памяти протоиерея Николая Алексеевича Беляева († 12.01.2021)
20.01.2021
Все статьи Людмила Московская
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«…Стать с веком наравне»
Обзор журнала «Берега» № 6 (58) 2023
16.03.2024
День памяти сподвижника Ломоносова Степана Крашенинникова
Сегодня мы также вспоминаем дипломата М.П.Бестужева-Рюмина, фельдмаршала кн. А.И.Барятинского, профессора Н.Ф.Катанова, разведчика Н.И.Кузнецова и академика О.Н.Трубачева
09.03.2024
Для кадровой революции в России нужен институт комиссаров
Ветераны СВО должны занять должность не прямого начальника над учёными, а «комиссара», надзирателя, задачей которого будет не допустить принятия откровенно враждебных решений, исключить явную ложь и подлог
02.03.2024
День памяти митрополита Макария
Также сегодня мы вспоминаем генерала П.С.Ванновского, публициста В.В.Оловеникова, филолога Ф.Е.Корша и подвиг псковских десантников
29.02.2024
Все статьи темы
ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии