28 сентября в Союзе писателей России состоялось очередное заседание международной общественной организации «Русское Собрание». В повестке дня заседания был вынесен вопрос «Православный социализм: идеология будущей России или соединение несоединимого». С докладом выступил известный публицист, кандидат физико-математических наук Николай Владимирович Сомин. Своими впечатлениями о состоявшемся заседании делится председатель «Русского Собрания» Анатолий Степанов.
Я успел поговорить после заседания с некоторыми активными деятелями «Русского Собрания», и большинство из них оценило состоявшуюся дискуссию как полезную и необходимую. Хотя, когда я предложил вынести тему «православного социализма» на заседание «Русского Собрания», это вызывало недоумение, а порой и активное сопротивление. Кто-то даже начал распускать слухи о том, что «Русское Собрание» меняет идеологию с национально-консервативной на лево-социалистическую. И ко мне накануне заседания обращались некоторые коллеги с вопросом - так ли это (в очередной раз убеждаюсь, что слухи - ужасная сила).
Открывая заседание, которое носило по традиции открытый характер, т.е. в нем приняли участие не только члены «Русского Собрания», но и приглашенные гости, я отметил, что задача наша не вынести некий вердикт по теме православного социализма, а детально, серьезно обсудить эту тему, которая часто звучит в публикациях современных мыслителей.
Конечно, Николай Владимирович Сомин, которого я попросил выступить с базовым докладом на заседании «Русского Собрания», является самым ярким теоретиком православного социализма. Его книга «Православный социализм как русская идея» в 2015 году вышла уже вторым изданием. Но и помимо него эта тема звучала и звучит в трудах многих русских мыслителей.
Достаточно упомянуть одного из ярких представителей русского зарубежья протоиерея Сергия Булгакова. Из наших современников сразу вспоминается Геннадий Михайлович Шиманов, скончавшийся не так давно, человек, пострадавший в советское время за свои православные взгляды, один из активных авторов легендарного рукописного журнала «Вече», издававшегося Владимиром Николаевичем Осиповым. Шиманов еще в 1970-е годы писал об этой проблеме, он и в советское, и в антисоветское время не менял свои взгляды.
Я близко был знаком с самобытным философом из Санкт-Петербурга, исследователем творчества Льва Тихомирова, доктором философских наук, профессором Юрием Юрьевичем Булычевым, который был одним из основателей «Санкт-Петербургского патриотического форума» (своего рода предшественник «Русского Собрания» в начале 00-х годов) и автором «Русской народной линии». К сожалению, он скончался в расцвете творческих сил. Из ныне живущих мыслителей можно упомянуть Александра Евгеньевича Молоткова, автора интересной книги «Миссия России. Православие и социализм в XXI веке».
Иными словами, тема эта не нова, ее надо обсуждать, причем, не обязательно выносить какой-то вердикт, не обязательно готовить резолюцию по обсуждаемой проблеме. Тем более, когда есть такое разномыслие и разногласие. А разномыслие это проявилось в полной мере и на нашем заседании в минувшую среду.
Сам докладчик Николай Сомин в самом начале своего выступления заметил, что тема «православного социализма» никого не оставляет равнодушным. И по его наблюдениям, две трети аудитории, в которых он выступает, обычно встречают эту тему в штыки, одна треть поддерживает и становится горячими сторонниками. Пожалуй, процент встретивших в штыки идею «православного социализма» на заседании «Русского Собрания» был больше, чем две трети, но выступали и сторонники этой идеи, звучали призывы прислушаться к тому, о чем говорит он.
Основная масса выступавших критиковали идею православного социализма, но, к сожалению, чаще всего звучала критика не прозвучавшего доклада, а собственного понимания термина «православный социализм». Спор скорее шел вокруг термина, а не вокруг сути проблемы. Звучали призывы к докладчику отказаться от термина «православный социализм», исключить из своей конструкции слово «православный» и говорить о «народном социализме», либо исключить из своей конструкции слово «социализм» и говорить о форме хозяйствования, основанной на православии.
В некоторых выступлениях звучали обвинения в адрес автора едва ли ни в сектантстве, что, на мой взгляд, совсем несправедливо, и, честно сказать, напомнило мне обвинения некоторых современных «сектоведов» в адрес «Русской народной линии». Они нас тоже называют сектантами из-за того, что мы стремимся опровергнуть клеветы в адрес первого русского царя Иоанна Васильевича Грозного и друга царской семьи Григория Ефимовича Распутина, стремимся к тому, чтобы восторжествовала правда. За что от этих самых «сектоведов» мы получили наименование «секта иоанногрозненцев и распутинцев». А принявший по его просьбе участие в дискуссии воинствующий антисоветчик Михаил Налимов пошел еще дальше и вовсе обвинял докладчика и всех присутствовавших в большевизме, а епископат Русской Православной Церкви походя записал в «агенты КГБ». При этом себя именовал исключительно монархистом и антибольшевиком.
С другой стороны, руководитель общественной организации «Русь триединая» и редактор одноименной газеты, один из организаторов «русской весны» в Харькове, а ныне политэмигрант Сергей Моисеев утверждал, что на баррикадах и в окопах Новороссии идея «православного социализма» звучит весьма органично.
Доклад Н.В.Сомина, и правда, задел за живое. В дискуссии помимо поименованных выше приняли участие большое количество членов «Русского Собрания» (среди них много авторов «Русской народной линии») и приглашенных гостей. Причем, на собрании выступали не только москвичи, но и гости из других городов нашего Отечества. В прениях выступили члены «Русского Собрания»: священник Сергий Карамышев из Рыбинска, московские священники Александр Шумский и духовник Собора православных братств игумен Кирилл (Сахаров), председатель Пермского отделения «Русского Собрания» Николай Дозморов, председатель Казанского отделения «Русского Собрания» Михаил Щеглов, председатель Нижегородского отделения «Русского Собрания» Сергей Скатов, председатель Тверского отделения «Русского Собрания», глава администрации города Калязин Константин Ильин, один из руководителей Изборского клуба Новороссии Федор Папаяни из
Донецка, секретарь «Русского Собрания» Андрей Сошенко из Калуги, публицист Константин Новиков из Тулы, историк Юрий Дуняшенко из Шуи, и москвичи: председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев, аналитик Владимир Сурин, доктор философских наук, профессор Анатолий Ветошкин, кандидат биологических наук Дмитрий Лебедев, историк и публицист Леонид Болотин, физик, публицист Дмитрий Гусс и другие.
Большинство из выступавших, повторюсь, негативно восприняли идею «православного социализма». При этом звучала и вполне обоснованная критика по вопросу реализации этой идеи «православного социализма», высказывались опасения, что на пути претворения в жизнь этой идеи общество подстерегают серьезные угрозы. Многие говорили, что попытка реализации идеи «православного социализма» приведет к росту насилия и возобновлению методов террора и принуждения, которые мы помним по 30-м годам нашей истории.
В выступлениях звучала вполне справедливая критика о негативной коннотации термина «социализм», который ассоциируется в умах многих наших современников с идеями несправедливости и уравниловки, а также атеизма. Хотя, надо отметить, что в самом докладе Николая Сомина речь шла как раз о том, что «православный социализм» в его понимании, это - такое социально-экономическое устройство общества, во главе угла которого будет поставлен принцип справедливости и в котором будут учтены все позитивные завоевания эпохи социализма в нашей стране.
Так получилось, что самое здравое, на мой взгляд, суждение в ходе дискуссии прозвучало в конце заседания. Это было выступление главного редактор журнала «Молодая гвардия» известного поэта и публициста Валерия Хатюшина, который предложил смотреть на идею «православного социализма» и на доклад Н.Сомина как на попытку предложить нам образ будущей России. Речь идет, по мысли Хатюшина, о том, какой будет Россия через 50 или 100 лет, когда эти идеи могут быть востребованы.
Я считаю, что в целом дискуссия оказалась очень полезной. И я надеюсь, что она станет предметом размышлений не только для докладчика, который внимательно слушал критику в адрес своей концепции, но и для тех людей, которых он заставил думать над этой проблемой. По крайней мере, я уже услышал после дискуссии мнение, что человек впервые серьезно задумался над этой проблемой. Это вовсе не значит, что все согласятся полностью с содержанием концепции Николая Сомина, но это значит, что движение русской общественно-политической мысли будет продвигаться в этом направлении.
Нам сегодня необходимо сформировать образ будущей России. Пока, признаемся честно у нас нет такого образа, мы плывем по течению, решая только сиюминутные (в лучшем случае тактические) задачи. А вот предложить обществу ответ на стратегические вопросы мы пока не можем. Например, на такие вопросы: какими мы хотели бы видеть церковно-государственные отношения в нашей стране? как должны быть выстроены институты, регулирующие национальные отношения в России? какой мы хотели бы видеть социальную структуру будущей России? каким мы хотели бы видеть экономическое устройство страны? Ответ на эти вопросы и пытается искать «Русское Собрание». И обсуждение концепции «православного социализма» - шаг на этом пути.
Выступает Николай Сомин
Выступает Анатолий Степанов
Выступает священник Сергий Карамышев
Выступает игумен Кирилл (Сахаров)
Выступает Николай Дозморов
Выступает Михаил Щеглов
Выступает Андрей Сошенко
Выступает Михаил Налимов
Выступает Леонид Болотин
Выступает Анатолий Ветошкин
242. Re: «Православный социализм»: спор скорее о понятиях, чем о сути дела
241. Re: «Православный социализм»: спор скорее о понятиях, чем о сути дела
240. Re: «Православный социализм»: спор скорее о понятиях, чем о сути дела
239. Ответ на 233., М.Яблоков:
238. Ответ на 236., Иванович Михаил:
237. Ответ на 234., Иванович Михаил:
236. Ответ на 231., г-н Инспектор:
235. Ответ на 228., М.Яблоков:
234. Ответ на 213., Сергей Швецов:
233. Ответ на 226., Сергей Абачиев: